Возникновение производства автомобилей в России
Введение
Потребность людей в необходимости ускоренного перемещения по земле привела человечество к созданию различных машин и механизмов, наиболее удобным и любимым из которых стал автомобиль.
Слово ”автомобиль” означает “самодвижущаяся повозка”, хотя в современном понимании автомобилями принято называть только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями (внутреннего сгорания, электрическими, паровыми).
Российские
автомобилисты в
В
целом же начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с
С тех пор российское автомобилестроение прошло славный путь, но на нем, к сожалению, были незаслуженно забыты имена многих конструкторов, инженеров и строителей русских автомобилей - основоположников российского автомобилестроения. Между тем, русские изобретатели дореволюционного периода внесли немалый вклад в развитие автомобильной техники, начиная от мускульных самоходов Шамшуренкова и Кулибина и заканчивая автомобилями Пузырева и продукцией Русско-Балтийского вагонного завода. Исследователями найдены и опубликованы материалы русских конструкторов, свидетельствующие о том, что отечественная техническая мысль зачастую предлагала принципиально новые решения в области создания колесного транспорта.[2]
Целью
настоящей работы является описание первых попыток русских изобретателей создать
самодвижущийся экипаж, а также общая характеристика развития автомобилестроения
в России в дореволюционный период, т.е. - с середины XVIII в. до
Среди
исследователей нет единого мнения относительно того, кого именно следует
считать основоположником автомобилестроения в России. Некоторые из них пионером
автотранспортной науки в России называют Василия Петровича Гурьева, который в
Автомобильные дороги, по предположению В.П.Гурьева, следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось идеей весьма прогрессивной. Он также уделял должное внимание безопасности перевозок пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров.
Конечно, автомобилей с двигателями внутреннего сгорания тогда еще не было, и В.П.Гурьев ориентировался на паровые автомобили, которые он называл “сухопутными пароходами”. В междугородном сообщении предусматривалось широкое применение грузовых и пассажирских автопоездов. Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития страны.
Однако,
единственное, что Гурьеву удалось осуществить из своих проектов, так это
построить торцовую мостовую в Петербурге на Невском проспекте, Дворцовой
набережной и некоторых других улицах.[4] Отмечая заслуги этого выдающегося
ученого, в
Другие исследователи в числе пионеров отечественного автомобилестроения называют Л.Л.Шамшуренкова и И.П.Кулибина, речь о которых пойдет ниже.[5] Третьи - Путилова и Хлобова, Е.А.Яковлева и П.А.Фрезе.
I. Колесные самоходные экипажи
У талантливого русского самоучки, крепостного крестьянина Нижегородской губернии Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова (1685-1757) было много механических изобретений, но самым интересным для нас является самобеглая коляска, изготовленная из “железа сибирского мягкого”, “стали самой доброй”, “проволоки железной толстой”, кожи, сала, клея, холста и гвоздей.[6]
Коляска
была представлена в Петербурге 1 ноября
После показательной демонстрации самобеглая коляска Шамшуренкова использовалась придворными для развлечений “как весьма новое и курьёзное художество”, [7] а затем была забыта: гениальное для своего времени изобретение погибло на задворках Конюшенной конторы, где собирались различные экипажи.
Замечательной
конструкцией колесного самоходного экипажа являлась также самокатка русского
конструктора, выдающегося изобретателя и инженера Ивана Петровича Кулибина
(1735-1818), на которой он разъезжал по улицам Петербурга в
Сначала Кулибин работал над четырехколесной коляской, а затем, стремясь максимально облегчить экипаж и упростить управление им, создал трехколесный вариант самокатки.[8] Его самоходный экипаж имел трехколесное шасси, переднее сиденье для двух пассажиров и место сзади для стоящего человека, управляющего ножными педалями - “туфлями”. Человек держался за ручку, закрепленную в спинке сиденья, и силой своего веса попеременно давил то на одну педаль, то на другую. Педали через рычаги и тяги действовали на храповой механизм (собачку с зубчаткой), закрепленный на вертикальной оси специального маховика; последний был расположен под рамой коляски, выравнивал толчки от храпового механизма и поддерживал, таким образом, непрерывное вращение оси. От вертикальной оси маховика вращение передавалось парой зубчаток на продольный горизонтальный вал, на заднем конце которого находилась зубчатка, цеплявшаяся за один из трех зубчатых венцов барабана, закрепленного на оси задних ведущих колес.
Таким образом, конструкция русского механика содержала почти все основные узлы будущего автомобиля, многие из которых были введены впервые - перемену передач, тормозное устройство, рулевое управление, подшипники качения. Чрезвычайно ценным является оригинальное применение Кулибиным маховика для обеспечения плавной работы трансмиссии и осуществление торможения при помощи пружин типа часового механизма.
Судя
по сохранившимся чертежам, самокатка И.П.Кулибина имела длину около 3,
По
мнению А.С.Исаева, однако, наиболее правильное решение проблемы самоходной
коляски, приводимой в движение силой человека, представил в
II. Машины с паровыми двигателями. Паромобили.
Продолжая
дело своих предшественников, русские изобретатели поставили перед собой задачу
соединения колесной тележки с механическим двигателем, то есть создание
самодвижущегося экипажа для безрельсовой дороги. Так, на основе разработок
паровых двигателей И.И.Ползунова, П.К.Фролова, Е.А. и М.Е.Черепановых в
“Быстрокат”, как было названо это изобретение, должен был развивать скорость до 30 верст в час, иметь способность быстрого торможения, ускорения и замедления хода. Принципиальной особенностью быстроката являлся паровой котел, состоявший из 120 трубок и использовавший в качестве топлива древесный уголь (по замыслам изобретателей - сосновый). Предполагалось, что эта машина может быть использована как на летнем (колесном), так и на зимнем (с полозьями) ходах. В конструкции быстроката были предусмотрены также места для пассажиров и водителя, расположенные в крытой повозке, отапливаемой посредством системы тепловых трубок.
Конструктивная особенность быстроката Янкевича заключалась еще и в оригинальном оформлении связи между корпусом повозки и ее задней осью. Изобретатель отошел от общепринятого способа расположения оси под корпусом: он пропустил ось непосредственно через корпус, что сместило центр тяжести повозки и существенно повысило ее устойчивость против опрокидывания.
Исследования
в области развития парового двигателя проводились и в более поздний период, направлены
они были главным образом на применение паровых котлов в транспорте, предназначенном
для перевозки грузов. В монографии, изданной в Санкт-Петербурге в
Однако, работы русских техников по созданию колесного самохода с механическим двигателем показали, что громоздкие и тяжелые паровые установки не позволяют получить компактную и простую машину. По-прежнему стояла задача создания легкого и мощного двигателя, который в конце XIX века стал необходим не только колесному транспорту, но и зарождавшемуся самолетостроению.
III. Гусеничный транспорт.
Развитие прикладных автомобильных наук.
Необходимо заметить, что поиском путей создания работоспособных машин в XIX веке занимался целый ряд русских техников, разрабатывавших различные направления в этой области. Так, например, несмотря на уже довольно развитый в России железнодорожный транспорт, во второй половине XIX в. внимание многих изобретателей привлекали паровые самоходы, которые могли бы двигаться без рельсов - поезда с паровыми двигателями для обычных дорог.
К
этому периоду относятся предложения инженера Маевского об использовании
“способа передвижения поездов и повозок помощью локомотива, по обыкновенным
дорогам”. Его изобретение представляло собой автопоезд на гусеничном ходу.
Следует упомянуть о том, что первый гусеничный движитель (без механического
привода) был предложен в
Таким
образом, в середине XIX века был изобретен, а на рубеже веков стал все чаще
использоваться новый движитель - гусеница. В
Конструировались также самоходы для передвижения по льду (отца и сына А.и П.Врадий), бездорожью, разнообразные тягачи (Вильбах, Яковлев, Черепанов) и т.п.
По-прежнему много внимания уделялось поискам оптимальной конструкции двигателя, способного обеспечить работу самодвижущегося колесного экипажа, обладающего большим запасом хода, достаточно высокой скоростью и необходимой комфортабельностью. Так, еще в первой половине XIX века русскими изобретателями были предложены оригинальные модели различных тепловых двигателей. Позднее появились газовые двигатели, и, наконец, в конце XIX века - конструкции нефтяных, керосиновых и бензиновых двигателей, которые и послужили основой для создания легких транспортных моторов.
Изобретатели понимали, что для довольно хорошо разработанной схемы конструкции шасси нужен быстроходный, мощный и легкий двигатель транспортного типа. Таким источником мощности мог быть только двигатель внутреннего сгорания.
В
разработке качественной рабочей смеси для двигателей внутреннего сгорания
русские изобретатели использовали достижения отечественных химиков - Менделеева,
Кокорева, Зелинского. В частности, идея использования в качестве жидкого
топлива нефти своим осуществлением во многом обязана известному русскому
инженеру В.Г.Шухову, который в
В конце XIX века большой вклад был сделан русскими химиками и в разработку методов получения автомобильной резины. Так, российский ученый С.В.Лебедев разработал способ промышленного произодства синтетического каучука, а Б.В.Бызов - способ получения синтетического каучука из нефти.
Русский
инженер Шпаковский еще в
Одним
из первых конструкторов российского керосинового двигателя был также лейтенант
военно-морского флота Е.А.Яковлев, которому в
Между тем, по мере возрастания скорости автомобиля, усложнения маршрутов поездок, возрастали и опасности, связанные с перегрузкой ходовой части, потерей управления на скользкой дороге или крутых поворотах. Взаимодействие быстроходных колесных машин с дорогой требовало предварительных расчетов, без которых вполне обходились прежние виды транспорта.
Как показывала практика, одной оригинальной конструкторской мысли для создания автомобиля было явно недостаточно. Для решения самых разнообразных прикладных автомобильных проблем необходимы были усилия многих ученых.
Сегодня мало вспоминают о том, что основатель российской аэродинамики Н.Е.Жуковский проводил исследования не только в области авиации, но и в других сферах техники. В частности, многие его статьи и разработки по автомобильной тематике, например, такие, как “Силы инерции автомобиля при его движении под управлением руля”, стали незаменимым пособием для конструкторов-практиков.
Работы русских изобретателей в области создания автомобильной техники не ограничивались только усовершенствованием агрегатов автомобиля. Они проявляли интерес и к различного рода контрольно-испытательным устройствам, позволяющим контролировать работу движущейся машины.
Интересно, что первым конструктором автомобильного счетчика был еще Л.Л.Шамшуренков, который предложил к самобеглой коляске сделать часы для измерения пройденного пути (верстомер). В конце же XIX в. работы по созданию стационарных контрольно-испытательных устройств для транспорта (в частности - для паровозов) вел начальник юго-западных железных дорог А.П.Бородин. Позднее многие его идеи лабораторного исследования колесных самоходов использовались и в автомобильной промышленности.
IV. Предки троллейбуса. Электромобили.
Поиски подходящего двигателя для автомобилей не ограничивались работами над паровыми машинами и двигателями внутреннего сгорания. Параллельно велись исследования в области электротехники и ее возможного применения в автомобилестроении. Однако, реальные условия для создания самоходных машин на электрическом ходу появились только в конце XIX века.
В России работы над электрическими экипажами проводил инженер Ипполит Владимирович Романов, известный своими работами в области подвесных электрических дорог.
Первые
русские электромобили, практически использовавшиеся на транспорте, были созданы
Романовым в виде коляски (кэба) и омнибуса. Например, двухместный кэб Романова
образца
Электромобили Романова имели по два электродвигателя: каждый из них при помощи цепной передачи приводил в движение колеса, ведущими из которых были передние. Экипаж имел также две системы торможения - механическую и рекуперативную, электродинамическую.
По проекту И.В.Романова первые отечественные электромобили строились акционерным обществом Петра Александровича Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (речь об этом пойдет ниже). Кроме того, позднее Романов сам организовал мастерскую по изготовлению электромобилей, которая действовала и находила сбыт для своей продукции в течение нескольких лет.
После
успешных официальных испытаний в
Аккумуляторные электромобили обладали большими достоинствами: бесшумностью работы, легкостью управления, простотой устройства и др. Однако, они имели большой вес, требовали частой подзарядки и оказались весьма чувствительны к сотрясениям. Поэтому широкая эксплуатация их была сильно затруднена.
В
В целом же закат эпохи электромобиля начался в 20-е годы нашего столетия вследствие безуспешных поисков дешевых и мощных аккумуляторов - с одной стороны, и стремительного совершенствования машин с бензиновыми двигателями - с другой.
V. Первые отечественные автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Изобретение бензинового двигателя внутреннего сгорания справедливо считается одним из важнейших событий в развитии техники, в том числе автомобильной. Он существенно облегчил создание механического самодвижущегося экипажа и открыл путь совершенствования безрельсового транспорта.
По
сведениям некоторых исследователей, первый русский автомобиль с двигателем
внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в
Традиционно
же считается, что первый отечественный двухместный автомобиль с двигателем
внутреннего сгорания был создан в Санкт-Петербурге в мае
В
июле автомобиль “вполне русского производства” с мощностью двигателя в
После
смерти Е.А.Яковлева его завод перешел в руки другого владельца, но его дело по
созданию российских автомобилей продолжил П.А.Фрезе. Его предприятие с
В
Таким образом, можно сказать, что уже к концу XIX в. в основном определились перспективы развития отечественного автотранспорта.
VI. Начало серийного выпуска автомобилей в России
Пионером отечественного промышленного автомобилестроения можно считать московскую велосипедную фабрику “Дукс” Ю.А.Меллера, где была предпринята попытка наладить выпуск русских автомобилей посредством изготовления нескольких машин. [17] (Правда, следует признать, что первые попытки массового производства автомобилей в России долгое время оставались только попытками, наиболее удачной из которых была деятельность вагонного завода Руссо-Балт в Риге, речь о котором пойдет ниже.)
Между
тем идея создания национального автомобиля занимала умы передовых
представителей русской технической интеллигенции, многие из которых получили
образование, жили и работали за границей. Одним их них был выдающийся русский
автоконструктор Борис Григорьевич Луцкой, который в начале 90-х годов прошлого
столетия спроектировал несколько двигателей внутреннего сгорания, предназначавшихся
для самодвижущихся экипажей. По отзывам современников (
С
В
Следующей
автомобильной конструкцией Луцкого был грузовой автомобиль с многоцилиндровым
двигателем, демонстрировавшийся на Всемирной выставке
Следует также упомянуть о том, что Б.Г.Луцкой имел международную известность не только как автомобильный инженер, но и как создатель самолетов.
В начале XX века одно из наиболее передовых для своего времени петербургских предприятий “Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод П.А.Лесснера” заключило с фирмой Даймлера договор о постройке лицензионных бензиновых двигателей и автомобилей. Луцкой был назначен консультантом АО “П.А.Лесснер”, где при его участии создавались и выпускались вполне совершенные, отвечающие мировому уровню, автомобили.
Автомобильное
производство на “Лесснере” просуществовало с 1905 по
В
программе завода были оригинальные машины, разработанные Луцким специально для
Лесснера. Одной из них стал легковой автомобиль
Своими
передовыми конструкторскими решениями среди пионеров автомобилестроения в
России выделялся также автомобильный завод И.П.Пузырева. Собственно говоря, это
был даже не завод, а мастерская, где в
Иван
Петрович Пузырев сам спроектировал и изготовил трансмиссию, двигатель, подвеску,
кузов своих автомобилей, стремясь создать особо выносливую конструкцию для
российских дорог. На автомобиле Пузырева был поставлен двигатель внутреннего
сгорания в четыре цилиндра при мощности в
На одном из автомобилей своего изготовления И.П.Пузырев совершил успешный пробег по маршруту Петербург-Париж. По свидетельству очевидцев, автомобиль Пузырева производил весьма благоприятное впечатление, и прежде всего, своей внешней отделкой.[22]
Предприятие
И.П.Пузырева завершило свое существование в
Пытались
собирать автомобили и на периферии. Так, 5 автомобилей в
Видное
место в дореволюционной автомобильной истории нашего государства принадлежит
Русско-Балтийскому заводу в Риге, благодаря наибольшему - около 800 - числу
выпущенных машин. Первые попытки выпуска автомобилей на нем относятся к
Автомобильные двигатели Руссо-Балта изготавливались в двух видах - с цилиндрами, выполненными раздельно или отлитыми одним блоком. Характерно, что в этих двигателях впервые были применены поршни, отлитые из алюминиевого сплава. Оригинально была выполнена в этих автомобилях тормозная система, состоявшая из двух частей - ножной и ручной, действовавших независимо от друг от друга. Тормоза ножной части располагались на колесах, что для своего времени являлось новшеством.
Автомобили
Русско-Балтийского завода показывали высокие ходовые качества и неоднократно
участвовали в разного рода автопробегах, выдерживая конкуренцию с заграничными
моделями. Так, в
Кроме того, по мнению специалистов, автомобили Руссо-Балта отличались изящным видом и законченностью отделки, чем явно превосходили неуклюжие модели заграничного происхождения.[24]
Первая
мировая война вынудила эвакуировать Рижское Автомобильное отделение подальше от
линии фронта и объединить его с автосборочным предприятием, купленным рижским
заводом в
В тот же период группой И.А.Фрязиновского в России была изготовлена серия спортивных и гоночных автомобилей, которые и принесли русской марке мировую известность.
В
целом же до
Следует однако сказать, что несмотря на многочисленные отличительные качества, русские автомобили не получили должного распространения. Основной вопрос заключался главным образом в том, нужна ли вообще России массовая автомобилизация. На рубеже веков лишь незначительное число людей в России хорошо понимало, что этой оглушительно стреляющей и трясущейся машине - автомобилю - принадлежит будущее.
VII. Популяризация автомобильного транспорта в России в дореволюционный период
В
начале XX века в России мало пользовались автомобилем, да и то преимущественно
в спортивных или туристических целях. В отличие от промышленно развитых стран -
таких как Германия, Англия, Соединенные Штаты Америки - Россия традиционно
считалась (и была таковой на самом деле) страной крестьянской, где труд стоил
дешево. Основным средством перевозок и в городе и на селе, главной тягловой
силой в сельском хозяйстве была лошадь - их в стране по данным на
Автомобили
же, как уже говорилось выше, большого воодушевления в России не вызывали. Их
распространение имело как своих сторонников, так и противников: последних
пугали, например, несчастные случаи с лошадьми, выхлопные газы и т.п. Так, в
На
первых порах расширение сферы применения автомобиля в нашей стране выразилось
лишь в организации в
В
Москве наиболее крупное автомобильное хозяйство было заведено владельцем
молочного предприятия Чичкиным, содержавшим большой гараж . Московское почтовое
ведомство в
Тем
не менее, несмотря на известную инерцию в деле автомобилизации страны, помимо
выпуска собственных машин, Россия была крупнейшим в мире импортером
автомобилей. Всего к
В
то же время прогрессивная техническая интеллигенция предпринимала усиленные
попытки популяризации автотранспорта в России. Так, в
Издавалось большое количество книг по организации перевозок, экономике автотранспорта, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, а также учебных пособий и справочников, где всегда находили своевременное отражение новые направления в области эксплуатации автотранспорта.
Первые
попытки специализации по автомобильному делу относятся к
Первые
журналы для автомобилистов стали выходить в России в конце прошлого века. До
Популяризации автотранспорта способствовали многочисленные испытательные пробеги и гонки, имевшие не только спортивное, но и научное значение. Они давали возможность определять пути совершенствования конструкции и эксплуатационных качеств автомобиля, стремиться к тому, чтобы достигнутые рекорды становились обычными показателями.
Первой
крупной автомобильной гонкой России, имевшей международное значение, был автопробег
Москва - Петербург (
Победителем многих гонок, пробегов и соревнований, проходивших как в России, так и за рубежом, был выдающийся российский автогонщик, ученый, журналист и общественный деятель Андрей Платонович Нагель.
Значительный вклад в развитие российского автомобилизма внесли отечественные торговые дома. По свидетельству исследователей, автомобильные торговые дома в России насчитывались десятками, а торговые представительства - сотнями. Располагая большими и хорошо оборудованными гаражами, ремонтными цехами и мастерскими, торговые дома принимали на хранение, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт автомобили всех марок. Они же занимались распространением передовых достижений автомобилизма, поскольку научно-исследовательских автомобильных институтов тогда еще не существовало.
Первым
крупнейшим в России автомобильным торговым домом был поставщик Императорского
двора “Победа”, открытый 29 января
Постепенное расширение автомобильного парка России привело к необходимости решить вопрос и об их ремонте. выход машин из строя, как правило по причине поломки, вынуждал русских мастеров изготавливать необходимые детали собственными силами. Это послужило толчком к организации ремонтного дела в гаражах и строительству соответствующего оборудования.
Характерна история Московского автомобильного предприятия П.П.Ильина, который сначала пытался наладить выпуск новых машин, но, не выдержав конкуренции с иностранными фирмами, перешел на ремонт. Интересно отметить, что предприятие Ильина, принимая на ремонт несколько одинаковых автомобилей, самостоятельно изготавливало для них отдельные автомобильные агрегаты, коробки передач, передних осей и т.п. Так зародился агрегатный метод ремонта автомобилей.
Предприятие Ильина положило успешное начало развитию отечественного авторемонтного производства. Оно, например, поддерживало в рабочем состоянии все 30 машин Московского почтового ведомства, которое обслуживалось на основе специального договора-обязательства.
Но факты организованной эксплуатации автомобилей в нашей стране носили все же единичный характер.
Огромное значение автомобильного транспорта было доказано лишь в годы первой мировой войны 1914-1918 гг., которая и положила начало активному использованию автотранспорта в России. Тогда для нужд армии из-за границы было ввезено сразу несколько тысяч грузовых и легковых машин, долгое время составлявших большую часть российского автомобильного парка.[29]
Наконец,
в
Заключение
В представленном выше кратком экскурсе в дореволюционную историю русского автомобиля, конечно, были упомянуты далеко не все имена отечественных изобретателей, внесших свою лепту в создание и становление автомобильного производства в России. И хотя дореволюционная Россия не имела высокоразвитой автомобильной промышленности, русские инженеры совершили ряд успешных попыток по разработке и изготовлению собственных конструкций.
Остается лишь сожалеть, что ситуация, существовавшая российском автомобилестроении в начале века, когда русские автомобили - несмотря на их ограниченное количество - по своим ходовым качествам и качеству отделки не уступали импортным образцам, не сохранилась до наших дней.