|
|
|
|
|
|
|
|
Животворная смерть: святые мощи |
|
|
Издревле
христиане хранят и почитают св. мощи — тела, останки умерших святых, прославленных
Церковью. Чудотворение от мощей, иногда — их нетление, есть одно из
свидетельств в пользу святости того или иного подвижника, в пользу возможности
его канонизации и почитания Церковью в качестве святого: по смерти
сподобившегося райского блаженства и сделавшегося активным, действенным
ходатаем, заступником за христиан перед Богом. Церковь устанавливает не только
праздничные даты, связанные с днем памяти самого подвижника — зачастую, днем
его смерти, но и даты, связанные с обретением (нахождением, обнаружением) и
перенесением (например, из одного города в другой) его мощей. Мощи святых
торжественно полагаются в храмах, монастырях и часовнях. Они кладутся в алтарях
в основание престола, зашиваются в «антиминсы»: специальные платы, без которых
священнослужитель не имеет права совершать главное православное таинство —
Евхаристию, иначе говоря, служить Литургию. |
|
Особенности гонений на христиан в Римской империи и в России в ХХ веке. Сравнительный анализ |
|
|
Священник
Максим Максимов
Часть
первая.
1. Свидетельство Священного Писания о мучениках и мученичестве.
Церковь
с первых дней бытия, начиная с апостольского периода, была Церковью мучеников.
Характерный признак положения первенствующей Церкви определяется ее названием
«ecclesia pressa» («гонимая, угнетаемая Церковь»).
Слово
мученик - μαρτυς с греческого переводится как
«свидетель». У славян это греческое слово, было переведено как «мученик», и
передает лишь второстепенную черту факта, является как бы отзывом
непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасных
страданиях, которые переносили мученики. Христиане-славяне в мученичестве более
всего поражены были истязаниями мучеников. Для греко-римского мира жестокость
была привычным явлением, страдание и мучение никого в этом мире не удивляли, и
потому они видели иную сторону подвига – идейную и нравственную красоту.
Христианин-грек смотрел на явление с другой стороны. |
|
Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании |
|
|
Библейский
текст говорит об ангелах немного. Лишь изредка на страницах Ветхого и Нового
Завета встречается краткий рассказ о соприкосновении друг с другом мира ангелов
и мира людей. Только иногда происходит легкое и мимолетное взаимопроникновение
двух реальностей, а затем – вновь их разделение, обособление. Но именно
благодаря такому касанию мы и улавливаем тот подлинный, истинный порядок, то
единство строя вселенной, что должны царить в бытии: гармоничную связь двух на
первый взгляд столь несхожих между собой родов разумных творений. Но как же
произошел их изначальный древний разрыв? Ответ на этот вопрос – уже на первых
страницах книги Бытия.
В
результате грехопадения Адама ангельский и человеческий миры оказались как бы
«рассечены»: и вот, в самом начале земной истории Творец ставит на страже у
Эдемских врат многоочитого херувима и пламенный обращающийся меч (см. Быт
3:24). |
|
Богословие как наука и дар |
|
|
Перевод
текста доклада православного иерарха и богослова митрополита Навпактского
Иерофея (Влахоса), прочитанного 20 сентября 2009 г. в Московской
духовной академии.
Когда
летом 1966 года я первый раз посетил Святую гору как студент-второкурсник
богословского факультета Фессалоникийского университета с другими моими
соучениками, мы встретили монаха отца Феоклита Дионисиатского, который нас
спросил, кто мы такие. Мы ответили ему, что мы богословы. На это он немедленно
нам сказал: "Церковь знает только трех богословов: святого Иоанна
Богослова, святого Григория Богослова и святого Симеона Нового Богослова, а вы
являетесь студентами богословского факультета".
Этот
взгляд отца Феоклита произвел на меня большое впечатление и научил меня, чтобы
я использовал более точные слова относительно этого вопроса, потому что по
учению Церкви богословие является эмпирическим познанием Бога, является даром. |
|
Понятие и виды рекламных изданий |
|
|
Сейчас
большинство предприятий и фирм приходят к выводу: важно не только изготовлять
продукцию, предоставлять услуги, но и продвигать их в общество, чему должны
способствовать грамотная рекламная политика, умелое использование рекламной
печатной продукции.
Основная
цель, которую преследует реклама – увеличение спроса и, соответственно, увеличение
прибыли. Большинство фирм активно и весьма успешно используют в своей
деятельности рекламу – важный и тонкий рыночный инструмент, который может
послужить решающим средством в конкурентной борьбе. А одним из самых
оптимальных средств рекламы является печатная реклама, так как невысока
стоимость этого вида рекламы, имеется возможность создания многостраничного
рекламного материала, есть возможность разбить рекламный материал на разделы и
темы. |
|
Ислам как образ жизнис |
|
|
Ислам
как образ жизни. Принято считать, что в современном мире из 10 жителей планеты
— 9 веруют и только один — атеист. Три мировых религии — буддизм, ислам и
христианство — оказывали и оказывают сегодня воздействие на все сферы
деятельности человека и общества. Религию мусульман сегодня исповедует каждый
пятый житель нашей планеты. Многие события в современном мире либо проходят под
знаменем ислама, либо прямо или косвенно связаны с ним. Можно лишь напомнить об
исламской революции в Иране, событиях в Афганистане, взрыве исламского
фундаментализма во многих государствах стран Азии и Африки. Ислам в тоже время
имеет существенные отличия от других религий. Прежде всего, они состоят в том, что
истины Откровения, сформулированные в Коране, охватывают не только моральные
принципы поведения человека, но и все сферы его деятельности — семейной, общественной,
политической, хозяйственной и культурной. |
|
Образ воскресения человеческих тел по учению Святых Отцов древней Церкви |
|
|
Пожалуй,
нигде в православной догматической традиции мы не найдем столько недоговоренностей
и тайн, сколько в области христианской эсхатологии. Ведь то, чему еще только
надлежит открыться, осуществиться в нашем бытии, пока что сокрыто от нас в грядущем
дне Второго Пришествия Христова, и лишь отчасти известно человеческому роду, угадываясь
под покровом евангельских притч, апокалиптических видений, святоотеческих
духовных интуиций.
Среди
эсхатологических тайн, к которым с упованием на грядущее избавление от смерти и
вечных мучений не раз обращалась христианская надежда, находится и будущее воскресение
тел праведников и грешников. |
|
Время Великой Субботы |
|
|
Полное
и адекватное понимание таинств христианской веры необходимо должно учитывать
временное измерение. Часто кажется, что одна из причин, по которым современное
христианство, и современное православие в частности, упускает из виду
реальность человеческой жизни, заключается в том, что оно пытается проповедовать
лишь "абстрактные" и "вневременные" идеи вероучительного и
этического характера. Но библейское откровение в отличие от философских систем
не ограничивается "вечными идеями". Это откровение о фактах, о делах
Божиих в истории: об акте творения, об акте избрания Авраама и потомства его, об
акте изведения израильтян из рабства египетского и, наконец, об акте
Боговоплощения. Само Боговоплощение есть история, континуум, процесс. |
|
Предатель Иуда и жена-блудница |
|
|
В
Великую среду вспоминаем мы о блудной жене, про которую Господь наш Иисус
Христос сказал, что, доколе будет проповедано Евангелие в мире, будет
вспоминаться о деянии ее. Вспоминаем также и гнуснейшее, позорнейшее, страшнейшее
из всех дел человеческих — предание Господа нашего Иисуса Христа апостолом
Иудой.
И
вот перед нами состояние сердец этих двух людей — жены-блудницы и апостола
Христова, принявшего великую благодать и честь избрания в число двенадцати
ближайших учеников Христовых. Всеми отверженная блудница драгоценное миро
возлила на ноги Иисуса, а ближайший ученик предал Его.
Когда
слышим мы об ужасном событии предания Господа нашего Иисуса Христа учеником Его,
предания целованием, содрогается и трепещет от возмущения сердце наше. Но у
многих из нас возникает недоуменный вопрос: а как же это Господь наш Иисус
Христос сделал учеником Своим того, кого впоследствии Он Сам назвал дьяволом?
На Тайной вечери Он сказал: "Я вас избрал, но один из вас дьявол". |
|
Тайная Вечеря и Трапеза Господня |
|
|
Чтобы
представить себе ритуал Тайной вечери как иудейской пасхальной трапезы, нужно
отказаться от наших привычных представлений о пасхальном столе с его красочно
оформленными и вкусно приготовленными традиционными для Великого праздника
блюдами, с праздничными пожеланиями и приподнято-радостным житейским
настроением. Не такой была иудейская пасха. Ее можно назвать священной трапезой,
потому что на ней от начала вечери до ее окончания доминировали религиозные
переживания и традиционные праздничные блюда были подчинены религиозной идее.
Все, что подавалось на стол, освящалось особыми благословениями. Вкушение пищи
и вина чередовалось с чтением молитв, с повествованием из священной истории
предков и с пением псалмов, причем все это происходило в строго установленном
порядке, дающем нам право назвать эту трапезу ритуальной.
Каждому
участнику вечери сначала подавался бокал с вином, разбавленным водой, и всякий
читал над своим бокалом «барах» (barach). |
|
Страстная седмица |
|
|
Страстная седмица
Малков П.Ю.
В
Страстную седмицу каждому из дней присваивается имя “Великого” (Великий
понедельник, Великий вторник и т. д.) — по причине особой значимости тех
воспоминаний, что совершаются в этот период Церковью. В течение этих шести дней
— с понедельника по субботу — каждый христианин как бы проходит страстной и
крестный путь вместе со Спасителем, принимает участие в Его добровольных
страданиях ради того, чтобы иметь соучастие и в Его Воскресении, в победе
Господа над смертью.
Так,
в Великий понедельник вспоминается чудо с бесплодной смоковницей и изгнание
торгующих из храма. В Великий вторник — поучения Христа в Иерусалимском храме и
обличение Им иудейских начальников, жертва бедной вдовицы, речь Господа перед
эллинами и иудеями, пророчества и притчи Христа о Его Втором пришествии в конце
земной истории. В Великую среду — пребывание Христа в Вифании в доме Симона
прокаженного, заговор иудеев против Христа и предательство Иуды. |
|
Особенности богослужения Великой Пятницы |
|
|
Особенности богослужения Великой Пятницы
Шиманский Г. И.
День
Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и
смерти Господа Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет
нас у подножия Креста Христова и перед нашим благоговейным и трепетным взором
изображает спасительные страдания Господа от кровавого пота в Гефсиманском саду
до Распятия и погребения.
В
Великую Пятницу совершаются три основных службы: утреня, великие часы и великая
вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не совершается по причине
великого поста и глубокого сокрушения, а также потому, что в этот день была
принесена Самим Спасителем Голгофская Жертва на Кресте.
"Последование
Святых и Спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа" должно
начинаться по уставу во втором часу ночи или по нашему счету в восьмом часу
вечера. |
|
Особенности богослужения Великой Субботы |
|
|
Особенности богослужения Великой Субботы
Шиманский Г. И.
В
Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание
Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью
и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника
в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение
Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в
тропаре часов следующего дня — Свя¬той Пасхи: "Во гробе плотски (телесно),
во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе,
со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный".
Богослужение
Великой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так
что песнопения последнего службы этого дня — полунощницы — соединяются с
началом торжественной пасхальной заутрени. |
|
Особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы |
|
|
Особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы
Шиманский Г. И.
В
первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает христиан к достойному
созерцанию и сердечному соучастию в крестных страданиях Спасителя. Уже на
вечерне в Неделю Ваий Святая Церковь призывает верных стекаться от
Божественного (высочайшего и священного) праздника Ваий на Божественный (священный)
праздник честному и спасительному таинству страстей Христовых и видеть Господа,
приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди
Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и удостоиться
Царства Небесного. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы еще
удерживается общий покаянный характер песнопений.
Каждый
из первых трех дней Страстной седмицы, кроме общих особенностей, имеет и свои
собственные и посвящается особому воспоминанию, содержащемуся в песнопениях и
евангельских чтениях на утрене и Литургии. |
|
Особенности богослужения в Великий четверг |
|
|
Особенности богослужения в Великий четверг
Шиманский Г. И.
В
Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события,
совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил
новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног
Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в
Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.
В
Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на
четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия
святого Василия Великого в соединении с вечерней.
Особенности
богослужения Великого Четверга следующие:
Накануне
(в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец
святого Андрея Критского. |
|
Литургика. Страстная седмица |
|
|
Литургика. Страстная седмица.
Шиманский Г. И.
Христиане,
постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой
Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста,
предшествующую Пасхе. Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она
называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной
жизни нашего Спасителя, Его страданий ("страстей"), смерти и погребения.
По объяснению святого Иоанна Златоуста, великой она называется потому, что в
эти дни совершены Господом великие дела: разрушено долговременное насилие
диавола, поражена смерть, побежден грех, снято проклятие. Господь отверз рай, и
небо стало отныне доступно для человека; люди соединились с Ангелами, разрушено
и удалено средостение (преграда) греха, и Бог мира примирил небесное и земное
через воссоздание, обновление и обожение человеческого естества . |
|
Основные богослужения Великого поста |
|
|
Основные богослужения Великого поста
Священник Феодор Людоговский
Будем
честны перед собой: приближение Великого поста во многих из нас порождает если
не уныние, то тревогу: опять не есть мясного, молочного и даже рыбы целых семь
недель? Выдержу ли? Или сорвусь, нарушу церковные постановления? Но вот
начинается пост, и мы неожиданно для самих себя чувствуем какую-то свежесть, бодрость.
Так оно и должно быть: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо
твое» (Мф 6:17) – говорит нам Христос в Евангелии. А Церковь в первый день
поста призывает: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых
заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты
очищением, благомужества крепостию, яко да светоносни предварим во святое и
тридневное воскресение, осиявающее нетление миру».
Вопреки
распространенным представлениям, пост, по логике устава, заключается не в
воздержании от особых видов пищи, а в совершенном неядении. |
|
Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы |
|
|
Историческое значение богословского
творчества св. Григория Паламы
Протопресвитер протопресв. Иоанн
Мейендорф
Спор
Варлаама с Паламой первоначально касался тонких вопросов богопознания, а затем,
после вынесенных Варлаамом отрицательных суждений о монашеской практике молитвы
Иисусовой, перешел к самым основам учения о Боге и о судьбе человека. Поэтому
победа паламизма, закрепленная постановлениями Соборов 1341, 1347 и 1351 годов,
была важна не только для сравнительно узкого круга монахов-созерцателей, но и
для всего православного мира.
Калабрийский
монах привез с Запада не (как иногда полагали) влияние католичества как
такового, а основные принципы секуляризации культуры, связанные с итальянским
Возрождением. Его неуспех и победа Паламы были яркими проявлениями факта, имевшего
решающее значение не только для Византии, но и для православных славянских стран.
Факт этот блестяще установлен Д.С. Лихачевым: на Востоке "Предвозрождение
так и не перешло в Возрождение". |
|
Загадка Едема |
|
|
Загадка Едема
Малков П.Ю.
Одно
из самых таинственных событий, описываемых в христианской Книге Книг — Библии —
грехопадение человека. Этот сюжет во все времена ставил перед читателями
многочисленные вопросы. И вот один из них: что это за загадочное «древо
познания добра и зла», после вкушения плода которого человек утратил свой
первый дом — Эдем, или Рай, потерял прежнее благодатное «соседство» с Богом, «запросто»
ходившим неподалеку от Адама и Евы по Райскому саду?
Известно,
что описанное в библейской книге Бытия древо познания добра и зла — то самое, что
привело Адама и Еву ко грехопадению, — как и всякое другое растение, насадил в
Эдемском саду Сам Господь. Как повествует Библия, «произрастил Господь Бог из
земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди
рая, и дерево познания добра и зла» (книга Бытия 2:9). |
|
Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника |
|
|
Сретение Господне - история, духовный смысл и богослужебные особенности
праздника
Малков П.Ю.
Место праздника в границах православного богослужебного года
Проблема
четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые
трудности. Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается не
совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — к
Господским или Богородичным? — поскольку ряд черт, присущих его богослужебному
уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что
он — Богородичный. По-видимому, вслед за некоторыми православными литургистами,
праздник этот предпочтительнее именовать Господско-Богородичным.
Сретение
Господне отмечается на сороковой день после Рождества Христова.
Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета
Само
слово "сретение" в переводе с церковно-славянского языка означает
"встреча". |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Цитата из диплома:
"Так как мой диплом никто читать не будет, для простоты полагем число пи равным 5"
|
|
показать все
|
|