Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Ганс Селье - Селье - От мечты к открытию

Культура >> Психология >> Классическая психология >> Ганс Селье
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Ганс Селье. От мечты к открытию

---------------------------------------------------------------

Hans Selye, From Dream to Discovery: On Being a Scientist



     От мечты к открытию : Как стать ученым /

     Ганс Селье; Пер. с англ. Н. И. Войскунской;

     Общ. ред. М. Н. Кондрашовой, И. С. Хорола;

     Послесл. М. Г. Ярошевского, И. С. Хорола.

     -- М.: Прогресс, 1987.

     -- 368 c.: ил.


     Перевод на русский язык с сокращениями. Послесловие.

     Издательство "Прогресс"


     e-text:

     ver 1.2, 07 May 2003 -- добавлены: иллюстрации, список литературы, отсутствовавшие примечания переводчика, предисловие Е. М. Крепс и Филиппа М. Тойама, "от автора", послесловие М. Г. Ярошевского и И. С. Хорола; исправлены опечатки; --MT
ver 1.1, 07 Jul 1998 -- lib.ru

---------------------------------------------------------------

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ

     ОТ АВТОРА

     ПРЕДИСЛОВИЕ

     ВВЕДЕНИЕ

     1. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЗАНИМАЮТСЯ НАУКОЙ?

     Бескорыстная любовь к Природе и Правде

     Красота закономерности

     Любопытство

     Желание приносить пользу

     Потребность в одобрении - жажда авторитета - тщеславие

     Ореол успеха; преклонение перед героями и желание им подражать

     Боязнь скуки

     2. КТО ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ?

     Типы личности ученого

     "ДЕЛАТЕЛИ"

     "ДУМАТЕЛИ"

     "ЧУВСТВОВАТЕЛИ"

     ИДЕАЛЫ

     ЭПИЛОГ

     Основные качества

     ЭНТУЗИАЗМ И НАСТОЙЧИВОСТЬ

     Преданность цели

     Устойчивость к неудачам и однообразию

     Устойчивость к успеху

     Мужество

     Здоровье и энергия

     ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

     Независимость мышления

     Непредубежденность

     Воображение

     Интуиция

     Гений

     ИНТЕЛЛЕКТ

     Логика

     Память и опыт

     Сосредоточенность

     Абстракция

     ЭТИКА

     Честность перед самим собой

     КОНТАКТ С ПРИРОДОЙ

     Наблюдение.

     Технические навыки

     ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

     3. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ?

     Выбор проблемы

     Что такое открытие?

     Что мы подразумеваем под "известным"?

     Видение и открытие

     Важность проблемы и вероятность ее разрешения

     Формулирование вопросов.

     Сначала проблема, потом метод.

     Простота и сложность

     Сбалансированная перспектива.

     Простые и сложные средства.

     Крупные объекты видны без увеличения.

     Сложность явления и сложность обусловливающих его причин

     Прогнозирование значимости

     Открытие и его развитие.

     4. КОГДА ДЕЛАТЬ?

     В какой момент истории?

     В какой период нашей жизни?

     МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ.

     ПЕРИОД ОТДЕЛЕНИЯ.

     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

     В какое время дня?

     ТИПИЧНЫЙ ДЕНЬ.

     НЕТИПИЧНЫЕ ДНИ.

     5. ГДЕ РАБОТАТЬ?

     Общественное понимание

     Климат для творческой работы

     Самые ранние влияния

     Материальные возможности

     6. КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

     Личное поведение

     САМОДИСЦИПЛИНА

     СТОЙКОСТЬ К РАЗОЧАРОВАНИЯМ

     "Но знанья это дать не может..."

     Эксперимент, который не удается повторить.

     Огорчения, в которых бывает неловко признаться.

     СКРОМНОСТЬ

     ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗДУМИЙ

     ВНЕНАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

     Поведение при общении

     КРИТИКА И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ

     Критика новатора.

     Как высказывать критику.

     Как воспринимать критику

     Самокритика.

     ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КОЛЛЕГАМИ

     Руководители и сотрудники.

     Административные контакты

     Социальные контакты.

     РАБОТА В ГРУППЕ

     Организация исследовательских групп.

     Помощь группы.

     Подбор сотрудников.

     Оценка компетентности.

     Взаимоприспособляемость человека и работы.

     Выбор руководителя.

     Как быть выбранным.

     Сотрудничество двух ученых.

     Признание научных заслуг.

     НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ

     ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

     УПРАВЛЕНИЕ И РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

     Дух коллективизма.

     Не откладывайте работу.

     "Доверяй, но проверяй".

     "Латотропизм" и проверка на месте.

     Работа, выполняемая по инерции.

     Не доказывайте, а показывайте.

     Как иметь дело с невротиками и психопатами.

     Посторонние отвлечения.

     "КЕСАРЮ - КЕСАРЕВО..."

     7. КАК РАБОТАТЬ?

     Общие соображения

     Естественный размер научного подразделения.

     Планирование работы.

     Специализация.

     Лабораторные методы

     ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

     Выбор подопытных животных.

     Неестественные условия эксперимента.

     МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ

     ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

     Естественные явления и модели заболеваний

     Разработка экспериментов

     "РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ"

     ПРИНЦИП АНАЛОГИИ

     ЭКСПЕРИМЕНТ В "ПРОБИРКЕ"

     ДИАГРАММЫ ХОДА РАБОТЫ

     Методы координации знаний

     КАТАЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

     СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ

     Концепция стресса

     Фармакология стероидных гормонов

     8. КАК МЫСЛИТЬ?

     Логика и научный метод

     Формальная и полуинтуитивная логика

     Три ступени полуинтуитивной логики

     Понятия и понятийные элементы

     Аналогия с блоком понятий

     Аналогия с цепочками понятий

     Построение теорий

     Факты и теории

     Значение ошибочных теорий

     Индукция и дедукция

     Как задавать вопросы природе

     ПРЕДПОСЫЛКИ ХОРОШИХ ТЕОРИЙ

     ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

     ТЕОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ

     ТЕОРИИ ПРИЧИННОСТИ

     Заблуждения

     ОШИБКА УПУЩЕННОГО КОНТРОЛЯ.

     ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ КРИВЫЕ "ДОЗА - ЭФФЕКТ".

     РАСХОДЯЩИЕСЯ КРИВЫЕ "ВРЕМЯ - ЭФФЕКТ".

     ПЕРЕДАТОЧНАЯ СТАНЦИЯ.

     АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ.

     РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕСЯ ПУТИ.

     ОБОБЩАЮЩЕЕ НАЗВАНИЕ, ИЛИ ЛОВУШКА ЭКСТРАПОЛЯЦИИ.

     ЧЕГО НЕТ, ТО ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ МОЖЕТ.

     ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ НЕ ТАК УЖ НЕПОХОЖИ.

     "МОЛЧАЩИЙ МАРКЕР".

     МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ.

     НЕСУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ, ВВОДЯЩИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

     ЯВЛЕНИЕ "ГРУППОВОЙ ПОРЧИ" ЭКСПЕРИМЕНТА, ИЛИ "ФАКТОР КЛЕТКИ".

     КУМУЛЯТИВНАЯ ОШИБКА.

     ОШИБОЧНАЯ МЕТОДИКА.

     ОШИБОЧНАЯ ЛОГИКА.

     Эпилог.

     9. КАК ЧИТАТЬ?

     Специальная литература

     Художественная литература

     10. КАК ПИСАТЬ?

     Общие соображения

     Диссертация

     Книги

     Монография.

     Учебник.

     Популярные книги о науке.

     11. КАК ГОВОРИТЬ?

     Пять "смертных грехов" при чтении лекций

     1. Неподготовленность.

     2. Многословие.

     3. Невнятность.

     4. Углубленность в себя (интроверсия).

     5. Манерность.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     ГАНС СЕЛЬЕ --- ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА (Вместо послесловия)
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГЕ

     Существуют научные понятия, которые стали символами XX века и определили основное направление развития человеческой мысли. Наряду с "относительностью", "кибернетикой" и "принципом дополнительности" к таким понятиям с полным основанием может быть отнесен и "стресс". Представление о стрессе касается всех людей, больных и здоровых, преуспевающих и неудачливых, и всех сторон жизни. Недаром этот термин так быстро вошел в наш повседневный язык, а само учение о стрессе послужило мощным стимулом развития физиологии и биологии. Автор концепции стресса -- известный канадский биолог и врач Ганс Селье -- проявил себя не только как выдающийся естествоиспытатель, но и как мыслитель, занятый поисками ответов на основные вопросы человеческого бытия. В книге "От мечты к открытию" Г. Селье творчески осмысливает свой огромный опыт исследователя, направленный на анализ природы научного творчества во всех его аспектах. Тот факт, что к этим вопросам обращается человек, добившийся крупнейших достижений в науке и в то же время способный к самонаблюдению и самоанализу, делает книгу особенно интересной для читателя.

     Мне посчастливилось встречаться с Гансом Селье во время его приезда в Ленинград на Международный физиологический конгресс в 1935 году. Встречи наши были кратковременными, но между нами сразу установились дружеские отношения. Он был тогда еще сравнительно молод, ему было 28 лет, но уже тогда он был поглощен идеей общего адаптационного синдрома и разрабатываемой им концепции стресса.

     И в тот период времени, и в дальнейшем Г. Селье был настроен в высшей степени дружелюбно к нашей стране и народу, стремившемуся осуществить на практике высокие идеалы социализма. Он искренне радовался достижениям нашей науки, поддержке, которую наука получает от государства. Он был горд и счастлив успехом, который имели его книги в Советском Союзе, и с интересом следил за работами советских исследователей. Наша отечественная наука много сделала для дальнейшего развития стресс-концепции, причем не только для ее физиологических, но и философских и методологических аспектов. Идея Г. Селье о том, что любая деятельность организма связана со стрессом, что без стресса нет жизни и нормального развития, и поэтому его нельзя и не следует избегать, нашла конкретное воплощение в работах отечественных ученых. Было установлено, что именно активная позиция субъекта в стрессовой ситуации определяет его устойчивость к болезнетворным факторам, а стресс, сопряженный с творческой деятельностью, должен оказывать на организм положительное воздействие. Настоящая книга Г. Селье (вышедшая в 1964 г.) о том, как развивается интерес к научному творчеству, как верность мечте приводит к открытиям, получающим всеобщее признание. В этом смысле книга имеет большое воспитательное значение, ориентируя молодых ученых на постоянное преодоление трудностей и сомнений, заряжая их бодростью и оптимизмом.

     В заключение я хотел бы выразить от имени всех читателей благодарность издательству "Прогресс", которое уже выпустило вторым изданием книгу Г. Селье "Стресс без дистресса" и сейчас взяло на себя труд по переводу и изданию еще одной увлекательной и полезной его книги.

     Е. М. Крепс

     академик АН СССР

     Герой Социалистического Труда


     Эта книга имеет большое значение для всех тех, кто интересуется творчеством профессора Ганса Селье. В ней доктор Селье делится своими мыслями, говорит о своей работе, своих успехax и разочарованиях; он беседует с читателем о своих надеждах и чаяниях. Чтение этой книги доставляет истинное удовольствие.

     Доктор Селье эмигрировал в Канаду из Центральной Европы в 1933 году и работал почти полвека на медицинских факультетах Университета Мак-Гилл и Университета Монреаля вплоть до своей смерти в 1982 году. Он получил всемирное признание как биолог и теоретик медицины. Г. Селье первым применил понятие "стресс" для описания реакции организма на все виды биологических раздражителей -- реакции, вызывающей как болезни, так и состояния возбуждения. В своих научных исследованиях он занимался изучением воздействия стресса на наш организм, обращал особое внимание на то, что некоторая доля стресса необходима для поддержания хорошего самочувствия и что некоторые виды стресса, которые он называет "эустресс", идут нам на пользу. Поглощенность работой -- вот самое лучшее средство борьбы со стрессом.

     Ганс Селье считает, что существует два типа людей, различающихся по способу реакции на стресс. "Скаковые лошади" прекрасно чувствуют себя в стрессовой ситуации, они могут быть счастливы только при быстром, динамичном темпе жизни. "Черепахам" для счастья нужны покой, тишина, благоприятная обстановка -- все то, что наводило бы скуку и было бы невыносимо для людей, принадлежащих к первому типу. "Что же касается меня, то я с трудом могу представить себе большую пытку, чем быть вынужденным валяться на пляже и изо дня в день ничего не делать", --- говорил Г. Селье.

     Доктор Селье обычно с трудом сдерживал раздражение, когда слышал сетования на то, что сегодня мы испытываем большие стрессовые нагрузки, чем их выпадало на долю наших предков. Он всегда подчеркивал, что в любую эпоху, не только в нашу, существовал так называемый "возраст беспокойства" и что сегодня большинство "старых типов" стресса уступили место новым, но аналогичным. Конечно, несколько сотен лет назад не существовало угрозы ядерной войны, но в то время человек испытывал неимоверный страх перед чумой. Однако, по мнению Селье, один тип социального стресса -- потеря мотивации,-- безусловно, усилился в наше время. Он называет это явление своего рода заболеванием духа, которое достигло размеров настоящей эпидемии, особенно среди молодежи Запада.

     Г. Селье впервые начал серьезно изучать эту проблему, когда наблюдал действие этого типа стресса на своих детях и на друзьях своих детей. Казалось, их бесцельно влечет по течению жизни и они не знают, как распорядиться собой,-- ситуация, которую Селье называет наиболее стрессовой из всех, какие только возможно себе представить. Обычно в таких случаях предлагается два решения проблемы, каждое из которых содержит долю истины, но ни одно не является абсолютно верным. В первом случае предлагается жить исключительно для себя, не принимая близко к сердцу заботы других. Такое отношение к жизни, столь ярко запечатленное на страницах современных литературных бестселлеров, воспевающих достоинства и преимущества эгоизма, имеет некоторый смысл, ибо человеческим существам, как и всем живым организмам, следует заботиться о себе. Однако, по мнению Г. Селье, беспощадное и упорное преследование своих целей должно в конечном счете привести к серьезной проблеме. "Сомневаюсь, возможен ли более стрессовый подход к жизни -- он ведь неизбежно приведет к возникновению антагонистических, враждебных отношений между людьми",-- подчеркивает Г. Селье. С другой стороны -- и это не такой уж редкий случай,-- можно жертвовать собой ради других. И в этом есть зерно истины, как считает Селье, так как нормальному человеку всегда приятно доставлять удовольствие другим. Опасность здесь кроется в том, что альтруизм, доведенный до крайности, -- всегда ставить интересы и нужды других выше своих собственных, -- ведет к постоянной, пусть не всегда осознанной фрустрации из-за стресса. Для того чтобы избежать этих отрицательных последствий, Ганс Селье создал собственный "рецепт", код поведения, который назвал "альтруистическим эгоизмом". Смысл его заключается в следующем: думай о себе, но будь необходимым для других -- и ты добьешься хорошего расположения к себе. Г. Селье считает, что стремление быть всегда полезным и необходимым для других может стать целью жизни каждого. Следуйте ему, и оно поможет вам предупредить самые плохие последствия стресса.

     Филипп М. Тойама

     профессор, директор Центра реабилитации

     от стресса (США)


     Посвящается Габриэль Селье, которая

     терпеливо делила с автором стресс,

     сопутствующий написанию этих заметок.
ОТ АВТОРА

     Цель этой книги -- представить некоторые проблемы науки на примере жизни одного ученого, того единственного, кого я действительно хорошо знаю. Это не попытка изобразить идеального ученого, которому новичок должен стараться подражать, и не самооправдание, а просто человеческий документ, рабочий отчет о том, что сделал один исследователь и почему он так сделал. Ничем большим эта книга и не могла бы быть, ибо никакие два ученых не похожи -- и не должны быть похожи -- друг на друга.

     Я попытался безжалостно препарировать свой разум, как можно объективнее описывая и анализируя все его характеристики независимо от того, одобряю я их или нет. В результате не все страницы этой книги в равной степени приятно читать. Возможно даже, что порой вы будете шокированы, и, быть может, вполне справедливо. Но зато вы с самого начала осознаете, что в реальной жизни ученые далеки от совершенства -- факт, тактично опускаемый в некрологах о них и иногда даже в их биографиях.

     Свободно высказывая свои взгляды, я вполне допускаю, что демонстрирую изрядную степень наивности и неосведомленности в вопросах, о которых мне стоило бы либо знать больше, либо вовсе промолчать. Такие разделы книги я бы мог с легкостью изъять, дабы соблюсти свое достоинство. Известно, что существуют многочисленные пристойно отретушированные биографии и мемуары значительно более крупных ученых, чем я, но я чувствую, что для того, чтобы в моих заметках содержалось нечто, чему можно было бы научиться, мне не следует подвергать их самоцензуре. Не исключено, что вас будет раздражать моя озабоченность мелочами, а некоторые мои критические высказывания и взгляды покажутся вам бестактными. Но задача состоит в том, чтобы описывать себя не таким, каким я должен быть, а таким, каков я есть. Если хочешь рассказывать честно, неприятные вещи нельзя утаивать.

     А потом, как знать, не зависит ли успех в той или иной сфере деятельности от своего рода дефектов и даже уродств? Квазимодо из "Собора Парижской богоматери" Виктора Гюго -- один из самых уродливых литературных монстров, и при всем том его скрюченное гротескное обличье скрывало исполненную бесконечной любви и сострадания душу. Трудно представить себе Квазимодо нормально сложенным, с обычной внешностью здорового французского крестьянина и обладающего при этом столь сильной тягой к нежности и желанием ее проявить.
ПРЕДИСЛОВИЕ


     Дорогой Джон!


     Поскольку, как ты утверждаешь, ты хотел бы продолжить мою линию исследований, я препровождаю тебе это собрание свободных заметок, в которых я на протяжении последних тридцати пяти лет фиксировал свои впечатления о науке и ученых. Это весьма сокровенные личные восприятия, вспышки сознания, освещающие нечто сокрытое, чего не почерпнуть из моих специальных статей и книг. До сих пор я чувствую, что это "нечто" сыграло решающую роль в определении не только направления моей работы, но и всего стиля моей жизни. Разумеется, я не намерен навязывать тебе свои взгляды - ты должен жить собственной жизнью. Единственное, что я прошу,- перелистать эти заметки в моменты досуга и посмотреть, нельзя ли извлечь некоторую пользу из моего опыта, принимая хорошее и отвергая плохое. Это могло бы в известном смысле состыковать наши жизни, и ты смог бы с самого начала учесть тот опыт, на приобретение которого мне понадобилось столь долгое время.

     Если бы я в начале моей деятельности знал то, что знаю теперь, то наверняка многое сделал бы лучше: чтобы устранить шероховатости, требуется время. Моей первой статьей - "Синдром, вызываемый различными вредоносными агентами" (написанной, когда мне было двадцать восемь лет) - особенно гордиться не приходится. Если б я знал тогда то, что знаю теперь, то, уверен, сформулировал бы понятие стрессового синдрома, вдвое сэкономив лабораторную работу и девять десятых бумаги. Полагаю, что смог бы также избежать значительной доли противодействия, порождаемого случайными и мало существенными для меня спекуляциями. Мне следовало бы понимать также, что многочисленные критические нападки - неизбежный удел всякой новой концепции. Если бы я знал, как себя вести с начальником, когда был рядовым сотрудником, и как обращаться с подчиненными, когда сам стал руководителем! Если бы я знал тогда, как выбивать средства и штаты для ускоренного проведения исследований, как организовать работу нашей огромной библиотеки так, чтобы в ней за максимально короткий срок можно было найти желаемую книгу, как скоординировать деятельность различных лабораторий для их успешного функционирования!.. Честное слово, Джон, если бы только я знал тогда то, что знаю теперь, я, может быть, и тебя разыскал бы на пару десятилетий раньше (а возможно, и несколько таких, как ты)! Только представь, что мы могли бы сделать, объединив наши усилия!

     Я уже слышу, как ты говоришь (или по крайней мере почтительно предполагаешь в своей неповторимой манере), что у меня нет статистических подтверждений достигнутого прогресса. Но ты должен признать, что свои более поздние работы, например по сердечным некрозам и кальцифилаксии, я проводил в условиях гораздо более благоприятных, чем ранее. Да и сама атмосфера в нашей лаборатории за последнее время заметно улучшилась.

     Но, на мой взгляд, самая важная вещь, которой я научился,- это чувство уверенности в себе; теперь мне уже не нужно тратить время на оправдание своих методов в глазах других и в своих собственных. Объективно настроенному молодому человеку всегда не хватает уверенности в себе, поскольку он еще не в силах доказать, что стоит на правильном пути.

     Возьмем, к примеру, мое ярко выраженное предпочтение к применению максимально более простых методов. Мне нравится держать крысу на ладони и просто наблюдать за ней. Мне нравится разглядывать ее органы под лупой или на гистологических срезах, окрашенных простейшими способами. Несмотря на мою докторскую степень по химии, я никогда не прибегал к сложным химическим процедурам. Я никогда не использовал изотопные методы, электронный микроскоп, рентгеновскую дифракцию или что-нибудь еще в этом роде не потому, что я недооцениваю их значимость, а просто потому, что меня больше интересует общая картина, чем детали. Я ощущаю себя как-то ближе к Матери-Природе, когда могу наблюдать ее непосредственно теми органами чувств, которые она сама мне дала, чем когда между нами стоят инструменты, так часто искажающие ее облик. Легко распознаваемые, явные изменения формы или поведения не только меньше подвержены "инструментальным ошибкам", но и благодаря своей простоте лучше поддаются широкомасштабному экспериментированию, необходимому для установления единства и взаимосвязи многочисленных жизненных процессов,

     Порой мне казалось, что я выгляжу "отсталым" в этой моей страсти к простоте и всеохватывающему подходу. Тем более что в науке сегодня действует совершенно противоположная тенденция. Создаются все более сложные средства для все более глубокого "копания" в каком-то одном месте. Разумеется, это необходимо. но не для всех, Джон, вовсе не для всех! Узкий специалист теряет общую перспективу, более того, я уверен, что всегда будет существовать потребность в ученых-интеграторах: натуралистах, постоянно стремящихся к исследованиям достаточно обширных областей знания. Меня не беспокоит возможность пропуска отдельных деталей. Среди нас должен остаться кто-то, кто будет обучать людей совершенствовать средства для обозревания горизонтов, а не для еще более пристального вглядывания в бесконечно малое. Мы должны готовить ученых, которые могут организовывать большие коллективы для исследования обширных областей знания, пусть даже самыми простыми методами. Мы должны создавать огромные информационные системы, чтобы постоянно быть осведомленными о многих вещах. Ряд проблем такого рода пока еще не вошли в круг твоих интересов, но, надеюсь, со временем ты займешься ими. В любом случае я могу опереться на твою помощь в этом отношении.

     Но у меня есть и другая, гораздо более личная и эгоистическая причина для того, чтобы тратить время на редактирование этих заметок, предназначенных для тебя. До сих пор мне практически не с кем было разделить тот мир, в котором я живу, поделиться всем тем, что меня действительно интересует, теми идеалами, ради которых, как мне кажется, стоит жить. Большинство людей считают меня достаточно самонадеянным, но я нуждаюсь в доверительной откровенности так же, как и любой другой, а быть может, и больше, потому что там, где витают мои мысли, не может быть множества сочувствующих. Насколько я могу судить, там нет никого, с кем можно было бы толком поговорить, с кем я мог бы почувствовать себя связанным тем естественным сродством, которое делает ненужным всяческие экивоки и дает возможность взаимной "сверки координат" в путешествии по жизни.

     В повседневной жизни такие близкие и теплые взаимоотношения складываются, как правило, между членами одной семьи или рода, однако те мотивы, которыми я руководствуюсь в выборе своего пути, не совсем обычны. Я люблю тепло семейной жизни и хочу ощущать то чувство уверенности, которое возникает, когда делаешь что-нибудь для других. Но наиболее характерные для меня чувства удовлетворения и соучастия обязаны своим происхождением определенного рода резонансу с общими законами Природы. А они слишком грандиозны, чтобы вызывать иное чувство, кроме восхищения (если только не разделять полностью их понимание с другими людьми). Такое взаимопонимание дается не легко. Чем дальше продвигаешься в глубь неизведанного, тем меньше попутчиков остается рядом с тобой. Если же рубеж твоего продвижения опередил достигнутые ранее рубежи, ты останешься один. Ты, Джон, для меня символ того, кто в этот момент будет рядом со мной. Вот почему я ищу тебя всю жизнь.

     Когда я был молод, я воображал тебя отцом или учителем, позже - братом или женой, а теперь - сыном либо учеником. Я имел счастье испытать тепло всех этих видов связей между людьми, но дары, которые они мне приносили, были неравноценными. И тем не менее я очень ценю их все, вот мне уже за пятьдесят, а я все еще ищу кого-то вроде тебя.

     Быть может, таких, как ты, много, а быть может, ты просто плод моего воображения. Скорее всего, ни с кем мой разум не состоит в подлинном, близком родстве. Но время уходит, и, не зная, существуешь ли ты в действительности, я твердо знаю, что ты мне нужен. Вот почему мне пришлось тебя выдумать. Как часто в науке начинаешь понимать, что абстракции бывают в такой же или даже в большей степени реальны, чем осязаемые конкретные факты. Вот я и создал тебя, Джон, своим младшим духовным братом и последователем, с которым я могу обо всем потолковать.

     Ибо кто брат мой? Человек моей крови - даже если у нас нет больше ничего общего - или человек моего духа, с которым нас связывает теплота взаимопонимания и общих идеалов? Я продолжаю надеяться, что где-нибудь, когда-нибудь ты материализуешься. Не исключено, что, публикуя эти заметки, я и в самом деле вызову тебя к жизни, обеспечив тем самым преемственность в моем движении по пути с Природой - пути, который принес мне столько удовлетворения.


     Ганс Селье Монреальский университет, февраль 1964 г.
ВВЕДЕНИЕ


     Впервые я был пленен возможностями экспериментальных исследований, когда учился на медицинском факультете. Именно тогда мне пришлось принять самое важное на протяжении всей своей жизни решение, а именно: выбрать эту специальность из числа столь многих, возможных для врача. Причем в то время я практически ничего не знал о том, чем собирался заняться. Представление о науке, которое получаешь из учебников, так же как и образ ученого, в том виде, в каком он представлен в его лекциях или в биографии, страшно далеки от реальности. Я настолько же не догадывался об этом тогда, насколько знаю это теперь.

     Я все еще живо помню, как рвался по-мужски потолковать с тем или другим из моих профессоров, занимавшихся медицинскими исследованиями,- людьми, которые пишут учебники или, вернее, создают материал, из которого они состоят. Я смутно чувствовал, что у них можно многому научиться, если только заставить их раскрыться и поговорить с ними "по душам", чтобы они не просто учили меня с лекционной кафедры или посредством своих учебников, а поведали бы мне то, чем они "дышат". Скорее всего, тогда я даже не смог бы точно сформулировать свои вопросы. Но что я действительно хотел узнать, так это в какой мере удовлетворены они своими успехами, каковы причины их тревог и неудач, что нужно для того, чтобы стать ученым. В сущности, я хотел узнать от них все, что они могли бы мне рассказать! Теперь, по прошествии стольких лет, я все еще не уверен даже в том, что следует спрашивать, не говоря уже о том, что отвечать.

     По-видимому, никто и никогда не напишет исчерпывающее исследование всех проблем экспериментальной медицины, да в этом, на мой взгляд, и нет большой необходимости. Как я постараюсь показать ниже, одной из главных задач науки в целом является краткое и простое формулирование фактов. Именно предельная простота - быть может, чуть смягченная человеческой теплотой,- и должна стать основной тональностью изложенного ниже. Мы находимся на заре того, что, несомненно, войдет в историю как Век Фундаментальных Исследований. Наверное, нам стоит чуть приостановиться и попытаться сформулировать основные проблемы экспериментальной медицины, с которыми нам придется теперь иметь дело.

     Трудно сказать, кому бы следовало написать такого рода заметки. Что же касается меня, то я с грустью осознаю, что почти полное отсутствие у меня систематической подготовки в области философии, логики и физических наук представляет собой серьезный недостаток. Хуже того, мой опыт в писательском искусстве ограничен лишь научными текстами. Однако я обладаю по крайней мере одним необходимым для этой цели качеством, которого, похоже, нет ни у одного из моих коллег,- желанием пробовать.

     Вопросы, которые я часто задавал, будучи новичком, и которые столь многие с тех пор задавали мне, почти всегда одни и те же. С моей непреодолимой потребностью все классифицировать я разбил их на следующие шесть групп:

     1. Почему? Почему вы избрали научную карьеру? Чем вы при этом руководствовались? Какое удовлетворение получаете вы от нее?

     2. Кто? Кто должен заниматься наукой? Какие способности наиболее необходимы для этого?

     3. Что? Что такое хорошая тема? Как оценить значимость и осуществимость темы, когда вы только начинаете ею заниматься и еще не знаете конечного результата?

    

... ... ...
Продолжение "От мечты к открытию" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 От мечты к открытию
показать все


Анекдот 
Спрашивает генерал(Г) у новобранца(Н):
(Г):-А объясни мне, почему ты решил вступить в армию?
(Н):-Ну, во первых нужно защищать Родину от врагов.
(Г):-Та-ак, хорошо!
(Н):-Во-вторых, служба в армии сделает из меня настоящего мужчину.
(Г):-Правильно, а что в-третьих?
(Н):-А в-третьих, блин, моего согласия никто не спрашивал!
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100