Михаил Белов. Иисус Христос или путешествие одного сознания - - Христианин в светской школеКультура >> Эзотерика >> Психософия, эзотерика, мироздание >> Михаил Белов. Иисус Христос или путешествие одного сознания Читать целиком Михаил Белов. Христианин в светской школе
---------------------------------------------------------------
OCR: Andrey Varda
---------------------------------------------------------------
Воспитание.
Немного о религии.
Рекомендуемая литература:
Я боялся Владыку Гавриила и долго не решался к нему подойти, глядя
через церковную изгородь, как он разговаривает с отцом Серафимом и
священнослужителями из церковного хора. Разговор, наконец, закончился
и Владыко удалился в здание епархии, не выходя за ограду, так как во-
рота Храма были закрыты. Я попросил отца Серафима -настоятеля Храма -
подойти к изгороди и благословить меня на работу в школе, куда я завт-
ра собирался ехать устраиваться.
-Бог благословит, - нашел выход из неудобного положения отец Се-
рафим, так как церковная изгородь препятствовала целованию его рук.
Сутками раньше я сидел перед церковью в размышлениях куда мне
пойти -монахом в храм или в школу. Проповедывать Христа верящим в него
казалось абсурдным. Нужно было спасать неверящих уже ни во что и ни в
кого, так как они тоже были мне близки - в Христианство я пришел из
атеизма. Кроме того, Господь Сам дал пример необходимости проповеди
грешникам, а не праведным. Боясь быть отступником перед Богом, я про-
сил благословения у отца Серафима пойти в монахи, но отец Серафим ска-
зал:
-Нет. Иди поработай в школу.
Теперь с легким сердцем я направился к директору 16 школы, нахо-
дившейся в 3-м микрорайоне нашего города. Я долго стоял перед школой,
не решаясь сделать шаг вперед. Какая отвественность! Наверняка мне да-
дут классное руководство, и я буду отвечать за жизнь вверенных мне де-
тей. Наконец, я решился.
В школе место было уже занято, и я поехал в последнюю школу, в
которой, как мне сказали в управлении образования, было свободное мес-
то -в 23-ю, которая располагалась в Моховой Пади -в 10 километрах от
города.
Те же чувства я пережил в кабинете у Раисы Сергеевны -директора
школы, когда она спрашивала у меня о желании работать, распределяла
часы и сказала, наконец, что классным руководителем я буду в 6-м "В".
Волей Божию мне давали вести биологию в моем 6-м "В", биологию в
седьмых классах, восьмых, девятых и десятых. Получалось двадцать часов
в неделю. Я был счастлив от того, что весь блок программы давал мне
разобраться в конце концов от Бога произошел человек или от обезьяны,
хотя себе в мыслях я не допускал второго, за 6 дней был сотворен мир
или под этими словами скрывается какое-то знание? Вскоре мне дали еще
4 часа -географии в восьмых классах. В курсе восьмого класса были те-
мы, потрясшие меня на первом курсе института -движение плит земной ко-
ры и геохронологическое летоисчисление, открывшие мне глаза на процес-
сы, происходящие и происходившие в природе.
Открыв учебник 6-7 класса по биологии Т.Корчагиной, я был поражен
той красотой, которая была изображена на его фотографиях. Поистине
-творение Божие. Укоренение черенков, прививки привоев, селекция -путь
к созданию Царства Божия на Земле. Помимо вышеуказанного, мне давался
в распоряжение пришкольный участок, который располагался за школой.
Как участок он был немного запущен, но природа там царила - не срав-
нить с городской. Похожие на зейскоостровные заросли одичавшей малины,
боярышника, ряды кустов черной смородины. Участок для овощных культур,
беседка, в которой не хватает только скамеек, созданная кронами чере-
мухи, двадцатиметровые тополя, ряды десятилетней сосны. Где в городе
можно встретить белок, живущих или забегающих на территорию школы и
залетающих фазанов, которых можно наблюдать из окна школы, или такое
обилие синиц и поползней. А если еще их и прикармливать?
За участком текла речка. Чуть ниже по течению стояла разрушенная
дамба, которая раньше создавала здесь пляж. Из под левой террасы,
ближней к школе, бил ключ, который можно было отгородить плотиной и
создать озерцо глубиной метра 3 и диаметром метров 20. И целая школа
учеников рабочей силы.
Одними из первых у меня были мысли создать в школе семенной, са-
женцевый обменные фонды и фонд обмена комнатных растений. Помня, что
от школы у меня не осталось почти ничего, кроме знаний по русскому
языку и литературе, благодаря усилиям моей классной руководительницы
Новиковой Марии Федоровны и кактуса, каюсь, сворованного мной в одном
из кабинетов школы, я решил восполнить свой опыт сейчас практикой.
И вот наступил первое сентября. Я посмотрел на часы -без 10-ти
десять -пора идти к общешкольной линейке и знакомиться со своими подо-
печными. Перед армией учеников я растерялся и попросил Зою Витальевну
Киселеву, как я узнал ее имя впоследствии, показать мне мой класс.
- 6 "В"? - спросила она у ребят, чьи лица скрывались под цветами,
которые они держали в руках.
- 6 "В".
- Вот ваш новый классный руководитель -Михаил Викторович.
Они растерялись, так как ожидали увидеть свою классную руководи-
тельницу Багаеву Викторию Владимировну, но она теперь работала в детс-
ком доме воспитателем. Через мгновение они пришли в себя, и цветы по-
сыпались в мои руки. Я чуть не расплакался. В такие минуты ...
После линейки мы пошли в класс, и я провел свой первый, как пол-
новесный учитель, а не практикант, урок знания. Честно говоря, знания,
даваемые школой, давно потеряли для меня всякий смысл -уже 6 лет, так-
же как 2 года я должен бы был уже, если не благодаря им, то благодаря
отсутствию такого предмета в школьной программе, как Слово Божие, ле-
жать в земле сырой, из которой меня вытащило Имя Матери Марии, а затем
Христа и всех Святых.
Здесь я должен рассказать еще об одном смысле, который я пресле-
довал, идя на работу в школу - адаптации психически больных в совре-
менном обществе. Как сказала мне моя врач Коречко Валентина Никифоров-
на - моя болезнь -шизофрения - неизлечима, и, как я убедился сам, без
буквального выполнения Слова Божьего не поможет ни спорт, ни какие
другие учения, ни экстрасенсы. Одни таблетки, при которых исчезает
ощущение собственной полноценности. Тем не менее все лето я прожил без
таблеток, хотя раньше в больницу попадал через 2 недели после прекра-
щения их принятия, и была уверенность, что вера мне поможет и сейчас.
Для многих больных их прошлое является опорой для самооправдывания при
исполнении своих обязанностей, отношений с людьми. Такое может быть
только у самообманывающегося человека, так как ответ перед Богом после
смерти, а зачастую и при жизни придется и приходится держать за каждую
свою мысль.
И вот звенит звонок. Оказывается, я должен бежать на свой второй
урок, куда меня неумолимо влечет время. Оказывается, я должен быть на
все 100 процентов готов не только перед Богом, но и перед людьми, так
как я преставляю собой Его служителя. Махина знаний, открывающаяся пе-
редо мной давала мне отдушину в плане их знаний. Разве можно знать
все? Но должность учителя требовала обратное.
- Учитель! - с презрением сказал мне один семиклассник, когда я
сказал, что не помню индекс молекулы гелия.
- Познание бесконечно, -ответил ему я, - или ты претендуешь на
то, что знаешь все?
Мне нравилось оперировать знаниями, перемещаться со скоростью
мысли в века, рассказывая про времена, когда у планеты не было атмос-
феры, и кому она ей обязана.
Одновременно я постигал сколько стоит учительский хлеб. Три часа
подряд говорить одно и то же с короткими передышками на перемене, вык-
ладываясь наизнанку каждый раз. Иначе просто невозможно привлечь вни-
мание учеников. Понял, что значит для учителя простое отвлечение вни-
мание кого-то - если не сердечная рана, то досада, не говоря уже про
легкий шепот.
В коридоре как-то раз увидел в руках у девочек одиннадцатикласс-
ниц - Ксении Костиной и ее подруг белую крысу и мгновенно сориетиро-
вался:
-Вы ее принесли для живого уголка?
Я был без ума от белой мыши у моей тети Вали Кравец в Тамбовке, а
теперь к занятию ими меня обязывало мое положение. На следующий день
эта белая крыса мне была всучена в руки на одной перемене, когда я де-
лал объявление своему классу, и я обнаружил, что являюсь полным невеж-
дой в плане кормления и ухода за животными, хотя полтора десятка лет
назад у меня жила и крыса, и морские свинки.
Оказывалось, что продукты питания могут быть растительного и жи-
вотного происхождения -опять эти понятия приобретали для меня давно
забытый смысл.
Я посадил ее в коробку из под глобуса, из которой она в ту же
ночь сделала побег, прогрызя дыру. Вскоре Жора Цвибак -мой ученик-при-
нес из дома клетку, и крыса заняла подобающее ей место.
Классное руководство требовало выбрать актив класса. Личных ка-
честв ребят я еще не знал и, мне казалось, что для выполнения своих
обязанностей достаточно одного их желания. Старостой стала Даша Дын-
ник, учебной комиссией - Инна Гринчук и Наташа Гиренко, спорторгом
-Андрей Фардыкаев, ответственным за трудовой сектор -Жора Цвибак, ред-
коллегией -Тома Краснова и Оля Зеленецкая.
После начала учебы в школе состоялся педсовет, на котором было
зачитано, что 6 "В" с пятого класса имеет низкую воспитанность. Я ни-
чуть не сомневался, что очень скоро он будет иметь высокую воспитан-
ность, которую мне поможет им привить Слово Божие. Я не сомневался,
что никто мне в этом препятствовать не будет, учитывая строительство
Храмов в стране и поворот страны на слияние с религией. Поэтому, когда
один мальчик сдачей довел девочку до слез, я не преминул спросить, что
по этому поводу написано в Библии.
- Подставь другую щеку, -сказала Тома Краснова.
Марина Сергеевна Годенчук - молодая преподаватель, но уже нес-
колько лет работающая в этой школе, зайдя к нам в лаборантскую, расс-
казывала нам, что один ее знакомый, как я понял после -уже бывший уче-
ник этой школы -вышел в магазин через окно пятого этажа, потому что
ему сказали это сделать голоса. Ему, оказалось, был уже и всего 21
год. Другой восьмиклассник на ее вопрос:"Может, ты и с женщинами нач-
нешь общаться?" ответил:"Уже".
Положение первого мне было хорошо знакомо, также как и то, нас-
колько он близок к самоубийству -одному из самых тяжких и глупейших
грехов, перечеркивающих всю свою жизнь, поэтому я принес Марине Серге-
евне два вопросника "В помощь кающимся". Может быть от Марины Сергеев-
ны, но Раиса Сергеевна узнала о моей принадлежности в какой-то вере, и
я был вызван на ковер.
Узнав, что я хожу в Христианский Храм, Раиса Сергеевна сама ска-
зала, что тоже верит в Бога, и разговор закончился оптимистично. Я
принял это как ни к чему не обязывающий меня в отношении школы знак,
так как узнав, что я верю "для себя", Раиса Сергеевна успокоилась. Я
был удивлен словам "для себя", но уточнить не успел, так как разговор
пошел дальше. И следующий вызов на ковер я получил за пропаганду веры
в школе. То, какими словами обозначают свое отношение друг у другу да-
же шестиклассники вызывало у меня ужас, так как я знал куда ведут эти
слова, не говоря уже о нецензурных, зачастую в присутствии учителя.
Сейчас разговор с начальством был серьезным. Оказалось, что они не ве-
рят, что я могу верить в Бога всерьез.
-Да что ты получаешь от Бога? -спрашивали они.
-Все, начиная от слов и кончая ежедневной помощью во всем. Мои
слова привели их в недоумение.
-Да как Бог может починить крышу в школе? - сказала одна началь-
ница, - когда я должна это сделать.
Мне стало ее жалко.
Разговор закончился на том, что мне было поставлено на вид, что
если еще раз я при детях начну вести разговоры о Боге, мне придется-
распрощаться со школой, потому что школа светская, и родители детей не
допустят пропаганду религии их детям и на полных основаниях могут по-
дать и на меня и на начальство школы в суд.
Верующий поймет мои чувства, с какими я вышел после этого разго-
вора. Но Бог находится и среди неверующих, так как "везде глаза Его",
поэтому руководство в действиях я не терял и при своем молчании. Поэ-
тому Бога ради и людей я должен был прекратить разговоры о Нем.
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно быть готовым во
всем и ко всему. Поэтому подготовка к урокам занимала у меня важнейшее
место в сутках, как и у любого учителя. Вечером я садился в своем
кресле, клал доску на поручни и начинал писать конспекты. Я заметил,
что как я продумываю вечером материал, так я его и подаю утром в шко-
ле, буквально слово в слово за небольшим исключением -1-2 отступления.
Поэтому я стал готовиться еще тщательней, продумывая все до мелочей и
с вечера раскладывая в своей голове все по полочкам. Получалось, что я
переживаю материал дважды -один раз готовя его, другой раз выдавая его
детям, правда, по количеству классов одного возраста. Иногда случались
свободные минуты, когда я решал было подготовить материал к послезавт-
рашнему дню, после того, как приготовил к завтрашнему, но я почувство-
вал, что в голове образуется каша, блекнет завтрашний материал, и я не
смогу его логически правильно подать. Так я лишний раз убедился в
справедливости слов "живите заботами сегодняшнего дня", а написание
конспектов на завтра относилось к проблемам сегодняшним.
Первые дни я, как я понял, переживал сильнейший стресс от переме-
ны и силы раздражителей. Утром я уходил немного позавтракав и второй
раз я ел только вечером часов в пять, придя домой со школы. Я не чувс-
твовал голода особенно остро. Не знал, что если пообедать, станет нам-
ного легче. Я в энергетическом отношении работал на полную выкладку.
Поэтому, когда я стал обнаруживать, что все меньше хочется рабо-
тать руками при написании конспектов, думать головой, то уже забыл,
что вначале я готовился к урокам с радостью. И лишь когда я с ужасом
обнаружил, что у меня руки не поднимаются, чтобы взять в руки ручку,
когда я ложусь спать, то драгоценное время уходит на таращение глаз,
так как заснуть не могу, понял, что это результат психического переу-
томления. На следующий день я пошел в школу готовым к урокам только
устно и после уроков направился к Раисе Сергеевне.
-Мой организм не выдерживает такой нагрузки, -сказал я, прося ее
снять у меня лишние часы.
Она у меня убрала 4 часа десятых классов, но Анна Федоровна Куд-
рякова - учитель географии -попросила меня взять 2 часа в неделю у мо-
его класса. Я не мог ей отказать, тем более, что класс был мой, и у
меня осталось 22 часа. Я почувствовал, что эта нагрузка - предельная
для моего организма. Чтобы ее выдержать, я должен буду жить только для
работы, что я, впрочем, делал и собирался делать.
Вызывало у меня смущение то, что убрано всего только 2 часа. Но
так или иначе, я, вроде, стал укладываться в сутки.
Вскоре в школе было объвлено об общешкольном и затем классных ро-
дительских собраниях. На первом я услышал, что в школе существует
проблема бесплатного питания и понял, что нужно сделать.
После родительских собраний я зашел к Раисе Сергеевне и предложил
свою мысль о том, что для решения этой проблемы нужно восстановить
дамбу на речке и установить садок для разведения рыбы, заняться выра-
щиванием грибов -шампиньонов и вешенок -даже зимой, так как теплица
была, ее нужно было только подключить к отоплению и повесить двери на
вход, построить сараи для разведения кур, может быть, фазанов, уток,
индюков, индоуток, построить голубятню. Купить или сделать инкубаторы,
подобные тому, который сделали мальчишки в книге А.Толстого "Веселая
семейка". Книга об устройстве инкубаторов у меня есть. У меня ум заш-
каливало от предложений, которые решали проблемы школы и проблемы в
овладении учащимися биологией одновременно. Выход в материальном зат-
руднении я видел в том, чтобы отпечатав на компьютере все нужды школы
от свай для строительства дамбы до саженцев, семян цветов и черенков
комнатных растений, централизованно через классных руководителей раз-
дать детям, чтобы они передали это своим родителям - пусть принесут
или передадут кто что сможет. Сколько строительного мусора у нас валя-
ется где попало, а в школе он найдет свое применение, также как и на
предприятиях кто-то может не знает куда деть свои излишки, а выбрасы-
вать добро жалко.
Неожиданно я был в своих мечтаниях опущен на грешную Землю. Рыбу
разводить нецелесообразно, так как это нужно делать круглогодично, а
летом в школе никого нет, так же как и разводить кур. Последних не
даст содержать санэмпидем станция. Так же как любителей найдется на
ворованное мясо, а нанимать специального человека не положено по штату
школы. Подключение теплицы к отоплению нужно дополнительно оплачивать,
то есть нерентабельно. Единственное, в чем поддержала меня Раиса Сер-
геевна это в цветах и саженцах для школы и участка и в строительстве
плотины для озерца, отделив от речки ключ.
Я все равно не верил, что эти проблемы неразрешимы и узнав, что
на право владения дамбой претендует сосед школы за речкой -бывшее тан-
ковое училище пошел к заместителю командира части полковнику Папикяну
( к сожалению не помню его имени-отчества) и предложил ему совместно с
силами школы восстановить дамбу, чтобы заняться разведением рыбы, так
как проблемы питания у училища были тоже. Но у училища не было средств
на восстановление дамбы, также как и веры в то, что садок с рыбой мож-
но уберечь от воров. Кроме того, после этого похода я узнал, что учи-
лище хочет, вроде бы, дамбу сносить, и я пошел к депутату ГосДумы
Л.В.Короткову. Вскоре в школу пришли начальник комитета экологии и
специалист по разведению рыбы и стали меня убеждать, что разведение
рыбы, по крайней мере, в прилегающих к Благовещенску районах нерента-
бельно в первую очередь из-за глубокого промерзания водоемов. Но у ме-
ня перед глазами было Чигиринское водохранилище в первые годы после
его открытия и опыт одного фермера в Селемджинском районе, а также
Райчихинской ГРЭС, (которая за сезон сняла со своих садков 40 тонн ры-
бы). Перед перекрытием речки на месте садка я рассчитывал экскаватором
вырыть глубокую яму. Высота террасы от поймы реки - метра 3 + 3-4 мет-
ра ямы, в то время как водоемы промерзают на 2,-2,5 метра. Что касает-
ся корма, то те же отходы школьной столовой: вареная картофельная ше-
луха и т.д., не говоря уже о том, что можно попросить ребят пригодные
для этого дела отходы с их столов приносить в школу. Также как догово-
риться с некоторыми предприятиями, в том числе и частными, в которых у
меня есть знакомые, периодически брать у них отходы продукции. После
работы, например, я видел, что в соеперерабатывающем цехе, подметая
пол, всю шелуху со частицами жмыхов выбрасывают, как мусор. Мешок та-
кого "мусора" насобирался бы за три дня, если не быстрее. Кроме того,
аквариумисты показали мне на Чигиринке место, где расположены колонии
трубочника -живого рыбьего корма. Учитывая чистоту Чигиринки, я расс-
читывал навозить трубочника ниже дамбы и развести его там для промывки
его от шлаков Чигиринки, после чего скармливать рыбам в садках. Два
ведра трубочника, которые я привез для аквариума и врыл в ручье в ды-
рявом ведре в русло ручья под уровень воды показали мне, что он чудес-
но прижился к новым условиям.
Чтобы не смущать специалистов своей верой, которая могла им пока-
заться глупым упрямством, я согласился с ними отказаться от разведения
рыбы, настояв, тем не менее, чтобы они помогли в строительстве дамбы.
Котлован для садка и столбы или трубы для рыбьей вольеры я рассчитывал
вырыть и врыть перед завершением восстановления дамбы.
Приближалась неделя биологии. Мы с моей молодой коллегой Селезне-
вой Еленой Александровной спланировали провести выставку даров приро-
ды, поделок из них с конкурсом на наибольший плод и самую оригинальную
поделку. Все советовали ее организовать на первом этаже, чтобы не раз-
ломали старшеклассники, но нечто удержало меня от этого, и я не пожа-
лел, хотя каждую перемену нужно было дежурить рядом с ней, также как
после все равно поправлять экспонаты. Выходя из учительской, я увидел,
что перед выставкой стоят девятиклассницы Маша Солодуха и Настя Иль-
ченко. В этот момент мне стало страшно, что они могут начать трогать
экспонаты руками, как в то же мгновение Маша сделала рукой движение к
экспонату. Взаимосвязь ее движения и моих мыслей казалась синхронной.
Точно также я был свидетелем другого случая. Андрей Фардыкаев смотрел
в микроскоп, а рядом стояла Наташа Гиренко. Едва я испугался, что они
могут что-нибудь натворить, как Наташа положила руку на затылок Андрею
и надавила на нее. Микроскоп, слава Богу, остался цел.
Эти наблюдения натолкнули меня на соответствующую мысль в макро-
размерах. В моем классе был один парень, оставшийся на второй год и
переведенный на домашнее обучение. Звали его Веденяпин Игорь. Несмотря
на его живой ум, учеба у него была запущена по английскому, также как
слабо шла и по некоторым другим предметам. И в тот день, когда я полу-
чил от Гвоздевой Натальи Геннадьевны распоряжение усилить контроль за
Игорем, он ушел из дома. Он жил неделю у своих друзей. Его мама, Мария
Алексеевна, говорила мне, что все лето он сидит дома, кроме рыбалок, а
осенью, когда начинается учеба, у него возобновляются подобные путе-
шествия.
Когда в школе проводился день здоровья, и вся школа выходила для
его проведения на турбазу "Динамо" я, не спускавший глаз со своего
класса во время движения, поражался некоторым преподавателям уже в
возрасте, что они спокойно идут в середине строя, а ученики вьются
вокруг них.
Выставка прошла. В субботу я сделал призы в виде пакетиков с се-
менами цветов победителям и всем участникам выставки. Вроде, никто в
обиде не остался.
Помимо выставки на каждый день недели я распланировал каждому
классу тему по каждому семейству животных или растений, которым был
посвящен каждый день. Проверка этих знаний планировалась на уроках би-
ологии и лучшие классы поощрялись бы подарками из 100 рублевого фонда,
который Раиса Сергеевна выделила на призы. И именно в неделю биологии
я почувствовал кризис -полную потерю контроля за ситуацией.
Он подходил незаметно. То я чувствовал, что не получается запоми-
нать имена учеников, хотя по времени уже пора бы. То планируемое дома
я, вспоминая во время урока, с ужасом обнаруживал, что не могу выта-
щить из своих отделов памяти. Они словно постепенно загружались тя-
жестью. То обнаруживал, что пропадает вообще желание писать конспекты.
И в какой-то день я перестал их писать из-за неуспевания. До посещения
моего урока в девятом классе Инны Александровны Черненко -завуча по
воспитательной работе.
Устно я был готов, но Инна Александровна сказала, что у урока
низкая плотность и, увидев, что у меня нет конспектов, сделала соот-
вествующий вывод.
И вскоре на мой урок в седьмом классе пришла Раиса Сергеевна. Она
не стала меня ругать за неоформленный конспект, но вид планов моих
уроков привел ее в разочарование, и она сказала, чтобы я исправился. Я
стал стараться.
Приходя домой вечером в семь часов я, чаще всего, после еды падал
в постель и спал часов до 2-3 ночи. После чего просыпался, принуждал
себя вставать, чтобы писать конспекты. Писать их я начал только по од-
ним школьным учебникам, так как в голове не хватало места, а в жизни
времени перерабатывать дополнительную литературу. Конспекты начали
уменьшаться в размерах, так как все я стал перекладывать на свою па-
мять. В ход пошла армейская находчивость. Благо, формы проведения уро-
ка позволяли скрывать свою слабую подготовленность к нему.
Но если у шестиклассников все проходило более менее гладко, и все
свои неудачи оставались только в моем сердце, также как и пробелы в их
знаниях, которые не замедлили проявиться, то у девятиклассников, имею-
щих почти взрослый ум, такие вещи не проходили.
Началось с потери дисциплины на уроках. Как неуверенный в себе
специалист может качественно преподавать предмет и держать класс?
Я ругал себя как только можно, но увлечение этим делом вскоре на-
помнило мне, что я тут ни при чем. Я по прежнему готов был готовиться
на все 100 процентов. Ведь я и пришел в школу для того, чтобы спасти
людей, неверящих в Бога, а как я могу привлечь их к Нему, если сам не
показываю должный пример? У меня часто возникало чувство, что для вы-
полнения своих обязанностей нужно разорваться на части. Представьте
ситуацию, когда на перемене дети тебе приносят крысу, приходит роди-
тель твоего ученика, нужно готовиться к следующему уроку и нельзя ос-
тавить класс, иначе его разгромят ученики. Когда после урока, ты, ос-
тавив ученика убирать класс за то, что он сорил на уроке, не можешь
сам остаться с ним, так как тебе нужно бежать готовиться к следующему
уроку.
У меня ум заходил за разум как выйти из этой ситуации. Едва я ре-
шался пойти к Раисе Сергеевне, попросить ее снять у меня лишние часы,
как возникала мысль - а кому она их отдаст, когда все учителя в школе
перегружены? С другой стороны - когда распределялись часы, все говори-
ли мне, что чем больше - тем лучше -больше получу денег. У других учи-
телей было от 22-х до 37 часов, в том числе у одной моей коллеги -мо-
лодого специалиста -27. Я недоумевал. Неужели я настолько непригоден к
этой работе, что она успевает вести все это и классное руководство, а
я -нет. Помогла моя знакомая Алена Пнева, когда в одно из воскресений
ее муж Андрей -предприниматель и мой сосед, позвонил мне и предложил
подработать на копке траншеи. Она сказала мне, что норма -18 часов в
неделю, и я вспомнил, что именно постолько было часов у Марии Федоров-
ны и других учителей в нашей школе в старые добрые времена. Возникал
вопрос о взятии на работу еще одного учителя географии-биологии. Но
кто ему отдаст свои часы, кроме меня, так как все держатся за свой за-
работок?
Я хронически не высыпался. Если утром в автобусе я еще загружал
свой ум молитвами, то после уроков часто помимо своих сил впадал в сон
во время обратной дороги. Уходил из дома я в 7 часов утра, приходил в
7 часов вечера.
В этот день я поехал в школу совершенно неготовым и открыл учеб-
ники только на перемене перед уроком. Уроки каким-то образом прошли.
Но перед уроками второй смены я почувствовал, что голову мою сжимает
обручем, и нет сил двигаться. Я понял, что нужно отсидеться. В лабо-
рантскую входили ученики, брали у меня темы для подготовки, разговари-
вали со мной, как с учителем, а я с горечью думал о том, что от учите-
ля у меня -одна форма.
Воспитание.
"Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он
не умрет: Ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней"
(Притчи 23:13,14).
"Страх Господень -источник жизни, удаляющий от сетей смерти".
(14:27).
"Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократят-
ся". (10:27).
"Начало мудрости -страх Господень, и познание Святого -разум";
(9:10).
Поэтому когда один девятиклассник на одном из первых моих уроков
направил мне в глаза зеркальцем солнечного зайчика, я не обнаружил у
него ни страха Господнего, ни мудрости, так как за свои оценки он
трясся. Тема была нервная система человека.
- Ты мне нервы проверяешь? -спросил я.
- Да.
- Ты после урока зайди в лаборантскую и проверь там.
Он смутился.
Я сидел на остановке автобуса, чтобы ехать домой. Ко мне подо-
шел мой ученик из 6 класса с девятиклассниками и помимо других вопро-
сов спросил:
- Михаил Викторович, вы же собираете кал животных?
(В книгах "Дети в пионерском лагере" и "Спутник следопыта" я про-
чел о том, сколько информации может дать кал животных знающему челове-
ку - вид животного, положение его тела, рацион питания, нехватку или
избыток каких-либо веществ в последнем, и у меня возникла мысль сде-
лать коллекцию кала диких и домашних животных, предварительно его вы-
сушив, и одно из воскресений я, поехав на свой дальний огород с Кирой
-моей племянницей, посвятил этому занятию. Преинтереснейшее занятие.)
- Ну.
- А вы навалите и поместите в спичечный коробок. Ха-ха-ха.
Одна женщина, сидевшая рядом, словно прочитала мои мысли:
- Ты же в психушке скоро окажешься.
Самое поразительное, что в характере этого мальчика была отзывчи-
вость и самая искренняя.
Больше всего меня потрясало то, что дети судят о взрослых и
взрослых прямо в глаза на уровне своих представлений о них, не говоря
уже друг о друге. То, что суждение -страшных грех -прямое противопос-
тавление себя Христу -им, явно, невдомек. И поэтому я боялся судить
их, а они не боялись судить меня, хотя я их просил об этом. Ведь тыся-
ча и один повод может быть для того, чтобы человек поступил так, а не
иначе.
Однажды я попросил девочек остаться в лаборантской, чтобы закон-
чить оформлять классный уголок. Сам же побежал на уроки во второй сме-
не. Когда я пришел, меня смутило поведение одной, шептавшей на ухо
своей подруге, косясь на меня:"Подожди". Затем она выбежала из лабо-
рантской на некоторое время. После этого в нее вошла Елена Александ-
ровна и обнаружила, что из ее сумочки исчезли деньги. 60 рублей.
Я разбирался со всеми, кто оставался в лаборантской, но они не
вызывали у меня подозрений. Более того, прошлый опыт, когда в присутс-
твии парня, укравшего у меня одну вещь, мне было трудно дышать, ска-
зался и здесь. Мне было трудно дышать в присутствии первой подозревае-
мой. Она сваливала вину на других, и логика ее поведения была -"не
пойман - не вор". Тем не менее моего взгляда ее вгляд, претендующий на
то, что наглость спасет, не выдержал.
Деньги я Елене Александровне отдал, а этой девочке остался благо-
дарен за то, что она помогла мне дважды выполнить слово Божие -прос-
тить ей долг и быть довольным от несправедливого ее наказания.
... ... ... Продолжение "Христианин в светской школе" Вы можете прочитать здесь Читать целиком |