Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Пьесы - - Капитал

Приключения >> Сказки >> Сказки >> Борис Карлов. Новые приключения Незнайки >> Пьесы
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Борис Карлов. Капитал



     © Copyright Борис Карлов

     e-mail: bkarlov@yandex.ru

     web-site: bkarlov.narod.ru


     Комедия в четырех действиях


     Борис Карлов


     КАПИТАЛ

     Комедия в четырех действиях


     Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е Л И Ц А


     П ч е л к и н А л е к с е й Д м и т р и е в и ч, инженер преуспевающей фирмы, работяга.

     П ч е л к и н а О л ь г а П е т р о в н а, его жена, учительница.

     Ц у к е р м а н Д а в и д С е м е н о в и ч, антиквар, дальний родственник Пчелкиной.

     Б е л у г и н Б о р и с А н д р е е в и ч, депутат.

     И с т о м и н а М и л а, жена Дубова, нового русского бандита, потом вдова.

     Ш и л о в В л а д и м и р, друг детства Пчелкина, художник, спившийся гений.

     С а н е к, друг детства Пчелкина и Шилова, милиционер.

     К а р л М а р к с, призрак.

     Голос Розы Моисеевны.

     В эпизодах: Дубов (без слов), выпивший Поэт, выпивший Хулиган, официант(ка) в ресторане, продавщица в пивном павильоне, тени танцующих в ресторане.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

     КВАРТИРА ПЧЁЛКИНЫХ
ПЕРВАЯ СЦЕНА

     Бессмысленный и тревожный сон Алексея Пчелкина.

     В пляске разноцветных огней, на звуковом фоне играющих одновременновсех мелодий спектакля, появляются фантомы персонажей. Их монологи звучат на фонограмме с эффектом реверберации.

     Ф а н т о м М и л ы И с т о м и н о й (одета в траур, восклицает, заламывая руки). Я люблю, люблю вас! Я люблю вас за то, что вы порядочный человек; за то, что вы чуткий и ласковый! Я люблю вас за о, что вы не похожи на тех ходячих мертвецов, которые повсюду меня окружают! Их всех! всех убьют, а вас не за что убивать, потому... потому, что вы душка! Вы -- душка! Я люблю, люблю вас!..

     Ф а н т о м Ц у к е р м а н а (хитро, потирая ладошки). Вещица, конечно, интересная. Однако где вы найдете на нее покупателя здесь, в этой стране?.. В наше столь эксцентрическое и непредсказуемое время? В Великобритании сложившийся рынок антиквариата и устойчивая валюта: фунт стерлингов. Там, на солидном аукционе, ваша вещица потянет на очень, очень приличную сумму. Сумму, которая при разумном ее вложении сможет обеспечить вас на всю жизнь. Однако я не могу гарантировать надежное осуществление вывоза и сохранности предмета...

     Ф а н т о м Б е л у г и н а (довольно хамски). Мне нравится ваша жена. Оленька обладает чертовски соблазнительной фигурой. В особенности ноги и бедра. Всякий раз при встрече я мысленно раздеваю ее догола, нисколько не стесняясь вашего присутствия. Мои притязания на физическое обладание ее телом будут бесстыдны и настойчивы. Как депутат, как народный избранник, я имею на это право. Обманным путем я попытаюсь лишить ее не только чести, но и состояния. Потому что я не только избранник, но и удачливый коммерсант. В интересах избирателей я всегда делаю то, что мне приятно и выгодно. Да, да, особенно -- приятно...

     С последней фразой Белугина все стихает и свет гаснет.
ВТОРАЯ СЦЕНА

     Немного рассеянного света.Ольга вылезает из-под одеяла, идет к окну, раздвигает шторы.В комнате становится светло.

     А л е к с е й (просыпаясь и закрываясь рукой от света). А! Что такое?..

     Ольга надевает халат, присаживается на край кровати.

     О л ь г а. Опять твой мост рухнул? Дал Бог в мужья инженера, трудоголика. Хотя бы в первый день отпуска можно не думать о работе?

     А л е к с е й. Нет, не то, так, сумбур вместо музыки... Но этот... какой мерзавец!

     О л ь г а. Кто?

     А л е к с е й. Уже никто.

     О л ь г а. Пчелкин, напомни, какой сегодня день?

     А л е к с е й. Кажется, воскресенье. Шестнадцатое августа. Ага...

     О л ь г а. А какой год?

     А л е к с е й. Десять лет? Не может быть!

     О л ь г а. Не советую отпираться, это бесперспективно.

     А л е к с е й. И где ты нахваталась таких выражений... Но ты права. За такой срок я не смогу предоставить суду алиби.

     О л ь г а. Пчелкин, ты, конечно, сволочь, но ты не переживай. Я все за тебя придумала.

     А л е к с е й. В смысле?..

     О л ь г а. Сегодня у нас будут гости.

     А л е к с е й. Гости? А что это такое?

     О л ь г а. Вообрази, это люди, которые общаются с тобой не на работе.

     А л е к с е й. Разве так бывает?

     О л ь г а. Допустим, бывает. К нам придут несколько очень порядочных людей.

     А л е к с е й. Типа...

     О л ь г а. Ну, например, ты знаешь, кто теперь Борис Андреевич, наш бывший сосед по нашей бывшей даче?

     А л е к с е й. Белугин? Да ведь это он... Терпеть его не могу.

     О л ь г а. Ты просто ревнуешь, потому что он пытался за мной ухаживать. А я, между прочим, не давала тебе для этого ни малейшего повода.

     А л е к с е й. Интересно, на какие деньги государственный служащий отгрохал себе такой дворец? Трудом праведным не построишь палат каменных!

     О л ь г а. А ты не завидуй.

     А л е к с е й. Ха-ха!

     О л ь г а. Борис Андреевич теперь депутат и председатель какой-то там подкомиссии. Предлагал к нему запросто обращаться, если будут проблемы.

     А л е к с е й. У меня нет проблем. А у него, судя по всему, скоро будут.

     О л ь г а. Какой ты наивный!

     А л е к с е й. Лучше быть наивным и на свободе... Прекрати, оставим эту тему. Белугин, так Белугин. Пусть смотрит...

     О л ь г а. Куда?

     А л е к с е й. На тебя.

     О л ь г а. Пусть смотрит.

     А л е к с е й. Кто еще?

     О л ь г а. Кто еще придет? Придет Давид Семенович, ты его видел. Мой дальний родственник, что-то там такое по отцовской тетке. Но он любит, чтобы я его называла дядей. Старичок такой непростой, ювелир. Ты должен помнить, он мне на браслете новый замочек поставил, совсем бесплатно.

     А л е к с е й. Конечно, себе старинный оставил, а тебе новый всучил. Большой души человек. Как его фамилия -- Неккерман?

     О л ь г а. Цукерман. Давид Семенович.

     А л е к с е й. И он твой родственник?

     О л ь г а. Чего же тут удивительного?

     А л е к с е й. Хм... Да в общем-то ничего. После десяти лет брака было бы даже приятно чему-нибудь удивиться.

     О л ь г а. Ты сбил меня с толку... Ах, да. Я попросила его посмотреть камешки и колечки -- те, что в красивой шкатулке. Вдруг там есть что-нибудь особенное?

     А л е к с е й. Оля, не будь ребенком. Ты ему еще коробку с пуговицами покажи.

     О л ь г а. При чем тут пуговицы?

     А л е к с е й. Совершенно не при чем.

     О л ь г а. Нет, ты издеваешься.

     А л е к с е й. С таким же успехом можешь показать мне свои драгоценности...

     О л ь г а. Смотри.

     А л е к с е й. А я уже видел. Стекло, серебро, да позолота.

     О л ь г а. Ну и катись.

     А л е к с е й. Ладно, не переживай, я на тебе не из-за денег женился. Кто там еще придет из богатых и знаменитых?

     О л ь г а. Мила Истомина.

     А л е к с е й. А, эта, красивая, балерина...

     О л ь г а. Балет она давно бросила. Она с мужем придет.

     А л е к с е й. Вот тебе раз, а я губу раскатал. Муж тоже какой-нибудь полезный?

     О л ь г а. Это вряд ли. Он, как бы это выразиться, новый русский.

     А л е к с е й. Значит -- жмот.

     О л ь г а. Вот этого я бы не сказала.

     А л е к с е й. Бандит что ли?

     О л ь г а. Почему же сразу -- бандит?

     А л е к с е й. Нет, не сразу. Сначала я сказал -- жмот. Подавляющее большинство новых русских делится на мелочных скупердяев и бандитов.

     О л ь г а. Выходит, что у женщины с запросами невелик выбор.

     А л е к с е й. Нет. Еще можно выйти замуж за честного. И потом десять лет копить деньги на квартиру.

     О л ь г а. Какой ужас. (Обнимает мужа.)

     А л е к с е й. А ты смогла бы решиться на такую жертву?

     О л ь г а. Только при одном условии.

     А л е к с е й. Каком?..

     О л ь г а. Не скажу...

     Интим, затемнение.
ТРЕТЬЯ СЦЕНА

     Ольга сидит за столом, считает деньги.

     О л ь г а. ...Двадцать девять пятьсот, двадцать девять шестьсот, двадцать девять семьсот, двадцать девять восемьсот, девятьсот... Есть. Пчелкин, квартира наша. Как там ее, эту нашу контору?..

     А л е к с е й. "Монолит-Гарант".

     О л ь г а. Завтра отнесем последний взнос. Пусть подавятся.

     А л е к с е й. Схожу обменяю?..

     О л ь г а. Нет, я тебе не дам, с ума сойду. Завтра, все вместе.

     А л е к с е й. Даже не верится, что сможем тратить на себя обе зарплаты. Ты не знаешь, куда люди девают такую уйму денег?

     О л ь г а. Напряги воображение, Пчелкин.

     Алексей напрягает воображение.

     О л ь г а. Хорошо. Во-первых, у нас даже нет приличной мебели.

     А л е к с е й (озирается). Разве?..

     О л ь г а. Я тебя уверяю.

     А л е к с е й. Допустим.

     О л ь г а. Во-вторых...

     Звонит телефон, Алексей снимает трубку. Ольга сидит за столом, что-то пишет.

     А л е к с е й. Ага... Сколько? А что так мало?

     О л ь г а. Если Вовка Шилов -- ничего не давай.

     А л е к с е й (прикрывает трубку ладонью). Оля, он слышал.

     О л ь г а. Переживет.

     А л е к с е й. И это слышал?.. Оля, он не переживет.

     Ольга отмахивается.

     А л е к с е й. Слушай, ты, художник... гений непризнанный... Приходи вечером в гости.

     Ольга поднимает голову, Алексей показывает ей кулак.

     А л е к с е й. Вполне серьезно. И выпивка и закуска. Да, есть повод. Можно без цветочков. Не пил. А сегодня выпью. Проверяй, я же тебя приглашаю. К шести. У меня к тебе только одно условие: раньше -- ни капли. Что?.. Твое слово давно ничего не стоит. Нет, не так, все равно не верю. Поклянись... Босхом. Я понимаю, что святое... Не всуе, не всуе... Все, теперь верю. Пока.

     Вешает трубку, поворачивается к Ольге.

     А л е к с е й. Ни слова.

     О л ь г а. Да пошел ты... Вот, держи список. И топай по магазинам.

     А л е к с е й. У нас праздник?

     О л ь г а. У нас праздник.
ЧЕТВЁРТАЯ СЦЕНА

     Накрыт стол, играет негромкая музыка. Алексей ходит из стороны в сторону, смотрит на часы.

     А л е к с е й. Оля! Ты где?

     О л ь г а. Не мешай, я на морду красоту навожу.

     А л е к с е й. Ты мне умытая больше нравишься.

     О л ь г а. Не для тебя.

     А л е к с е й. Для Белугина?

     О л ь г а. Нет. Для Володьки Шилова.

     А л е к с е й. А он этого тоже не любит.

     О л ь г а. Катастрофа.

     А л е к с е й. Уже без десяти. Вдруг никто не придет?

     О л ь г а. Не паникуй, слабак!

     А л е к с е й. Тогда я все равно, один начну. Оля, ты со мной пить будешь?

     О л ь г а. Буду.

     Звонок в дверь. Алексей убегает. Возвращается с Шиловым и Ольгой. Шилов одет небрежно, но смотрит гордо.

     Ш и л о в (прогуливается, демонстративно не обращая внимания на накрытый стол). Квартира приличная. Уже расплатились, судя по всему?

     А л е к с е й. Завтра последний взнос... Слушай, как же я рад тебя видеть!

     Ш и л о в. Особенно вид из окна хорош.

     О л ь г а. На Маркизову лужу.

     Ш и л о в. Так бы сидел тут всю жизнь перед мольбертом и писал...

     О л ь г а. Всю жизнь? Одно и то же?

     Ш и л о в. Природа... море -- оно ведь подобно кокетке, меняющей свои наряды ежеминутно. Нет еще такого художника, который смог бы отразить все ее тончайшие грани даже в этом пейзаже -- ограниченном оконной рамой.

     Хозяева молча смотрят друг на друга, Ольга выходит.

     А л е к с е й. Да ведь ты был на новоселье. Неужели не помнишь?

     Ш и л о в (отходит от окна). Не совсем... отчетливо.

     А л е к с е й. У меня есть фотографии -- обхохочешься!

     Ш и л о в. Не надо. Слушай, Пчела...

     А л е к с е й. Ну?

     Ш и л о в. Я ведь свое слово сдержал.

     А л е к с е й. Ты чего, выпить хочешь?

     Шилов от возмущения не находит слов.

     А л е к с е й. О чем речь, сейчас сделаю!

     Открывает коньяк, наливает. Шилов берет дрожащей рукой, пьет. Появляется Ольга. Шилов, поперхнувшись, кашляет и отворачивается.

     О л ь г а. Слушай, Шилов, единственное о чем я тебя сегодня прошу: при гостях веди себя прилично!

     А л е к с е й. Оля!

     Ш и л о в. При гостях?.. Я что-то не совсем понял.

     А л е к с е й. Оля! Это тоже наш гость!

     Ш и л о в. Извините, тут вышла какая-то ошибка. Не буду отягощать вас своим присутствием.

     Шилов пытается уйти, Алексей его удерживает.

     О л ь г а. Ну надо же! Из пальца высосал себе истерику. Это еще уметь надо. (Берет Шилова обеими руками за воротник.) Если ты, Шилов, будешь представлять из меня гадину, я тебе выцарапаю глаза. Сядь!

     Шилов садится на диван, Алексей наливает ему и себе, залпом выпивают. В дверь звонят, Ольга идет в прихожую.
ПЯТАЯ СЦЕНА

     В комнату заходят улыбающиеся Ольга и Цукерман.

     О л ь г а. Познакомьтесь, это мой родственник... То есть, дядя, Давид Семенович.

     Цукерман приветливо пожимает мужчинам руки. Прохаживается, поглядывая по сторонам.

     Ц у к е р м а н. Неплохо устроились, очень неплохо. Планировочка, вид из окна, удобства... Мебелишко надо вам подобрать. Есть на примете березовая спаленка и гостиная из дуба. Потолки, конечно, немножко давят, зато за окном -- простор! В хорошую погоду на Финляндию без бинокля смотрите? А?.. Все под старину, ручная работа. Цена вполне приемлемая.

     О л ь г а. Ну нет, нам еще не до этого. Завтра выплатим последний взнос в этот... как его...

     Поворачивается к мужу.

     А л е к с е й. "Монолит-Гарант".

     О л ь г а. Да... А после будет видно.

     Ц у к е р м а н. Да ведь я вас не тороплю, боже упаси! У вас и без того повод сегодня очень достойный. Всего каких-нибудь десять лет супружеской жизни, а уже совершенно твердо стоите на ногах. Вот, примите в знак уважения и симпатии...

     Подносит коробочку.

     О л ь г а (открывает). Ах, как мило! Дорогой Давид Семенович, мне даже неловко, это царский подарок!

     Ольга целует Цукермана в щеку. Пчелкин и Шилов заглядывают через плечо Ольги, снова садятся на диван, переглядываются и кривят физиономии. Опрокидывают по рюмке.

     Ц у к е р м а н. Не стоит, не стоит, дорогая. Это не золото и не брильянты.

     Ольга становится перед зеркалом, подносит брошку к плечу.

     О л ь г а. Но серебро мне так к лицу!

     Ц у к е р м а н. А вы хотели мне что-то показать.

     О л ь г а. Да-да! Очень хорошо, что вы сами напомнили.

     Достает из ящика комода шкатулку, ставит на комод и раскрывает. Пауза. Становится тихо, свет гаснет, на Цукермана сверкает молния, гремит гром. Пауза. Снова все по-прежнему, никто, кроме Цукермана, ничего не заметил.

     О л ь г а. Вот, взгляните. Тут ничего ценного, я знаю. Но, может быть, найдется что-то интересное для специалиста, коллекционера... Давид Семенович! (Щелкает пальцами у него перед глазами.)

     Ц у к е р м а н (вздрагивает, вставляет в глаз диоптрию, склоняется над шкатулкой). Да-да, конечно... (Рассеянно перебирает в руках колечки, брошки и браслеты.) Да-да...

     Звонят в дверь.

     Ц у к е р м а н (встревожено). Уберите, Оленька, уберите, чтобы ничего не потерялось. Тут есть пара-тройка интересных предметов. Приносите, нам с вами есть о чем поговорить...

     Ольга убирает шкатулку в ящик комода, бежит открывать. Пчелкин что-то рассказывает Шилову, но тот смотрит в одну точку -- а то место, где стояла шкатулка.
ШЕСТАЯ СЦЕНА

     Входят Мила Истомина и ее муж. Дубов молча пожимает руки мужчинам. Мужчины расходятся, дамы остаются в комнате вдвоем.

     О л ь г а. Сколько же мы не виделись?

     М и л а. С тех пор, как я вышла замуж.

     О л ь г а. Ты сильно похорошела за эти годы.

     Присаживаются на диван. Ольга держит Милу за обе руки.

     М и л а. Не благодаря -- но вопреки! Диета, массаж, тренажеры, косметологи... Это совсем как в балете: непрерывная, изнурительная работа над собой. Что это такое? (Укоризненно берет Ольгу за прядь волос.) Что это?.. Дорогая, ты себя не любишь! А если ты сама себя не любишь -- то кто тебя полюбит?

     О л ь г а. Ой, Мила... Вот то, что ты все это сказала, -- я бы, наверное, не смогла. Бывает, навалится столько работы, что, честное слово, не до тренажеров.

     М и л а. Ты думаешь -- мне легко? Одиннадцатичасовой сон -- это как минимум, ни минуты меньше! Джакузи, маникюр, педикюр, прическа, макияж, вождение, светские рауты -- ты думаешь, это утомляет меньше твоей дурацкой работы?.. Я тебя умоляю. (Вставляет сигарету в длинный мундштук, прикуривает.) Начни хотя бы с бассейна. По утрам бывает так приятно сбросить с себя сонную одурь.

     О л ь г а. Ты знаешь, с сонной одурью у меня как-то... не всегда получается. Нет, нет, я не смогу.

     М и л а. А куда смотрит твой муж? Он ведь, кажется, неплохо зарабатывает. Неужели он такой эгоист и тиран?

     О л ь г а. Совсем не то. Я могу теперь вообще не работать. У нас уже есть сумма для того, чтобы полностью расплатиться за кредит.

     М и л а. Бедняжка, чего же тебе это стоило...

     О л ь г а. Утром -- школа, вечером -- репетиторство, ночью -- тетрадки.

     М и л а. Но теперь-то, наконец, все это позади?

     О л ь г а. А теперь вот дядя, ну, то есть, Давид Семенович, советует купить новую мебель.

     М и л а. И не думай! Пускай Пчелкин зарабатывает тебе на мебель и на все остальное. Никакая мебель не стоит красоты женщины. Как бы тебе не остаться с мебелью и еще какой-нибудь канарейкой. Размазня-женщина ничем не лучше, чем размазня-мужчина. А он, между прочим, у тебя заметно похорошел. Созрел что ли?..

     О л ь г а. На чужой каравай рот не разевай. И твой созреет.

     М и л а. В этом я сильно сомневаюсь...

     О л ь г а. Прости, я не расслышала?..

     М и л а. Так, ничего, просто у него очень опасная работа.

     О л ь г а. А какая...

     М и л а (перебивает). Какая у него зарплата? Дорогуша, этого даже я не знаю.

     О л ь г а. А как тебе вообще... твой муж? Отвечает он твоим мужским идеалам?

     Мила вздыхает, распечатывает и сует в рот жевательную резинку, снова вздыхает.

     М и л а. Дорогуша, я скажу тебе откровенно. Мой муж далек от каких бы то ни было вообще идеалов. (Приближается к собеседнице.) Он вообще что-то вроде неодушевленного предмета. Однако (говорит в прежнем тоне), я сознательно иду на эту жертву. Брильянт должен находиться в дорогой оправе. И ради этого мы иной раз вынуждены терпеть и некоторые неудобства -- как в моральном плане, так -- увы -- и в физическом...

     О л ь г а (подносит руку к груди). О господи!

     М и л а. Однако при всем этом, скажу тебе строго конфиденциально (приближается к собеседнице) -- за два неполных года этих самых... неудобств -- я уже вполне сумела обеспечить себя на будущее. (С расстановкой.) И могу расстаться с мужем без сожалений.

     О л ь г а. Ты думаешь о разводе?

     М и л а (горестно усмехаясь). По-итальянски.

     О л ь г а. А это как?

     М и л а. Это когда муж убивает свою жену.

     О л ь г а. О господи!..

     М и л а. Развода он мне не даст. Если только поможет случай...

     О л ь г а. А какой...

     Звонят в дверь, Ольга уходит открывать. Мужчины стекаются в комнату.
СЕДЬМАЯ СЦЕНА

     Ольга заходит с Белугиным. У нее в руках букет цветов и огромная коробка конфет.

     О л ь г а. Еще одну минуту! (Убегает.)

     Цукерман подходит к Белугину, протягивает визитку.

     Ц у к е р м а н. Позвольте представиться. Цукерман, Давид Семенович. Ювелирные изделия, антиквариат. Если интересуетесь.

     Б е л у г и н. Знакомство безусловно приятное. Но опасное. Боюсь, что эта карточка не будет обойдена вниманием моей супруги.

     Смеются. Ольга приносит и ставит на стол блюдо.

     О л ь г а. Прошу всех за стол!

     Все рассаживаются. Раскладывают еду, разливают напитки.

     А л е к с е й (Белугину). А где же ваша супруга?

     Б е л у г и н (объясняет всем сразу). А ей, видите ли, пришла фантазия отправиться в круиз -- по Средиземноморью. Да, знаете ли, такая вот неугомонная натура.

     А л е к с е й (мрачно). Не боитесь одну-то отпускать?

     Б е л у г и н. Боюсь. Только тут уже ничего не поделаешь. Женщину насильно не удержишь. (Подмигивает.)

     А л е к с е й. И любить насильно не заставишь. (Выпивает один.)

     Белугин смотрит на него удивленно, наливает ему еще.

     Б е л у г и н. Это когда же вы научились... (щелкает пальцем по подбородку) так лихо? Я ведь вас как непьющего знал.

     А л е к с е й. Не волнуйтесь, Белугин, я в порядке.

     О л ь г а. Алексей!

     М и л а. Какой вы смешной, совсем не умеете пить.

     Ц у к е р м а н. Ничего, он еще молодой человек. Он еще всему научится.

     Б е л у г и н. За очаровательных дам!

     А л е к с е й. Да! Выпьем!

     Все чокаются, пьют. До конца сцены все говорят одновременно.

     Ц у к е р м а н (Ольге). Какой у вас вкусный салат -- вот этот, из крабов. Вы сами готовили? Рецепт, напишите рецепт!..

     О л ь г а. Я ничего не готовила, все покупное, из кулинарии. Нет-нет, мне хватит, зачем вы подливаете?..

     М и л а (Алексею). Инструктор мне кричит: "Налево! Налево!", а я вдруг забываю, где лево и где право и хочу надавить на тормоз, но вместо этого давлю на педаль газа...

     Б е л у г и н (Дубову). Обо всем можно договориться. Пришла новая инструкция о взимании арендной платы с нежилых фондов. Все эти суммы составляют заметную строку в городском бюджете. В центре города больше никаких льгот, никаких!.. Но кое-что, да, кое-что можно придумать, все в наших силах и в ваших возможностях...

     А л е к с е й (Шилову). Художник ты или не художник? Если ты художник -- удиви! Удиви меня, его... -- весь мир! Если ты художник, создай мне такой шедевр, чтобы мир вздрогнул, чтобы мир -- передернуло!..

     Голоса, музыка, звон посуды -- плавно затихают, одновременно гаснет свет.
ВОСЬМАЯ СЦЕНА

     Утро следующего дня. Ольга встает, набрасывает халат, плетется к окну, раздвигает шторы. Кровать заливает свет, но Алексей не реагирует. Ольга включает радио -- объявления, реклама в конце часа. Делает тише, садится на кровать.

     О л ь г а (трясет супруга за плечо). Пчелкин... Вставай... Уже понедельник...

     А л е к с е й (невнятно). У меня отпуск.

     О л ь г а. Что за лепет.

     А л е к с е й (громче). У меня отпуск.

     О л ь г а. Пчелкин: вставай, нам надо обменять деньги и платить за квартиру.

     А л е к с е й. Сколько?

     О л ь г а. Четыре тысячи долларов.

     А л е к с е й. Почему так много?

     О л ь г а. Квартира у нас хорошая. С видом на море.

     А л е к с е й. Это не море, это залив.

     О л ь г а. Это лужа.

     А л е к с е й. Пиво есть?

     О л ь г а. А тебе пива хочется?

     А л е к с е й. Да.

     О л ь г а. А водки?

     А л е к с е й. Нет, не надо.

     О л ь г а. А пиво -- та же водка. Только много и с пузырьками.

     А л е к с е й. Хочу с пузырьками.

     Ольга открывает бутылку минеральной. Наливает себе в стакан, бутылку отдает мужу.

     О л ь г а. Выпей минералочки.

     Алексей жадно пьет из горлышка.

     А л е к с е й. А вообще как... Все в порядке?

     О л ь г а. Нет, не все в порядке.

     Пауза.

     О л ь г а. Ты дебош устроил. Ты хотел Белугину морду набить.

     А л е к с е й. Чепуха, этого не было, тебе приснилось.

     О л ь г а. Нет было. Я помню, что мне снилось. Было, когда ты уже напился по-настоящему.

     А л е к с е й. За что?

     О л ь г а. Естественно ни за что. Потому что я с ним танцевала.

     А л е к с е й. За это стоило. Ну и как, набил?

     О л ь г а. Еще чего.

     А л е к с е й. Растащили?

     О л ь г а. Он тебе сам руки скрутил.

     Пауза.

     А л е к с е й. Здоровый... А Володька куда смотрел?

     О л ь г а. А Володька уже никуда не смотрел. Она как голову опустил, так и просидел до конца. А локоть в тарелке с салатом.

     А л е к с е й. Вот свинья...

     Пауза. Сигналы точного времени, голос диктора.

     Г о л о с д и к т о р а. Московское время одиннадцать часов. Передаем последние известия. Главной новостью этого часа стал внезапный обвал рубля на валютном рынке. За первый час торгов курс американского доллара поднялся с шести рублей семидесяти копеек до тринадцати рублей сорока пяти копеек. По мнению экспертов падение рубля продолжится.

     О л ь г а. Ты слышал?..

     А л е к с е й (садится на кровати, трет лицо). Ну-ка, ну-ка, еще раз...

     О л ь г а. Рубль падает. Уже больше тринадцати...

     Хватает калькулятор, считает.

     О л ь г а (страшным голосом). Пчелкин. У нас больше нет четырех тысяч долларов.

     А л е к с е й. А... сколько?

     О л ь г а. У нас и двух не набирается.

     Пауза. Звонит телефон, Ольга хватает трубку.

     О л ь г а. Да. Да. Мы помним, мы как раз хотели сегодня... Да. Нет. Половину можем. Что? А если по курсу Центробанка? Нет? Да, понятно, только доллары... Да, договор подписывали. Да, понимаем. То есть как... Как отберете... А нас куда -- на улицу? Наши проблемы?.. Но мы не отказываемся платить, только нужно... Сколько? Три дня?.. Мы не успеем за три дня! Погодите, погодите... Эй!..

     Ольга опускает трубку.

     А л е к с е й. Это... кто... звонил?

     О л ь г а. Этот... гарант.

     А л е к с е й. "Монолит-Гарант"?

     О л ь г а. Он.

     А л е к с е й. И что?..

     О л ь г а. Деньги требует.

     Пауза.

     А л е к с е й. А у нас что-то не сходится.

     О л ь г а. Не сходится... Хорошая у нас была квартира.

     А л е к с е й. Почему... была?

     О л ь г а. Согласно договору.

     А л е к с е й. Погоди, погоди, надо подумать.

     О л ь г а. Ну ты думай. А я пошла.

     А л е к с е й. Куда?

     О л ь г а. Не бойся, пока еще не на панель. К дяде. Он сказал, что там есть пара-тройка интересных вещей.

     А л е к с е й. Нет! Это он несерьезно.

     О л ь г а. В долг буду просить.

     А л е к с е й. Не даст.

     Пауза.

     О л ь г а. Слушай, Пчелкин, а может, зря это все?

     А л е к с е й. Что?

     О л ь г а. Ну, капитализм. Тогда, в детстве, так хорошо было...

     А л е к с е й. Лимонад был вкуснее...

     О л ь г а. Что?

     А л е к с е й. Лимонад. Помнишь, был такой -- "Буратино"...

     О л ь г а. Не помню. Родители рассказывали, что ни свою квартиру совсем даром получили.

     А л е к с е й. Так уж и даром. Всю жизнь горбатились за копейку. Читай политэкономию.

     О л ь г а. Карла Маркса?

     А л е к с е й. Да хоть бы и Карла Маркса.

     Ольга в задумчивости берет со стола бутылку, наливает в стакан, выпивает.

     О л ь г а (смотрит на бутылку). Что это?

     А л е к с е й. Где?

     О л ь г а. Что это я сейчас выпила?

     А л е к с е й. Это?.. Это, наверное, со вчера осталось.

     О л ь г а. Господи боже мой!..

     А л е к с е й. Ничего, это сухое вино.

     О л ь г а. Наверное, умный человек был. За справедливость.

     А л е к с е й. Кто?

     О л ь г а. Этот, Карл Маркс.

     А л е к с е й. О-о... Тебе хватит.

     Ольга встает. Постепенно, с началом ее реплик, свет гаснет, а сама она высвечивается красным.

     О л ь г а. Мир хижинам, война дворцам! Грабь награбленное!! Да здравствует -- социальная -- справедливость!!!

     "Марсельезой" вступает фонограмма "All You Need Is Love" БИТЛЗ.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ПЕРВАЯ СЦЕНА

     Антикварная лавка Цукермана. Хозяин за прилавком, стирает пыль с выставленных на полках предметов. Отступив на шаг, с уважением взирает на бронзовый бюст Карла Маркса, затем аккуратно протирает ему все неровности. За стойкой служебное помещение, невидимое из зала. Оттуда доносится супруги Давида Семеновича -- Розы Моисеевны.

     Р о з а М о и с е е в н а. Додик, откуда ты приволок в лавку это чучело?

     Ц у к е р м а н. Роза, это не чучело, это чистейшей бронзы основоположник. Я нашел его в скупке цветного металла; он лежал гордый, словно сфинкс, на куче обломков.

     Р о з а М о и с е е в н а (вздыхает). Основоположник... Это, Додик, ты правильно его обозвал. Наложил он всем довольно-таки прилично. Это правда, что он был еврей?

     Ц у к е р м а н. Это правда.

     Р о з а М о и с е е в н а. Не говори никому.

     Цукерман заканчивает наводить чистоту, облокачивается о стойку, смотрит на телефон, нервно постукивает по нему пальцами.

     Р о з а М о и с е е в н а. Тебе налить кофэ с сахаром или со сливками?

     Ц у к е р м а н. Я совсем ничего не хочу, Розочка.

     Р о з а М о и с е е в н а. Тебя до такой степени волнует этот Бенвенуто?

     Ц у к е р м а н. Розочка, меня это не волнует, меня это буквально трясет. Ведь она, в конце концов, может занять у кого-нибудь денег или пойти совсем в другую лавку...

     Р о з а М о и с е е в н а. Не говори глупостей. После того, что стряслось сегодня на бирже, родной сын не даст родному отцу на лекарства. Поверь, все буквально вцепились в свои доллары и оцепенели.

     Ц у к е р м а н. Но ведь она может пересыпать свою бижутерию в полиэтиленовый пакет и прийти ко мне с полиэтиленовым пакетом. Роза! мне совсем не нужен полиэтиленовый пакет!..

     Р о з а М о и с е е в н а. Прекрати истерику, будь мужчиной.

     Из-за растворенной в подсобку двери появляется ее рука с чашкой.

     Р о з а М о и с е е в н а. Я положила тебе три ложечки, сахар успокаивает нервы.

     Цукерман берет чашку, пьет.

     Р о з а М о и с е е в н а. Скажи мне лучше, что ты будешь делать, когда она придет обратно и нахально потребует назад свою вещь?

     Поперхнувшись, Цукерман кашляет.

     Ц у к е р м а н. Роза! зачем ты говоришь мне такое!

     Р о з а М о и с е е в н а. Затем, что иной раз тайное становится явным еще здесь, при жизни! Если ты вовремя е опомнишься и не возьмешь себя в руки, этот Бенвенуто отольется тебе кровавыми слезами.

     Ц у к е р м а н. Но я никого не хочу обманывать! Разве я виноват, что у меня нет таких денег! Этот предмет стоит по каталогу сто пятьдесят тысяч фунтов стерлингов!

     Р о з а М о и с е е в н а. Так не разевай пасть на то, что все равно не пролезет!

     Ц у к е р м а н. Но она хочет всего каких-нибудь две-три тысячи.

     Р о з а М о и с е е в н а. Почему?

    

... ... ...
Продолжение "Капитал" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Капитал
показать все


Анекдот 
Вопрос правительству:
- Что вы выбираете: инфляцию или полный п-ц? Кудрин:
- Инфляцию мы не допустим.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100