Проблема датировки основания Ярославля в трудах историков и краеведов

Курсовая работа Выполнена учеником  11 экономического класса  Вишневским Павлом Ильичем

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»

Ярославль, 2009

Датировка основания Ярославля в трудах краеведов и историков до 1917 г.

А. Поход к проблеме датировки Ярославля в дореволюционной историографии

Первые систематические записи о событиях, происходивших в Русском государстве велись в церковных летописях. Записи содержали не только краткие заметки о происходивших военных походах, рождении и смерти князей, восстаниях и междоусобицах, но нередко отражали официальную позицию духовенства, оценку событий.

К сожалению, существовала цензура летописей- нередко прежние записи изменялись, «правились» по прямому указанию царского или патриаршьего двора.

Летописи, таким образом, были первыми историческими сочинениями, и в немалой степени служили целям государственной пропаганды, утверждению идеологии самодержавной власти.

Важной задачей летописей было прославление деяний великих князей – Рюриковичей, от которых вели свою родословную московские цари. Подчеркивалась их роль как защитников истинной православной веры, борцов с язычеством, основателей городов.

Даже такие неблаговидные деяния, как истребление непокорных, войны отцов с сыновьями, братьев между собой, преподносились как справедливые войны, а колонизаторская политика великих князей по отношению к малым народам (особенно в Прибалтике и Русском Севере) – как борьба с язычеством.

История Ярославля отражена в трудах церковных историков довольно скупо.

Впервые город упоминается в одном из поздних списков (т.е. копий) знаменитой летописи «Повесть временных лет». В этом документе рассказывается о том, как в неурожайный 1071 год поднялись волнения в Ростовской земле. Возглавили один из отрядов повстанцев два языческих жреца (волхвы) из Ярославля. Летопись достаточно подробно описывает события, в частности то, как два волхва были схвачены предводителем карательного отряда Яном Вышатичем, допрошены и затем – казнены.

Сам город Ярославль в этом документе только упоминается. Практически все исследователи сходятся во мнении, что город Ярославль к этому времени уже существовал и был хорошо известен летописцу, поскольку тот не счел нужным привести какие-либо уточняющие сведения, так как предполагал, что и читателю город должен быть хорошо известен.

Само событие основания нового города предполагало то, что по приказу князя воздвигалась крепость, способная выдержать осаду неприятеля, в этой крепости оставлялся гарнизон. Кроме того, как правило, закладывался храм, организовывалось торговое место, иногда переселялись жители из других мест, подвластных князю, которые должны были стать первыми жителями нового города.

Для церковных историков главным событием, которое означало создание нового русского города, было именно основание храма. В особую заслугу основателю города они ставили то, что нередко церкви ставились на месте прежних языческих святитлищ, а сами города становились опорными пунктами христианской веры.

Проблема определения даты основания города не ставилась главной задачей того или иного историко-церковного сочинения, тем не менее в заслугу таким сочинениям надо поставить то, что они отразили те легенды и рассказы об основании Ярославля, которые вошли позднее практически во все более поздние светские исследования краеведов и историков.

К таким легендам следует отнести «Сказание об основании города Ярославля», записанное в конце 18 – начале 19 вв.[1]

В этом документе рассказывается о том, что неподалеку от Ростова, где княжил Ярослав Мудрый, на месте у впадения реки Которосль в Волгу, существовало с незапамятных имен языческое святилище, посвященное богу Волосу (Велесу), который считался покровителем скотоводства. Легенда сообщает о том, что существовал идол, которому приносились жертвы, возле идола горел неугасимый священный огонь. Поддерживал этот огонь специальный жрец – «волхв». В случае. Если огонь по какой-то причине гас, то волхва ждала смертная кара за такой проступок.

Как сообщает далее «Сказание», во время одного из военных походов по Волге князь Ярослав увидел, что некие «жестокие люди» напали на торговые суда. Князь велел своей дружине отогнать и пленить неизвестных пиратов. В ходе погони за злоумышленниками Ярослав и его воины настигли их как раз в том месте, где река Которосль впадает в Волгу – якобы речные пираты пытались найти убежище в поселении «Медвежий угол».

Ярослав взял с провинившихся клятву, что те не будут больше разбойничать, и обложил их данью. Однако перейти в христианскую веру жители Медвежьего угла отказались. С тем князь и вернулся в Ростов.

Спустя некоторое время Ярослав вместе с ростовским епископом, пресвитерами и дьяконами вновь отправился в Медвежий угол. Однако стоило им приблизиться к «селищу», как жители Медвежьего угла выпустили на них из клети какого-то «люта зверя и псов», чтобы те растерзали князя и его спутников.

Тут князь и проявил свою удаль: секирой зарубил зверя, а псы стали «яко агнцы, и не прикоснулись ни к кому».

После этого Ярослав обратился с речью к жителям Медвежьего угла, в которой упрекнул их в нарушении клятвы. Затем велел рубить лес, расчистить место для строительства храма в честь святого пророка Илии и нового города, который назвал в свою честь Ярославлем. Случилось это в день святого Илии – 20 июля по ст.стилю, который и является днем основания Ярославля.

На этом первая часть текста заканчивается. Во второй части рассказывается о том, что с основанием церкви св. Илии жители Медвежьего угла, тем не менее, продолжали поклоняться языческим богам и сохранили идол бога Волоса, которому продолжали приносить жертвы. Но вот однажды, во время засухи, священник Ильинской церкви услышал плач и просьбы язычников, которые они обращали к богу Волосу, прося о дожде. Священник предложил им прийти к церкви св. Илии и попросить о дожде христианского святого. Пришедшие к храму жители Медвежьего угла поклялись, что молитва поможет, то они примут христианскую веру. В этот же день, как сообщает «Сказание», случился долгожданный дождь, и язычники наконец-то приняли крещение. Идол Волоса был сожжен, языческое святилище разрушено, и на его месте позднее воздвигли церковь святого Власия Севастийского.

Современные историки полагают, что «Сказание» является сочинением конца 18 – начала 19 века и, по существу, является переработкой целого ряда легенд об основании ярославских храмов и самого города Ярославля.

Так, известный историк и археолог Н.Н. Воронин, много занимавшийся проблемой ранней истории Ярославля, пришел к выводу, что «Сказание» было, по всей вероятности, написано архиепископом Ростовским Самуилом Миславским (1776-1783 гг.).[2]

Споры между прихожанами разных районов города, чей храм древнее, какая именно слобода (район города) возникла раньше других, видимо, были характерной чертой городского быта.

Известны и другие записи похожих легенд. На роль самых древних храмов, основанных по приказу самого Ярослава Мудрого, претендовали церковь св. Илии на Медведицком овраге, церковь св. Власия Севастийского.

Оба храма, по преданию, возникли на месте древних языческих святилищ, и связаны с основанием самого города Ярославля.

Так или иначе, из сочинений церковных историков, можно выделить несколько положений, которые для них общие и не подвергаются никакому сомнению:

1. Ярославль был основан князем Ростовским Ярославом, позднее получившим прозвище «Мудрый», на месте древнего языческого поселения.

2. Город возник как форпост христианской веры, и с его основанием началось обращение в христианскую веру местных жителей. Главной причиной его основания стало стремление князя Ярослава обезопасить границы ростовского княжества и распространить новую веру.

3.Христианство встретило сопротивление, которое пришлось преодолевать длительное время, иногда с помощью насилия, разрушения языческих святилищ.

4. Территория города, который основал князь Ярослав – остров , образованный реками Волга, Которосль и Медведицким ручьем, протекавшим по глубокому оврагу (так называемый «Рубленный город»).

Б. Дореволюционные историки о дате основания Ярославля.

Российская историческая наука начинает существовать в 18 веке. До этого времени научных исторических исследований не велось в силу того, что Русское государство находилось вне европейских культурных связей, не имело государственной системы образования, и, кроме церковных, на ее территории не было научных и образовательных учреждений.

Только начиная с реформ Петра 1 появляются первые образовательные учреждения, типографии, печатающие светскую литературу, в Петербург приглашаются иностранные ученые. В течение 18 века были основаны первые университеты, были созданы первые труды по отечественной истории, вполне отвечавшие научному уровню того времени. Собираются первые коллекции древних летописей, документов, которые заложили основу для научного изучения истории Русского государства.

В это же время начинает складываться имперский исторический миф о Великом Русском государстве, которое является наследником Византийской империи – знаменитая формула «Москва-Третий Рим». Эта теория с одной стороны, основывалась на общеевропейской идее исторического прогресса, признавала инструменты научного исследования – например, необходимость сбора и исследования исторических источников, формирование коллекций артефактов, периодизацию и хронологию, а с другой стороны, находилась в согласии с привычными православными постулатами о «богоизбранности» русского народа, особом историческом пути России, его цивилизаторской миссией по отношению к тем народам, которые попали в подчинение к Российской империи.

История Российской империи велась теперь не от Московского княжества, а от основания Киева и возникновения мощного государства Киевская Русь, и киевские князья начиная с 9 века стали включаться в число российских правителей.

Ярославль являлся начиная с 17 века одним из крупнейших городов России. Хотя после реформ Петра 1 его значение как торгового центра значительно уменьшилось, он постепенно стал превращаться в значительный промышленный и торговый центр, в нем возникают светские учебные заведения, проводятся первые научные археологические исследования, сбор письменных источников по истории города, возникает музей (древлехранилище).

Первые крупные работы по истории Ярославского края, использовавшие этот накопленный материал, стали появляться в 19 веке.

Дореволюционные историки обладали тем же набором письменных источников, что и сейчас – краткие летописные упоминания, сохранившиеся устные народные предания. К середине 19 века накопился значительный археологический материал – были открыты погребения X-XI вв , начаты первые раскопки на территории Ярославля.

То, что именно Ярослав Мудрый основал город, назвав его в свою честь Ярославлем, считалось абсолютно бесспорным в силу того обстоятельства, что до первого упоминания в летописи Ярославля под 1071 г. известен только один великий князь Ярослав – а именно Ярослав Мудрый.

Основание города мыслилось как событие, в ходе которого была воздвигнута крепость – именно она называлась «градом», т.е. огороженным, укрепленным пространством. Именно эта крепость и была названа «град Ярославль», и дата ее основания должна считаться датой начала существования города Ярославля, хотя более древние поселения существовали на этом месте издавна.

Предполагалось, что князь Ярослав основал город лично - то есть он побывал на месте его основания по крайней мере в тот момент, когда здесь была заложена крепость.

По сообщениям летописи, которые считались (и считаются по сей день) бесспорно верными, Ярослав Владимирович был князем в Ростове с 988 по 1010 год, после чего уехал на княжение в Новгород. Кроме того, упоминается, что Ярослав лично возглавлял карательный поход против восставших племен Ростовской земли в 1024 г. и в это время мог побывать на территории будущего Ярославля по пути в Ростов.

Конкретные года назывались разные, зачастую без каких-либо весомых доказательств. В краткой статистической таблице Ярославской губернии, составленной в 1823 г., просто указано: «Ярославль основан великим князем Ярославом Владимировичем в 1028 г.».

В книге Ленивцева «Описание построения г. Ярославля и заложение в основание оного церкви во имя Святого пророка Илии великим князем Ярославом I» указывается дата начала княжения Ярослава на Ростовской земле – 990 г.[3] , в «Истории г. Ярославля» Троицкого указывается период 1026-1036 гг.[4]

К.Д. Головщиков в книге «История губернского города Ярославля» выстраивает следующую логическую цепь рассуждений, которая в дальнейшем стала «классической» для ярославских краеведов.

Отправной точкой для этих рассуждений остается, как и прежде, признание достоверным и доказанным фактом, что город Ярославль был основан как сторожевая крепость на границах Ростовского княжества князем Ярославом Владимировичем Мудрым. Доказательством является то, что другого великого князя с таким именем кроме него до 1071 г. летописи не упоминают.

Таким образом, для определения точной даты основания Ярославля надо лишь проанализировать известную по летописям биографию Ярослава Мудрого.

Для того, чтобы основать город – то есть дать указания о месте расположения крепости, оставить в отстроенной крепости гарнизон, основать храм необходимо было личное присутствие князя, причем довольно длительное, поскольку Ярославль находился на далекой окраине Киевской Руси, в диком лесном краю.

Летописи указывают годы, когда Ярослав во главе своих войск совершал походы в Прибалтике, южных землях, был занят междоусобными войнами с братьями за киевский престол и просто не имел времени для того, чтобы побывать в ростовской земле.

Поскольку иной роли, кроме сторожевой крепости, Ярославль в первые годы своего существования играть не мог в силу ряда причин, К.Д. Головщиков считал, что наиболее вероятным временем, когда Ярослав мог основать город своего имени, был период его княжения в Ростове с 989 по 1010 г.[5]

Он же указывал, что «Ярославль как поселение, и, вероятно, очень небольшое, существовал …..и ранее прибытия сюда Ярослава.»[6]

Хотя рассуждения К.Д. Головщикова были очень логичными и поэтому – убедительными, его точка зрения оспаривалась другими краеведами.

Возражения в основном сводились к тому, что в период своего ростовского княжения Ярослав был очень молод – в 988 г., при прибытии в Ростов, ему было всего 11 лет. К тому же он не считался в тот период главным претендентом на Киевский престол и не мог располагать необходимыми материальными ресурсами для основания города.

Только когда Ярослав стал князем новгородским, а позже – Киевским, такие ресурсы у него появились.

Наиболее поэтично излагал эту версию энтузиаст-краевед Н. Верховой в своей книге « Ярославль. Историческая монография о времени основания города», изданной в г. Рыбинске в 1903 г.

По его мнению, во время военного похода по Волге в 1024 г. Ярослав просто не мог не заметить такое удобное место для основания крепости, как место, где река Которосль впадает в Волгу. Причем, по мнению автора, князь должен был получить такое впечатление от увиденного, что такое удобное место ему буквально снилось и он не мог успокоиться до тех пор, пока специально не поехал вновь в те места и не основал город, назвав его своим именем.[7]

Аргументация Верхового сводится утверждению, что основание крепости на месте впадения Которосли в Волгу было необходимо для укрепления границ Киевской Руси.

Несмотря на всю наивность подобных утверждений, именно такая точка зрения стала преобладающей к 1917 г. даже в известном издании – «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона указывается, что Ярославль был основан в период между 1025 и 1036 гг.

Начавшиеся в 19 в. первые научные археологические исследования на территории Ярославской губернии подтвердили тот факт, что в раннем средневековье территория Ярославской области была населена племенами финно-угорской языковой группы – «меря». Колонизация славянами началась со стороны Новгорода, активное участие в ней принимали и «варяги» - т.е купцы и воины из Скандинавии, захоронения которых были обнаружены рядом с мерянскими и славянскими могильниками. Был доказан факт существования торговых связей с западными и восточными странами – обнаружены клады с европейскими и арабскими монетами.

Итак, к 1917 г. историки и краеведы, занимавшиеся историей основания г. Ярославля, путем анализа письменных и археологических источников, пришли к следующим выводам:

Ярославль был основан как сторожевая крепость на подступах к Ростову, и его название позволяет утверждать, что основал его князь Ярослав Владимирович Мудрый, самый могущественный правитель Киевской Руси, поскольку о других князьях с именем Ярослав, правивших до 1071 г.(первого упоминания Ярославля в летописи) источники не упоминают.

Возник Ярославль на месте более древних поселений и стал одним из опорных пунктов распространения христианской религии. Кроме того, его основание стало результатом славянской колонизации Верхней Волги. В ходе этой колонизации прежние обитатели – мерянские племена смешались с пришлыми славянами и утратили собственный язык и традиционную культуру, войдя в великорусскую народность.

Наиболее вероятными периодами, когда был основан Ярославль являются временные промежутки 988-1010 гг. и 1024-1036 гг.

Советские историки о дате основания Ярославля.

А. Сторонники даты «1024 г.»

В первые годы после революции и гражданской войны исследования по истории Ярославского края практически перестали проводиться. Это было связано с тем, что Ярославль очень пострадал во время событий 1918 года – антисоветского мятежа. Сгорела библиотека Демидовского юридического лицея, да и сам лицей просуществовал после этого очень недолго, погибли или эмигрировали многие представители ярославской интеллигенции, в результате чего заниматься краеведением стало просто некому.

Новая советская государственная идеология провозгласила борьбу с религией одной из своих стратегических задач. Причем борьба с религией мыслилась как «борьба нового со старым». Ярославль должен был стать образцовым социалистическим городом, полностью освобожденным не только от старого уклада жизни, но и от древних церквей и монастырей, разрушить которые планировалось очень быстро, не дожидаясь, когда они исчезнут сами собой.

В такой обстановке заниматься изучением истории края становилось просто опасным. В результате вплоть до начала 40-х годов на территории края не проводились археологические исследования, не выходили труды по истории Ярославля, не собирались музейные коллекции. В ходе антирелигиозной компании погибли многие памятники архитектуры – древние храмы и монастыри, вместе с ними были уничтожены бесценные творения древних иконописцев, художников, зодчих.

Изучение истории Древней Руси, ее культурного наследия, тем более пропаганда этого наследия, рассматривались как контрреволюционный «великодержавный шовинизм», который И.В. Сталин на XVI съезде ВКПб в 1930 г. назвал главной опасностью.

Только в начале 40-е годов возобновляются археологические исследования на территории Ярославского края. Они проводятся теперь на государственные средства, под наблюдением специалистов недавно образованного Института археологии Академии наук СССР. Раскопки дают интереснейшие результаты, которые позволяют лучше понять историю Ярославского края периода возникновения раннего средневековья.

Известный историк Н.Н. Воронин, занимавшийся поиском архитектурных памятников средневековья Владимиро-суздальской земли, впервые нарушил молчание в споре о дате основания Ярославля.

Помимо того, что возглавляемая им археологическая экспедиция провела первые после революции 1917 г. раскопки на территории древнего Ярославля, в одной из своих статей он впервые в советское время определил вероятную дату основания города Ярославля – 1024 г. Эта дата становится основной в тот период – в частности, она приводится в первом официальном издании по истории г. Ярославля в советский период - книге «Ярославль. Очерки по истории города.» (авторы - П.Андреев, А.Генкин, П.Дружинин, П.Козлов), изданной в 1954 г.

Обнаруженные около церкви Спаса на Городу следы древнего поселения были датированы 8-9 вв., и находки свидетельствовали о том, что это поселение так называемой «дьяковской» культуры, относящееся к дославянскому периоду истории края. В этой связи Н.Н. Воронин изучил легенду об основании города Ярославля и предположил, что именно это поселение и являлось тем самым «Медвежьим углом», который упоминается в легенде об основании Ярославля.[8]

К этому же времени – 40-50 гг. относится формирование «марксистко-ленинской теории исторической науки», которая переработала фактический материал об истории средневековых русских городов на основе учения марксизма.

В своей книге «Древнерусские города» М.Н. Тихомиров следующим образом выразил главные положения марксисткого, «партийного» подхода к изучению истории средневекового русского города:

«…восточные славяне являются первыми и главными создателями городов и городской жизни на территории Киевской Руси, а так как города являются носителями культуры, то и развитие русской культуры надо отнести в основном за счёт славянского элемента.»[9]

Славяне приносили на осваиваемые ими территории более прогрессивные ремесленные технологии. Те города, которые они строили на новых для них землях, в том числе и на территории Верхневолжья, возникали не только как военные крепости, но и как центры ремесла и торговли. таким образом главный признак того, что открытое археологами поселение являлось именно городом, служат не только крепость или храм, но и наличие ремесленных мастерских, мест для торговли и т.п.

Тем не менее, М.Н. Тихомиров полагал, что возникали города прежде всего как княжеские военные крепости:

«Территория русских городов IX-X вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей.- детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Возникновение многих новых городов происходит под прикрытием княжеских замков и под их непосредственной защитой»[10]

Князья основывали города как опорные пункты для закрепления на захваченных территориях – именно с этой целью Ярослав Мудрый основал город Юрьев (Тарту) – как крепость на захваченных землях, расположив там военный гарнизон. Так были основаны крепости на Днепре и Дону, вдоль водных путей, по которым осуществлялось регулярное и значительное перемещение торговых судов.

Однако для северо-восточных, окраинных областей Киевской Руси, расположенных вдали от главных торговых путей, причина возникновения городов была связана зачастую не с торговлей или военными захватами, а с распространением княжеской власти, сбором дани.

Н.М. Тихомиров писал в этой связи следующее:

«Ростов, принадлежащий к числу древнейших русских городов, расположен на берегу большого, но мелководного Ростовского озера, известного по летописи под другим, более древним названием «Неро». Река Которосль соединяет озеро с Волгой; однако волжская дорога отстояла от Ростова на довольно большом расстоянии…… возникновение Ростова, а тем более его дальнейшее развитие нельзя объяснить выгодами географического положения на больших торговых путях. Гораздо важнее было положение Ростова в «опольи», как назывались участки лесостепи в Северо-Восточной Руси. Прекрасная почва ополья давала возможность широко заниматься огородничеством и зерновым земледелием, а озеро славилось большими рыбными богатствами.

Таким образом, торговля имела для Ростова явно вторичное значение: не она была фактором, создавшим город в стороне от волжского пути, но сама направилась в сторону центра, развивавшегося на другой основе. Этой основой было развитие земледелия и ремесла. Поэтому в Северо-Восточной Руси старые города сосредоточиваются в плодородных опольях, в стороне от Волги.»[11]

Фактически М.Н.Тихомиров впервые допускает предположение, что русские города возникали не только в ходе налаживания и развития торговых путей, или военных захватов новых территорий, но и в результате мирного заселения славянами новых территорий. Именно так, по его мнению, развивался Ростов. Очевидно. что и возникновение Ярославля могло быть связано с освоением новых земледельческих областей.

В своей книге М.Н. Тихомиров дает список древнерусских городов и дату их возникновения. Последняя определяется по единственному неоспоримому признаку – году первого упоминания того или иного города в летописях.

Ярославль отмечен, как город, известный с 1071 г.

Поскольку иные датировки были основаны на логических рассуждениях и косвенных доказательствах, то научно доказанным фактом существования того или иного города могло служить только его упоминание в достоверных и неоспоримых письменных источниках.

Таким образом, к концу 50-х годов в советской исторической науке по проблеме даты основания г. Ярославля сложились следующие выводы:

Был доказан факт существования на территории древнейшего Ярославля дославянского земледельческого поселения, условно названного «Медвежий угол».

Параллельно давались две даты основания города – «научная» - т.е. годом основания города официально признавалась дата первого упоминания в летописи, и «предположительная» - т.е. подтвержденная логически, исходя из достоверно известных фактов биографии основателя города Ярослава Мудрого. Н.Н. Воронин считал наиболее вероятным, что Ярослав основал город в 1024 г. во время большого военного похода. Поскольку этот ученый считался в то время одним из крупнейших авторитетов в изучении истории Древней Руси, именно этот год считался датой основания города Ярославля.