Лёгкие бронеавтомобили Sd.Kfz.221, 222, 223 и 260/261
В 1934 году в Германии начались работы над новым легким бронеавтомобилем с высокими тактико-техническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении стало создание стандартного шасси для тяжелой армейской автомашины.
Это шасси должно было иметь колесную формулу 4x4, управление, действующее на все четыре колеса, небольшую массу, малое удельное давление на грунт, высокую прочность, простую конструкцию, удобный доступ к узлам и вытекающую из этого легкость в ремонте. Требования оказались столь высокими, что исключали возможность использования серийных коммерческих шасси. Поэтому все сотрудничавшие с Министерством вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) компании получили заказ на разработку совершенно новой конструкции. Лучшие образцы в 1936 году продемонстрировали в Берлине на выставке средств моторизации. Военные остановили свой выбор на прототипе, созданном на заводе "Horch” в Цвиккау, принадлежавшем концерну "Auto-Union AG”. Было подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший официальное название Einheitsfahrgestell I für schwerer Personenkraftwagen ("шасси №1 для тяжелого легкового автомобиля”), имел двигатель в корме и проектировался специально под установку бронированного кузова. Второй вариант – Einheitsfahrgestell II für schwerer Personenkraftwagen – отличался от первого тем, что двигатель на нем устанавливался спереди. Это шасси больше подходило для создания обычных легковых автомобилей тяжелого класса.
Первый
вариант, получивший обозначение Horch 801/EG I, имел массу
На базе шасси 801/EG I был создан новый бронеавтомобиль с длинным и маловразумительным названием leichter Panzerspähwagen mit Einheitsfahrgestell I für sPkw ("легкий разведывательный автомобиль на шасси №1 для тяжелого легкового автомобиля”). Работы над машиной вела фирма "Eisenwerke Wesserhütte” из Бад-Ойнхаузена. Ее выпускали в нескольких модификациях, различавшихся вооружением и оснащением.
Sd.Kfz.221
Первыми
в формируемые разведывательные части Вермахта стали поступать легкие
бронеавтомобили Sd.Kfz.221 – leichter Panzerspähwagen (MG). С 1936 года
они начали постепенно вытеснять старые Kfz.13. Sd.Kfz.221 имел корпус,
сваренный из бронелистов толщиной
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 вооружался одним 7,92-мм пулеметом, установленным во вращающейся башенке, имевшей форму усеченной семигранной пирамиды. У башни отсутствовала сплошная крыша. Вместо нее сверху боевое отделение защищали два откидывающихся экрана из проволочной сетки. В бортах башни находились смотровые щели.
На прототипах устанавливались старые пулеметы MG-13, но серийные машины получили уже новые MG-34. Боекомплект к пулемету составлял 1050-1200 патронов. Башенка могла вращаться на 360°, а станок пулемета обеспечивал вертикальные углы наведения от -10° до +69°. Это позволяло вести огонь из пулемета не только по наземным целям, но и по низко летящим самолетам.
В экипаж бронеавтомобиля Sd.Kfz.221 входило два человека: механик-водитель и командир, одновременно выполнявший функции стрелка. Штатное вооружение экипажа состояло из одного пистолета-пулемета MP-38 или MP-40 и шести ручных гранат.
Радиостанции на машине не было, связь поддерживалась с помощью сигнальных флажков.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz.221 (выпущено 339 единиц), поступавший в разведывательные части Вермахта, представлял собой быстроходную и маневренную машину. У нее был один серьезный недостаток – слабое вооружение. Уже после начала Второй Мировой войны на бронеавтомобили стали устанавливать более тяжелое вооружение. В частности, 7,92-мм противотанковое ружье PzB-39 (Panerbüchse-39), размещавшееся в башне рядом со штатным пулеметом. Однако оно позволяло бороться с бронетехникой противника лишь на предельно близких дистанциях.
Более удачным решением стала установка тяжелого противотанкового ружья 2,8-cm sPzB-41 (schwere Panerbüchse-41). Эта модификация бронеавтомобиля появилась в 1941 году. Вместо пулемета MG-34 машину оснащали тяжелым противотанковым ружьем. Новое вооружение потребовало слегка изменить конструкцию башни (уменьшить высоту передней стенки). Противотанковое ружье монтировалось в башне вместе со щитком, что несколько увеличило высоту бронеавтомобиля. Всего таким образом перевооружили 34 машины.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.221:
боевая масса: 4 т;
экипаж: 2 чел.;
длина:
ширина:
высота:
база:
клиренс:
колея: 1610/1646 мм;
вооружение: 1 х 7,92-мм (MG-34);
боекомплект: 1050-1200 патронов;
бронирование:
лоб корпуса и башни –
двигатель: Horch/Auto-Union V8-108, 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
мощность
двигателя:
максимальная
скорость по шоссе:
запас
хода по шоссе:
угол подъема: 20°;
ширина
рва:
высота
стенки:
глубина
брода:
Sd.Kfz.222
Наиболее
массовой и удачной модификацией броневика стала Sd.Kfz.222. Это была машина с
20-мм автоматической пушкой KwK 30 и пулеметом MG-34, установленным в общем
лафете в десятигранной открытой сверху башне. Скорострельность пушки составляла
280 выстр/мин. Начальная скорость бронебойного снаряда – 780 м/с, по немецким
данным, с дистанции
Стоит также отметить, что в конструкцию кузова бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 был внесен ряд незначительных изменений – немного изменилась конфигурация кормовой брони, а одно большое окно перед местом механика-водителя разделили на две части.
Бронеавтомобилей Sd.Kfz.222 было изготовлено 989 единиц.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.2