Шнейдеров Владимир Адольфович

Когда подумаешь, что свою биографию В.А.Шнейдеров начинал еще до всех революций ушедшего века, прошел через коллективизацию, индустриализацию, гражданские и мировые войны и именно он стоял у истоков Клуба кинопутешествий , только тогда начинаешь осознавать, как же давно существует наша передача. Ей уже скоро исполнится полвека! Владимир Адольфович Шнейдеров ровесник 20-го века. Он родился 28 июля 1900. В 1917 году окончил реальное училище, вступил добровольцем в ряды Красной Армии. Откомандированный из Армии на гражданскую работу, по поручению Народного комиссариата земледелия организует одну из первых в стране школ трактористов, становится ее начальником. Затем переводится на работу в Пролеткино акционерное общество, которое возникло по инициативе профессиональных союзов в 1923 году и занималось выпуском и прокатом в рабочих клубах фильмов, имеющих воспитательное значение. Поначалу Шнейдеров тоже проявляет себя здесь как организатор, но, решив постичь тайны кинематографа, идет работать в монтажную и монтирует короткометражки по Самарканду , По Узбекистану . Видимо, географические, страноведческие картины и определили круг интересов молодого режиссера. Может быть, имело значение и то, что представление о путешествиях складывалось для Шнейдерова не только из книг, фильмов, но и из живых рассказов его отца, который в 90-х годах 19 века совершил кругосветное плавание в качестве матроса. Летом 1925 года Шнейдерову удается присоединиться к советской авиационной экспедиции по маршруту Москва-Монголия-Китай. Мировая авиация к тому времени ужу знала несколько дальних перелетов и ни одного вполне удачного. Начальник экспедиции И.Шмидт (комиссар военно-учебных заведений Военно-воздушных Сил) еще до вылета заявлял, что будет считать огромным успехом, если ему удастся довести до Пекина хотя бы половину машин. Поэтому опытные кинематографисты не изъявляли желания лететь с экспедицией. В.Шнейдеров вместе с оператором Георгием Блюмом под залог имущества и жилья приобрели кинокамеру и отправились на съемки своего первого экспедиционного фильма Великий перелет , который впоследствии вошел в золотой фонд советского кино. Летом 1928 года В. Шнейдеров и оператор И.Толчан, представляя киноорганизацию межрабпомфильм включаются в состав советско-германской научной экспедиции, цель которой обследовать одну из неизученных областей Памира. Результатом этой экспедиции стал фильм Подножие смерти (так переводится с древнеиранского название Памир ) уже более зрелая режиссерская работа, которая уступала Великому перелету разве что в значимости самого события.

Летом 1929 года по поручению той же киностудии Шнейдеров вместе с И.Толчаном выезжают в первую специальную кинематографическую экспедицию в Южную Аравию. Йемен в то время был закрыт для чужестранцев. И те редкие исследователи геологи, археологи, ботаники, которым все же удавалось его посетить, встречались с большими, нередко опасными для жизни трудностями. Что же касается кино, то до 1929 года в Йемене не появлялся ни один кинематографист. Забавный эпизод произошел в городе Ходейде. Его правитель принц Сейфуль-Ислам Мохаммед (сын короля Йемена) вначале очень настороженно встретил советских кинематографистов. Но поведение гостей, их мирные намерения постепенно сгладили его недоверие. Тогда он, полный уважения к образованным гостям из советской страны, считая их квалифицированными инженерами , обратился к ним с просьбой… электрифицировать его дворец в Ходейде. Шнейдерову и Толчану, знакомым с электротехникой очень поверхностно, тем не менее пришлось согласиться помочь правителю. Кинематографисты трудились в течение 10 дней. Задача их была не легкой, так как под рукой не было необход