Что я знаю о себе

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.»

В.А. Сухомлинский.

По определению Всемирной организации Здравоохранения - здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды. В борьбе за здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное, необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60- детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннее детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.

Цель программы: Сообщение детям знаний о строении собственного тела, работе различных органов , а так же вызвать у детей оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, приобщать детей к социальному миру людей.

Реализация программы идет через выполнение следующих задач:

1.Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.

2.Осознание своего «Я» как части природы, воспитание особого отношения к живой природе.

3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.

4.Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям.

Достижение цели и задач программы предусматривает следование принципам:

системности

возрастной адресованности

последовательности

преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Программа «Что я знаю о себе?» охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста:

младший 3-4 лет(2 младшая группа)

средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)

старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)

Программа составлена по 4 направлениям:

чистота - залог здоровья

знания о собственном теле

оказание элементарной помощи.

Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно - образовательную цель.

Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:

познавательные эвристические беседы

чтение художественной литературы,

изобразительная и конструктивная деятельность

экспериментирование и опыты, наблюдения.

музыка и игра.

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями , навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки , среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, педагоги делают первые шаги в воспитании здорового ребенка.

Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью.

Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.

Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.

Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.»

В.А. Сухомлинский. Цель - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в 21 веке.

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономической состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам материнства и детства.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.

Приведенные данные отражают влияние средовых факторов на состоянии здоровья детей, в частности гигиенических условий воспитания, обучения, образа жизни в семье, и обуславливают необходимость сосредоточения первоочередных усилий на профилактической педиатрии.

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

В основе интегрированной программы лежат следующие задачи:

1.Сформировать у ребенка представление о себе как о

представителе человеческого рода.

2.Осознание своего «Я» как части природы.

3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.

4.Воспитание в ребенке чувства собственного

достоинства и уважения в людях.

Программа построена на следующих положениях:

1.Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Дошкольник понимает свою человеческую сущность, постепенно осознает себя, свои возможности, ребенок приучается быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

2.Потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях.

3.Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в тесном единстве.

4. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир, опираясь на социальный опыт ребенка.

Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения - своего видения мира, своей «картины мира».

Программа составлена по 4 направлениям:

чистота - залог здоровья

знания о собственном теле

оказание элементарной помощи

безопасное поведение в социуме и природе

Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно - образовательную цель.

Программа охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста:

младший 3-4 лет(2 младшая группа)

средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)

старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)

Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью.

Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.

Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:

познавательные эвристические беседы

чтение художественной литературы,

изобразительная и конструктивная деятельность

экспериментирование и опыты

музыка.

Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка.

Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.

Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.

Мой организм

Я- человек. Я- мальчик или девочка. У меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши, рот, язык. Они мои помощники, помогают мне узнать мир, в котором я живу. У меня как у всех людей есть: руки- чтобы брать, ноги- чтобы ходить, бегать и прыгать, глаза- чтобы смотреть, уши- чтобы слышать, нос- чтобы дышать и чувствовать запахи, язык- чтобы говорить и чувствовать вкус, рот- чтобы