Развитие специальной выносливости квалифицированных футболистов с использованием допустимых тренировочных нагрузок

Г.С. Лалаков, Ю.В. Ермолов Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Введение.

Проблема развития физических качеств спортсменов, и в частности специальной выносливости, прежде всего сводится к рациональному планированию различных структурных образований тренировочного процесса, оптимальному соотношению различных сторон подготовки спортсменов, а также соответствию между тренировочными нагрузками и условиями для их реализации [3, 6, 7]. Структура тренировочного процесса в футболе может быть охарактеризована порядком взаимосвязи и соотношением различных сторон подготовки, соотношением параметров тренировочной и соревновательной деятельности, последовательностью и взаимосвязью различных звеньев тренировки. Построение только одного тренировочного урока определяется многими факторами: целью и задачами тренировки, закономерными колебаниями функциональной активности организма в процессе мышечной деятельности, величиной нагрузки, а также особенностями подбора и сочетания тренировочных упражнений и режимом работы и отдыха [1, 6].

Выбор того или иного варианта построения занятий зависит от этапа многолетней и годичной тренировки, уровня квалификации и тренированности спортсмена, задач, поставленных на том или ином занятии. Наиболее сильное влияние на организм спортсмена оказывают занятия избирательной направленности, позволяющие сконцентрировать в определенном направлении средства и методы педагогического воздействия [6]. Необходимо учесть, что после занятий избирательной направленности возможно проведение тренировок на фоне неполного восстановления как из-за специфичности утомления, так и из-за особенностей восстановительных функций.

В настоящее время в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов наметился подход к программному принципу организации тренировочного процесса [8]. Поиск путей интенсификации тренировочного процесса обусловил целесообразность широкого использования такого методического приема, как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки [5]. По мнению Ю.В. Верхошанского [2], использование этого метода возможно и наиболее эффективно только при работе со спортсменами высокой квалификации.

В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в процессе занятия, особенностях протекания процессов утомления и восстановления, поддержания высокого уровня работоспособности и заданных количественных характеристик нагрузки. Модели отдельных упражнений и их комплексов должны строиться на основе учета механизмов срочной адаптации, а также оптимальной тренировочной нагрузки: количества выполнения упражнений и их серий, длительности выполнения упражнений и их серий, интенсивности выполнения упражнений, продолжительности и характера отдыха между упражнениями и их сериями, а также координационной сложности упражнений.

Цель настоящего исследования - определение наиболее допустимых тренировочных нагрузок различного объема, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных футболистов.

Методы и организация исследования . В работе использовались такие методы исследования: анализ научно-методической литературы, хронометрирование, педагогическое тестирование, определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) и коэффициента выносливости (КВ) сердечно-сосудистой системы (ССС). Все полученные результаты обработаны с помощью методов вариационной статистики с использованием персонального компьютера. Обследование футболистов проводилось до начала тренировочного занятия и сразу же после его окончания. Для каждого из исследуемых показателей было рассчитано среднее значение (x), среднее квадратическое отклонение (у), ошибка средней (mх). Для оценки достоверности различий между изучаемыми одноименными признаками вычислялся t-критерий Стьюдента. Предельно допустимым уровнем достоверности мы считали pо=0,05, который вполне обеспечивает необходимую точность при педагогических и биологических исследованиях [4].

Исследования были проведены на футболистах команд мастеров второго и первого дивизионов чемпионата России (19 лет и более) на научной базе НИИ ДЭУ и кафедры теории и методики футбола и хоккея СибГУФКа как в лабораторных условиях, так и в условиях спортивной практики.

Количественные характеристики изучаемых тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости, представлены в таблице.

Результаты и обсуждение . В качестве тренировочных нагрузок малого объема (40%) с различной длительностью серий игровых упражнений (4, 6 и 8 мин), направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных футболистов, послужило выполнение четырех серий специальных индивидуальных, групповых и командных упражнений, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью при средней координационной сложности.

Выполнение тренировочной нагрузки с длительностью серии упражнений, равной 4 мин, не вызвало отрицательной динамики показателей исследуемых функций. Функциональное состояние или оптимизировалось (по части показателей) или не выходило за пределы исходного уровня. Тренировочная нагрузка с длительностью серии упражнений, равной 6 мин, по большинству показателей исследуемых функций не вызвала достоверных различий. Нагрузка с длительностью серий упражнений, равной 8 мин, вызвала незначительное снижение уровня функционального состояния организма футболистов.

Количественные характеристики тренировочной нагрузки, направленной на развитие специальной выносливости футболистов 19 и более лет

№ п/п

Компоненты тренировочной нагрузки

Объем тренировочной нагрузки, %

40

70

100

40

70

100

40

70

100

1

Количество серий упражнений, n

4

6

8

4

6

8

4

6

8

2

Длительность серии упражнений, мин

4

4

4

6

6

6

8

8

8

3

Интенсивность выполнения упражнений

субмакс.

субмакс.

субмакс.

субмакс.

субмакс.

субмакс.

субмакс.

субмакс.

субмакс.

4

Пауза отдыха между сериями, мин<