Игромоделирование в системе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи

Кандидат педагогических наук М.Г. Кошман, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель

В последнее время очень интенсивно и кардинально меняется социокультурная и образовательная ситуация в социуме. Трансформируется социальный заказ системе образования, которая под воздействием внешних условий и исходя из своей онтологии динамично развивается. Об этом свидетельствуют инновационные процессы и опытно-экспериментальная работа, которые пронизывают всю образовательную систему. Поэтому учитель находится в развивающейся социокультурной и образовательной среде и никоим образом не может быть в стороне от этих процессов, а должен быть их главным деятельностным субъектом. На это его нацеливают и государственная политика в области образования, и модернизация школьной реформы, и, что самое главное, его онтология, сущность профессионально-педагогической деятельности, поскольку, занимая гражданскую и профессиональную позиции, взяв на себя социально-педагогическую ответственность за будущее страны, он должен качественно осуществлять свою педагогическую деятельность по выполнению основной миссии образования в социуме - этой форвардной зоны развития общества. Особенно это характерно для стран СНГ после социально -политических трансформаций конца ХХ века.

Анализ научно-педагогической и методологической литературы свидетельствует, что наиболее эффективным средством в этом отношении являются методы активного обучения, или игромоделирование (по терминологии профессора О.С. Анисимова). По мнению крупнейшего специалиста по игровому обучению профессора С.Д. Неверковича, необходимо строить теорию и практику новой дидактики - дидактики образования взрослых, основанной преимущественно на игровых способах обучения.

Широкое распространение игровой практики в системе повышения квалификации (СПК) произошло в связи с большими возможностями игры в решении педагогических, дидактических, научных, практических, управленческих и других проблем. Известно, что игры способствуют лучшему формированию знаний, трансформации знаний в профессионально-педагогические умения, развитию сознания и личности, формированию творческого мышления и способностей человека. Для СПК важнейшей особенностью игрового метода, на наш взгляд, является то, что он имеет потенциальные возможности для осуществления развивающего эффекта в образовательной ситуации. Этот эффект выражается: во-первых, в отказе или трансформации сложившихся ранее стереотипов профессионального мышления и осознании более широких возможностей тех понятийных средств, которые были предложены обучающимся; во-вторых, в установке на использование организационной формы, аналогичной той, которая реализовалась в игре, при решении проблем в своей практической деятельности; в-третьих, в сознательном включении в педагогическую практику критериальной базы логической оценки решения проблем в профессиональной деятельности.

При этом следует иметь в виду следующее важное обстоятельство. Практика профессиональной управленческой деятельности нередко доформировывает специалистов. В процессе же их переподготовки нет возможностей построения для них новой реальной практики, но как раз участие в играх открывает перед ними перспективу в имитационной форме представить и пережить своеобразие этой новой практики и выявить свои потенциальные управленческие умения.

В настоящее время игровая проблематика образования взрослых интенсивно развивается и имеется большое количество различных типов игр. Основные типы игр, широко использующиеся в практике повышения квалификации педагогических кадров, представлены в таблице.

Их использование в практике СПК может носить эпизодический или системный характер. В первом случае, а он является основным сегодня, преподаватель использует один или максимум два (три) типа (вида) учебных игр в образовательно-развивающей ситуации. Во втором случае он должен разрабатывать учебно-игровой комплекс игр, состоящий из всех основных типов игр (см. таблицу). Критерием для типологизации является степень проблемности, создаваемая в игре, и ее взаимосвязь с основными формами организации процесса учения/обучения (информационно-заданьевая, задачно-целевая и проблемно-ситуативная).

Такой практики игрового обучения в СПК фактически не существует, исследования в этом направлении только сегодня начинают разворачиваться.

В зависимости от задач, которые ставит преподаватель в ситуации повышения квалификации, он выбирает тот или иной тип игр и использует его на занятиях фрагментарно или системно, т.е. на протяжении всей своей деятельности с педагогами-предметниками. При использовании игромоделирования в СПК мы опирались на известные оргдеятельностные принципы: целостности имитации профессиональной деятельности, двуплановости, проблемности, рефлексивности, ресурсного обеспечения игрового пространства. В процессе проведения занятий со слушателями нами разрабатывались практически все типы учебных игр.

Их разработка определялась следующими условиями: во-первых, контингентом слушателей (учителя физической культуры, руководители физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях - ДОУ), тренеры детско-юношеских клубов физической подготовки, учителя-предметники, воспитатели ДОУ, а также администрация образовательных учреждений); во-вторых, уровнем профессионального образования и опытом педагогической деятельности; в-третьих, наличием творческого потенциала и высокого уровня педагогического профессионализма; в-четвертых, наличием игрового опыта.

Приведем некоторые названия учебных игр, которые используются нами в повышении квалификации педагогов и специалистов по физическому воспитанию. Дидактические игры: "Личность педагога", "Деятельность педагога", "Урок как дидактическая система". Деловые игры: "Педагогический опыт" и "Эстафета передового педагогического опыта". Организационно-обучающие игры: "Проектирование урока физической культуры", "Педагогическая система". Организационно -педагогические игры: "Культура исследовательской деятельности педагога", "Проектная культура учителя". Организационно-мыслительные игры: "Педагогическая инспектиза и экспертиза", "Экспертиза педагогических инноваций", "Инновационно-экспертный совет по физическому воспитанию". Организационно -деятельностные игры: "Стратегические направления развития региональной системы физического воспитания дошкольников", "Развитие педагогического профессионализма учителя физической культуры", "Разработка концепции непрерывного профессионального физкультурного образования на Гомельщине". Раскроем содержательно-процессуальный аспект данных учебных игр, которые использовались нами в СПК.

Разработанные нами дидактические игры (ДИ) использовались на курсах повышения квалификации учителей физической культуры и руководителей физического воспитания ДОУ в модифицированном виде. В основном использовались целостно-тематические и комплексные игры, адаптированные к специфике профессионального физкультурного субъекта, уровню его профессионализма. Как показывает опыт использования данного типа игр в повышении квалификации специалистов по физической культуре и спорту, последние с удовольствием осуществляют игровую деятельность, связанную с анализом компонентов дидактической системы и ее проектированием. ДИ позволяют рефлексивно "взглянуть" на свою деятельность в педагогической системе и наметить программу (проект) развития своего педагогического мастерства по становлению и развитию физической культуры личности учащихся. С этим же контингентом слушателей нами проводились и деловые игры, направленные на изучение, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта в физкультурном пространстве.

В ходе ДИ было установлено, что на практике имеются определенные творческие наработки, которые требуют своего скорейшего научного обоснования. Приходится, к сожалению, констатировать тот факт, что сегодняшнее состояние теории и методики физического воспитания дошкольников как научного направления в общей ТиМФВ требует своего дальнейшего развития, ибо она сейчас не удовлетворяет запросов практики и не в полной мере осуществляет прогностические, конструкторские, проектные, теоретико-метод