Форматы векторной графики

Формат EPS (Encapsulated PostScript) является стандартом для векторного изображения, которое требуется поместить в программу макетирования страниц. Файл EPS представляет собой содержащий точное описание рисунка программный код PostScript, который будет использован при печати. Кроме того, в EPS включено изображение низкого разрешения для предварительного просмотра (preview, не путать с thumbnail – миниатюрой на иконке файла). Preview облегчает идентификацию изображений при верстке, позволяет визуально контролировать его положение, масштаб и поворот.

Как получить векторный файл в формате EPS?

Adobe Illustrator является единственным векторным редактором, для которого формат EPS – практически родной. До 8-ой версии Иллюстратора EPS был его внутренним форматом (доступным в меню Save as > Illustrator EPS), а формат Illustrator (*.ai) отличался от него в основном тем, что позволял сохранить некоторые дополнительные возможности редактирования, доступные в Иллюстраторе. Начиная с 9-ой версии, на смену внутреннему EPS пришел PDF, формат, также созданный и успешно продвигаемый фирмой Adobe, хотя вариант Save as EPS по прежнему доступен. Формат PDF внес много новых возможностей в создание рисунков (эффекты, основанные на прозрачности элементов (normal transparency) и различных способах наложения цветов (blending mode), аналогичных тем, что используются в Фотошопе), но при этом осложнил запись формата EPS, который не поддерживает прозрачность. Таким образом, при записи EPS прозрачные элементы преобразуются в растрированные объекты, а как именно это происходит – регулируется настройками диалогового окна Document Setup > Transparency. В 10-ой версии Illustrator появилось еще одно средство контроля за обработкой прозрачных объектов – это опциональный (не подключенный по умолчанию) плагин Flattening Preview. При установке программы он находится в папке Utilities (там же находится PDF-файл с его описанием), и чтобы его использовать, надо переложить или скопировать файл Flattening Preview.aip в папку Plug-ins. Данный plug-in дает возможность увидеть в окне предварительного просмотра, какие объекты и каким образом будут обработаны при сохранении EPS-версии изображения. Несмотря на довольно широкие возможности настройки, следует соблюдать осторожность при сохранении в формате EPS рисунков, содержащих прозрачные элементы. Если всевозможных прозрачностей использовано довольно много, возможно, лучшим выходом будет полное преобразование вашего рисунка в растровый формат TIFF. При правильном подходе такое преобразование гарантирует сохранение высокого качества рисунка.

В программе FreeHand сохранение рисунка в формате EPS производится через меню Export. Перед этой операцией необходимо решить, потребуется после этого какое-либо редактирование файла или нет. Дело в том, что FreeHand при экспорте в EPS предлагает опцию Include FreeHand Document. Если опция активирована, в EPS-файл записывается вторая версия рисунка в родном формате программы – и тогда FreeHand сможет открыть файл. Если опция отключена, EPS-файл будет содержать только код PostScript, и FreeHand сможет открыть только версию для предварительного просмотра, недоступную для каких-либо изменений. Имейте в виду, что специалисты допечатной подготовки однозначно предпочитают иметь дело с файлами EPS, а не с "гибридами" EPS+FreeHand, так как это позволяет избежать возможных ошибок вывода и сокращает время обработки файлов. После того как вопрос с упомянутой опцией решен, выберите вариант EPS для платформы Mac или Windows (Macintosh EPS/EPS with TIFF Preview) – и получите файл, помещаемый в верстку.

CorelDraw! также позволяет экспортировать рисунок в формат EPS. Сама процедура экспорта несложна, но мало кто возмется предсказать, как будет выглядеть кореловский EPS на цветоделенных пленках и, следовательно, на бумаге. В отличие от Иллюстратора CorelDraw! никак не регулирует растрирование "опасных" прозрачных элементов. Как правило, чем проще в исполнении был исходный рисунок, тем больше шансов, что все обойдется без проблем. Если же проблемы все-таки будут, то лучше, когда это выясняется на стадии фотовывода. В зависимости от сути ошибки и модели фотонаборного устройства, один RIP может выдать отчет об ошибке, другой просто безнадежно зависнет, а вот третий не выдаст никаких предупреждений и выведет то, что смог отрастрировать, – и тогда, если не желаете получить брак в тираже, очень внимательно просмотрите полученные пленки. Знайте, что среди специалистов по prepress бытует мнение: что в Кореле начато, должно быть в Кореле и закончено. Имеется в виду, что файл печати (*.ps) безопаснее записывать непосредственно из CorelDraw!, так как лучше него, видимо, никакая другая программа не знает, как обработать созданные им рисунки, причем не только эффекты, но даже обычный текст.

EPS-файл готов. Что дальше?

Дальше – помещаем его в программу макетирования. В этом и есть его прямое назначение. Но использование его этим не исчерпывается, хотя прочие варианты являются "побочным эффектом" универсальности данного формата. К примеру, полученный EPS можно поместить также в программу векторной графики. И даже в программу растровой графики. Рассмотрим варианты.

Помещаем EPS в верстку

Сначала пара замечаний о EPS в программе макетирования страниц. Все программы этого рода позволяют довольно произвольно трансформировать помещенные изображения, чем иногда пользуются неопытные пользователи. Важно понимать следующее: в программе макетирования трансформировать помещенный EPS-файл допустимо лишь в очень ограниченных пределах, и необходимо отдавать себе отчет в том, что именно при этом происходит, а лучше все трансформации проводить с оригинальным файлом в той программе, в которой он создан.

Единственное абсолютно "безопасное" действие – перемещение EPS по странице или в маске (box в QuarkXPress или frame в PageMaker). Поворот не очень желателен, но вполне допустим. Он может повлечь дополнительные усилия программы верстки по обработке изображения и даже перерисовке экрана, а также, в случае чрезвычайно сложного векторного оригинала, может вызвать ошибку фотовывода. Самая нежелательная трансформация – масштабирование. Дело в том, что масштабирование не только требует повышенных ресурсов процессора для пересчета изменений, но и вносит коррективы в такие критические параметры как толщина линий, размер градиента, величины треппинга, характер заливки типа "узор" (pattern) и другие. Например, в векторном оригинале присутствует рисунок, выполненный линией толщиной 0,1 pt, которая при уменьшении в программе верстки на 50% превратится в 0,05 pt и может просто не появится на цветоделенной пленке или на бумаге. Аналогично, треппинг, выполненный средствами векторного пакета, может либо стать слишком заметным (при масштабе более 100%), либо недостаточным (при масштабе менее 100%).

Подводим итог: перемещать – можно произвольно, поворачив