Эротика

Эротика в искусстве, воплощение в жизни, литературе и искусстве одухотворённости, поэзии и эстетики сексуальных отношений людей; заложенный в человеке природой инстинкт продолжения рода, но облагороженный и опоэтизированный как влечение души (эротическое либидо).

К концу 20 в. эротика проникла во все сферы жизни и деятельности человека. Этому способствовало существенное сужение сферы запретов и табу, касающихся сексуальных взаимоотношений. Эротизировать можно буквально всё: дом, одежду, тело. Проявление внимания к мебели, украшению интерьера, белью, косметике, умело подобранному стилю в одежде, столь характерное для современных женщин, привносит эротизм в самые различные области жизни. Эротика — сложное и хрупкое состояние личности, замешанное на эмоциях, страсти, фантазии, воображении, сексуальности, где наигранное и естественное сплетены в один причудливый узел. На самых древних этапах развития человечества жизнь людей была пронизана эротикой, о чём свидетельствуют многочисленные наскальные изображения и археологические находки. Религиозные культы многих земледельческих народов — Египта, Вавилона, Финикии, Индии, Греции, Рима имели характер эротических мистерий, а боги и богини плодородия большей частью были божествами любви. Эротика существовала и в повседневной жизни людей: стремление привлечь к себе внимание сексуального партнёра уже в древности породило целую науку обольщения (см. Соблазн), в которую входили искусство общения, правила этикета, определённые ритуалы сексуального поведения, а также умение украсить себя.

Природа эротики покоится на притягательности и очаровании тайны, которую содержит в себе представитель другого пола. Поэтому с древности одна из задач моды состояла в том, чтобы подчеркнуть или выгодно оттенить те части человеческого тела, которые представляют эротическую ценность в глазах представителей данной культуры, вызвать сексуальную заинтересованность окружающих или конкретного лица. Уже несколько тысяч лет назад возникли различные варианты причесок и все виды украшений из драгоценных металлов и камней. Так же стара культура благовоний. Каждое живое существо имеет свой запах, который определяется биологически активными веществами, воздействующими на подсознательном уровне на психику человека, притягивая или отталкивая его. То, что запах имеет сексуальную окраску и является одним из самых сильных в природе раздражителей, очень давно поняли на Востоке (особенно на Ближнем Востоке и в Индии), где и были ещё в древности разработаны мужские и женские ароматические вещества. Женские запахи — аромат хвойных деревьев, полевых цветов, масла розы и сандалового дерева. В группу мужских запахов традиционно входят лаванда, амбра, мускус.

Эротическое искусство, изображая человека во всём богатстве его переживаний, содержит эмоционально окрашенную информацию такого характера, который позволяет направить мысль, чувство и воображение зрителя в область сексуальных отношений. В культуре каждого народа существовали произведения, которые стимулировали, разжигали и поддерживали сексуальную чувствительность. Но особенности эротического искусства любой эпохи зависят от сексуальной, религиозной, философской и художественной культуры общества. У эротического искусства две основные темы. Первая — человек как объект эротических чувств: его красота, очарование, сексуальная привлекательность. Вторая — сексуальные отношения людей, которые могут быть воплощены в романтическом, комедийном, натуралистическом и других аспектах.

Характер изображения зависит от мастерства художника, уровня его культуры, а также от существующих в данном обществе норм пристойности, включающих в себя правила повседневной жизни и нормы ритуального поведения, правила изображения тела и сексуальных отношений. Знаменитые обнажённые статуи Древней Греции — разные вариации изображения Афродиты, Аполлона, атлетов — нередко воплощали не только общегреческий идеал "каллокагатии", то есть сплав физической красоты и духовного совершенства, но и эротическое очарование образа.

Эротические отношения людей часто изображались в античном прикладном искусстве (вазопись, светильники и др.) и в настенных росписях (Помпеи и Геркуланум). Сюжеты таких росписей — пирушки с гетерами, игры сатиров и нимф — воплощали традиционный характер быта и личных взаимоотношений. С эпохи Возрождения эротическая привлекательность обнаженной натуры вновь становится популярной темой в искусстве, равно как и эротические отношения людей (Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Карраччи). Пронизаны эротикой многие произведения выдающихся художников и скульпторов последующих эпох (П. П. Рубенс, Рембрандт, Ф. Буше, О. Фрагонар и др.). Более 4 тыс. лет существует эротическая литература: любовная поэзия Древнего Египта и античности, произведения Д. Боккаччо, Ф. Рабле, Г. Гейне, А. Франса, А. Пушкина, А. Толстого.