Политика и политология

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.

§ 1. Понятие политики

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция).

Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне» сферы определенного типа политическое системы. В этом смысле мир политики неизбежен.

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Общество состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. [c.7] Каждая из них имеет свои границы, свою специфику:

• производственная сфера обеспечивает материальную инфраструктуру;

• социальная сфера охватывает совокупность общностей и устойчивых отношений между ними, обусловленных рядом социокультурных, цивилизационных и формационных факторов;

• духовная сфера включает производство идей, знаний, художественных ценностей и т.д.;

• политическая сфера общества представляет собой совокупность феноменов самого разного плана, непосредственно связанных с властью, таких как политические институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы и т.п. Она призвана обеспечить инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

Политическая сфера общества отличается от других сфер тем, что она в определенном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. В силу этого политическая сфера имеет, особенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствующие приоритеты. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами общества, зависит от них, «черпает» в них исходный материал.

Роль политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Соответственно, политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью.

Особенность политической сферы общества состоит и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Ее основное ядро – политическая организация общества –Относительно постоянно. В то же время, в зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов. В принципе любе социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или становится «политическим».

Под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институтам и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существующие в обществе для сохранения порядка и решения других важных задач. [c.8] Известный германский юрист К. Шмитт обращал внимание, на то, что политика возникает, формируется прежде всего там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода. Реальное разделение на группы друзей и врагов столь сильно и имеет столь определяющее значение, что такое группирование, отставляет на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: «чисто» религиозные, «чисто» хозяйственные «чисто» культурные и оказывается в подчинении у совершенно новых, своеобразных условий и выводов уже политической ситуации. Например, группирование, ориентирующееся на серьезный, военный оборот дел является политическим всегда» 1 .

Политика во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Ареал политики охватывает все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того ли иного класса или социально-политического блока и т.д.

По сути дела, политика представляет собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. [c.9] Какова будет политика, т.е. в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.

В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы.

Политика дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутреннюю и внешнюю политику – курс государства, партии, социальных групп, индивидов внутри государства или в международных делах. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы или субъекта приложения: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, аграрная, образовательная, техническая, научная, правовая, экологическая, военная и др.

Толкования политики разнообразны, поскольку многомерно и само это явление. Известный французский политолог Р. Арон, выделял следующие трактовки политики:

Во-первых, понятие «политика» используется для обозначения концепции, программы действия по поводу власти, а то и самого действия. Так, говоря о политике Ришелье, имеют в виду его взгляды на интересы страны, цели, к которым он стремился, а также методы, которыми он пользовался. Термин «политика» в его первом значении – это программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На английском языке это содержание политики обозначается как «policy». В этом смысле политика обозначает и управление. Данное понятие употребляется в смысле управления, когда следует за названием объекта и представляет область действий: «молодежная политика», «образовательная политика» и др.

В другом смысле слово «политика» относится к той области, сфере общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления. Политика-область, политика-сфера – это некая совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие свои собственные интересы и мировоззрение. Данный смысл этого понятия на английском языке обозначается как «politics».

В третьем смысле термин «политика» означает институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций, определенный властный строй сообщества, способ его властной организации. Политика – это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти; но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообщества. [c.10] По-английски институциональноправовое измерение политики обозначается как «polity» 2 .

Важным является представление о политике как о ценностном суждении: «моральная» или «аморальная», «хорошая» или «плохая», «прогрессивная» или «реакционная» политика.

Какую бы важную сферу общественной жизни мы не взяли: работу, быт, средства массовой информации (не говоря уже о государстве и партиях), все они в той или иной степени сопряжены с политикой. Так, разве наше благосостояние не зависит от государственной политики, скажем, в области .приватизации или курса рубля по отношению к доллару? А можно ли считать, что телевидение и печать свободны от политических пристрастий или интересов?

Политика является наукой и искусством. Наукой она стала с тех пор, как человечество познало тенденции политического развития, политические приемы, технологии и средства, которыми можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости.

В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально-этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.

Основополагающая задача политики – интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска баланса интересов различных сил, диктуемых потребностями общества в целом, выработки и реализации передовой стратегии развития. Разработка и осуществление оптимального политического курса развития страны предопределяет ее успешное развитие на десятилетия вперед.

§ 2. Субъекты и объекты политики

Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. [c.11] Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.

К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.

Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.

Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.

Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. [c.12] Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:

• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;

• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;

• стихийное или неосознанное участие;

• проявления политической апатии, неучастие в политике.

По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

§ 3. Политика и мораль

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Мораль находит выражение в поступках человека по отношению к обществу, властным структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с течением времени и различны у разных народов и слоев населения. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое «хороший обычай, поведение, деятельность», что «прилично, порядочно, достойно» и т.д. [c.13] К господствующей морали, кроме социальных ценностей и оценок, принадлежат также и те, которые расцениваются религией как «благое поведение». Мораль – это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. В древности первичные человеческие коллективы во многом регулировали взаимодействие людей с помощью обычаев, традиций, табу, а также таких институтов социального контроля, как семья и община. С возникновением сложных общностей и ослаблением традиционных форм социального контроля возросла роль политических институтов, которые стали осуществлять основные властно-регуляционные функции в развитии общества, а мораль – регулировать нравственные нормы поведения.

Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил, что «правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат Основанием истинной политики».

Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия; она оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же более «приземлена» и целенаправленна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Важной особенностью политики является ее опора на силу, использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль Же опирается главным образом на «санкции» совести.

Мораль в значительной части своих норм выступает как своего рода антитеза насилию. Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принципах «ненасилия». [c.14] Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе, т.е. по принципиальным «соображениям»не приемлет его, – значит игнорировать некие реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых войн, защиту Отечества; ислам предполагает «священную войну против неверных» и др.

Далее, хорошо известно, что уголовно-правовые нормы возникают, существуют и реализуются как формализованное единство правовых воззрений и моральных установлений общества. Весьма показателен здесь институт необходимой обороны.

Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть моральные нормы, принятые в определенных национальных, региональных и иных структурах общества и оправдывающие применение насилия в конкретных экстраординарных обстоятельствах (например, дуэль как способ защиты части и др.).

Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:

• морализаторский подход – означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства;

• ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»;

• компромиссный подход – преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.

В современном мире центральными направлениями институализации нравственных требований к политике являются соблюдение прав человека, социальная направленность политики, утверждение демократических принципов жизнедеятельности, укрепление правовых основ общества.

В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой моральности и ответственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она подобно вышедшей из-под контроля людей технике и науке, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты. [c.15]

Совместима ли политика с моралью и нравственными ценностями? Вот что думают по этому поводу известные политики и политологи.

В. Игрунов (депутат Госдумы, директор Института гуманитарно-политических исследований): «Я абсолютно убежден, что политика и мораль совместимы. Наоборот, политика, не основанная на морили, – вещь недопустимая. Политик обязан руководствоваться нормами и права, и морали».

С. Бабурин (депутат Госдумы): «Политика не только совместима с моралью и нравственными ценностями, более того, именно политика с большой буквы, разумеется, а не грязное политиканство, единственно и способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей».

С. Беляев (депутат Госдумы); «Как и любой другой политик, отвечу: конечно же, совместима, даже обязательно должна совмещаться. Беда, однако, в другом: многие политики, к сожалению, сами для себя определяют, что нравственно, а что нет. Отсюда те многочисленные расхождения с общечеловеческими понятиями о морали, которые мы наблюдаем у известных в стране лиц».

А. Мигранян (политолог): «Мораль и политика – принципиально разные сферы. В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика сферы политики, и особенно демократической политики – согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Поэтому выбор «меньшего зла» при принятии политических решений является основой функционирования всех демократических обществ».

В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков.

Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений. Целью политики должна выступать не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей – например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны.

Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. [c.16] Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и О