Базилика Сен-Дени

Хрипкова Е. А.

Легенда о св. Дионисии

Как известно, в лице св. Дионисия, почитавшегося в Сен-Дени, были соединены три личности - ученик апостола Павла, живший в первом столетии, автор "Corpus areopagiticum", живший, скорей всего, в шестом веке и св. Дионисий, христианский епископ, посланный из Рима, чтобы крестить Галлию (III век)1.

Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы -Vie de sainte Geneviève (520г), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом (90-100). Умер он в селении Катуллиакум (Catulliacum), и св. Женевьева настояла на строительстве базилики в его честь.

Другой текст, относящийся к перу Григория Турского (ум.594), сообщает, что св. Дионисий был одним из семи епископов, пришедших обращать Галлию в христианство. Посланный в Париж, он умер от преследований императора Деце (249-251гг.). В VII веке св.Дионисий стал особым патроном франков и у него появились двое сопровождающих - священник Элеутерий и диакон Рустик. Первый текст, посвященный описанию жития и мученической кончины святого был назван Gloriosae2, по первому слову текста. О нем известно из рукописи IX века, которая сохранила элементы, восходящие к шестому веку. В этом рассказе св. Дионисий, посланный в Париж, обращает толпы народа, терпит мучения во имя Троицы вместе со своими двумя спутниками. Их тела хоронит набожная женщина за пределами Парижа, и над погребением устанавливается мавзолей.

В IX веке (в период аббатства Хильдуина (Hilduinus- лат.) (814-840)), был составлен второй текст Страстей св. Дионисия (Post beatam et gloriosam)3, где ученик апостола Павла, уверовавший в Христа во время его проповеди в Афинах (Деяния Апостолов 17, 16-34), был объединен со св.Дионисием, посланным папой Климентом обращать Галлию. У него было двое сопровождающих Рустик и Элеутерий, но вместе с ним с апостольским поручением были посланы также Марсель (в Испанию), Сатурнен (в Тулузу) и Люсьен (в Бове). Св. Дионисий и два его спутника приняли мученическую смерть на Монмартре, провозглашая веру в св. Троицу. Это случилось в период правления императора Домициана (81-96 гг.). Именно в этой истории сообщается о том, что св. Дионисий нес свою голову до места погребения. Этот текст уже существовал, когда император Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, получил рукопись "Сorpus areopagiticum" от византийского императора Михаила Заики. Он передает манускрипт аббатству, и в 835 году просит аббата Хильдуина составить новое жизнеописание св. Дионисия. Эта работа была закончена до смерти императора и известна под именем Post beata ac salututiferam или Areopagitica. В этом тексте св. Дионисий - автор греческой рукописи и афинский архиепископ. Он отправляется в Рим, где его встречает папа Климент и посылает в Париж. В Париже св. Дионисий покупает землю для одного из своих обращенных (Lisbius), чтобы построить там базилику и баптистерий. С помощью Рустика и Элеутерия он проповедует Евангелие. Император Домициан поручает префекту Сизинниусу (Sisinnius или Siscinnius) разобраться с Дионисием и его компаньонами. Жена Лисбиуса Ларсиа обвиняет св. Дионисия в том, что он околдовал ее мужа. Св. Дионисия подвергают мучениям на глазах у его компаньонов. Всех их бросают в тюрьму, св. Дионисия подвергают многочисленным истязаниям, но каждый раз его спасает Господь. В тюрьме перед казнью все три мученика получают причастие из рук Христа, потом их обезглавливают на Горе Мучеников. Св. Дионисий несет свою голову, сопровождаемый ангелом, и поет псалмы, в то время как небесное воинство также провозглашает славу Господу. Ларсия обращается в христианство и тоже идет на экзекуцию. Сын Ларсии и Лисбиуса, некий Висбиус (Visbius), который был в это время в Риме, возвращается в Париж и принимает христианство. Этот Висбиус и становится для Хильдуина главным источником сведений, он ссылается на некий трактат ("traité de Visbius), обнаруженный случайно в Париже. Тела мучеников также хоронит Катулла. И в базилике над их гробницей Иисус являет чудеса.4 Ученик и протеже Хильдуина – монах Хинкмар (806-882), развил легенды и рассказы о чудесах, связанных с созданием первой большой церкви св. Дионисия королем Дагобертом I (629-639). "Miracula sancti Dionisii", составленные к 834 году позволяют подтвердить достоверность реликвий аббатства. Gesta Dagoberti regis рассказывает о чудесном открытии захоронения трех мучеников Дагобертом".5 Хинкмар описывает строительство церкви, похороны Дагоберта и заступничество святого Дионисия, Мартина и Маврикия за его душу. Легенда продолжала расцветать в аббатстве и была подвергнута критике только в XII веке Абеляром, на основании свидетельств Беды Достопочтенного, что вызвало крайнее возмущение монастырской братии. В XIII веке папа Иннокентий III обращает внимание на проблему идентификации святого Дионисия, так как существовала версия, что св. Дионисий, обращенный в христианство апостолом Павлом, умер и похоронен в Греции. Допуская возможность того, что ученик апостола Павла и епископ, христианизировавший Галлию – разные лица, Иннокентий III посылает в аббатство Сен-Дени реликвии св. Дионисия из Греции, чтобы вопрос отпал сам собой, поскольку после этого монастырь стал законным хранителем реликвий как греческого, так и парижского св. Дионисия. Св.Дионисий почитается как равноапостольный святой Франции и легенды о его жизни и чудесах хранятся и распространяются аббатством. В XIV веке монах Ив составляет для короля большой сборник, где соединены воедино история Франции, жизнь и чудеса св. Дионисия.

История строительства и рестравраций

Изучением истории построек и археологическими раскопками в Сен-Дени на протяжениии многих лет занимались Ж. Формиже6 и С.М. Кросби7. Наиболее полное издание, посвященное вопросам строительства и реставраций Сен-Дени представляет собой работа С.М. Кросби, опубликованная в 1987 году8.

Раскопки рассказывают о трех, а возможно и четырех структурах, которые существовали над могилой Святого Дионисия.

Остатки галло-римской кладки говорят о том, что около могилы святого, существовала структура второго или третьего столетия9. Возможно, что эти каменные блоки относятся к мавзолею, первоначально установленному над захоронением. Однако, Vie de sainte Geneviève (520г), не упоминает мавзолей, но сообщает,что могила была в "ужасном и страшном" месте.10

Жюль Формиже11 обнаружил первую часовню, относящуюся приблизительно к IV-му веку, которая была возведена в константиновское время и разрушена после смерти этого императора12. В центре нее обнаружена большая яма, рассчитанная на несколько захоронений.

Первая церковь, обнаруженная раскопками Кросби, датировалась приблизительно 450-475 годом, и видимо представляла из себя ту базилику, которая была построена по настоянию св. Женевьевы на месте захоронения Св. Дионисия. По размерам она была не больше часовни,13 и фактически представляла из себя простое прямоугольное здание с каменными стенами нерегулярной раннесредневековой кладки и деревянной крышей14. Постройка была увеличена к западу в конце пятого – начале шестого века. Элементы мавзолея возможно использовались в строительстве этой часовни. Место быстро становится известным, как об этом свидетельствует погребение меровингской королевы Арегонды – супруги короля Хлотаря I. Рядом на севере возникают еще две постройки – церковь св. Бартоломея (Saint-Barthélémy) и св. Петра15. Пространство между этими тремя церквями становится кладбищем. Там в 1793 будут вырыты две ямы, куда будут сброшены останки королей и монахов, похороненных в монастырской церкви.

Григорий Турский упоминает о разрушении церкви солдатами Сигиберта в 570-е годы.16 В работе Жюля Формиже высказывается точка зрения, что церковь пятого века, ограбленная солдатами Сигеберта, была реконструирована в 630 году королем Дагобертом и закончена до его неожиданой смерти, последовавшей в 638 году.17

Дальнейшие археологические исследования Кросби показали, что базилика была расширена при патронаже Дагоберта на запад и восток18. Однако, Элизабет Браун, ссылаясь на описание церкви, составленное в Сен-Дени и датированное 799 годом, утверждает, что Дагоберт построил монастырь, а не церковь. Кроме того, она обращает внимание на то, что в Хронике Фредегара деятельность Дагоберта ограничивается только богатым декорированием церкви19. О существовании точки зрения, ставящей под сомнение строительство церкви Дагобертом упоминает еще Формиже20. Однако, он указывает на то, что масштабы королевских даров и украшений плохо согласуются с представлением о незначительной постройке, и придерживается точки зрения, что Дагоберт не только украшал, но и перестраивал церковь построенного им монастыря. В любом случае, король Дагоберт был щедрым дарителем. К двенадцатому столетию, из-за его патронажа, его строительной кампании, его дорогостоящих даров, и королевских привилегий, которые он предоставил аббатству, аббат Сугерий и его современники неправильно приписывали Дагоберту существующую церковь как основателю. Во времена Сугерия считалось, что церковь, приписываемая Дагоберту, была лично освящена Христом. На самом деле, церковь, которую принимали за церковь Дагоберта была каролингской базиликой, начатой под патронажем короля франков Пипина Короткого (751-768) около 755 года. Возведенные вновь стены покоились на прежних основаниях. Она была закончена его сыном Карлом Великим (768-814) и освящена в 775 году в присутствии короля и его приближенных. Руководил строительством каролингского здания аббат Фульрад (750-784), который, подобно Сугерию, играл важную роль в политической жизни и пользовался благосклонностью короля. Возможно, идеи о перестройке базилики были связаны с визитом папы Стефана II (752-757), а также со сменой и утверждением новой королевской династии.21

Пипин Короткий умер в Сен-Дени 24 сентября 768 года и был похоронен там же. Из результатов раскопок стало ясно, "что из фасадной стены каролингского храма выступала полигональная апсида. Сам Сугерий называет это выступающее строение "augmentum", добавление, не говоря ничего конкретного о его форме. Он только считает нужным заметить, что в нем покоился прах Пипина Короткого, который приказал, чтобы его похоронили, за грехи его отца Карла Мартелла, снаружи церкви, лицом вниз.22 В 832 году аббат Хильдуин увеличивает крипту на восток. Он выстраивает трехнефную часовню, посвященную Святой Деве, святому Иоанну и всем святым23. В период между аббатством Хильдуина и Сугерия, стараниями Вильгельма Завоевателя (умер 1087 г.) произошло присоединение башни с северной стороны24.

В XII веке каролингской церкви потребовалась реконструкция. С одной стороны в некоторых частях здание находилось в критическом состоянии, с другой стороны, оно было уже недостаточно вместительно и не вполне удовлетворяло новым потребностям аббатства. Строительство четвертой базилики, построенной под патронажем аббата Сугерия, началось около 1130 года и продолжалось до самой его смерти в 1151 году.

Сугерий хотел сохранить сначала каролингский неф, который, как он считал, был освящен самим Христом, и решил строиться на западе, на востоке, на севере и на юге. Он начал с нартекса на западе, и объединил его с нефом, предварительно разрушив каролингский фасад, нартекс и l’augmentum.25 "Затем, он строит новый трансепт и просторный хор на востоке, перемещая, таким образом, алтарь на восток и преобразуя крипту в целом. Когда этот хор был объединен, в свою очередь, с каролингским нефом, он начал расширение этого нефа… во внешнюю сторону, идя с востока к западу26", но смерть не позволила ему закончить этот проект.

Нартекс содержал три часовни на первом этаже. Уровень двух боковых часовень был поднят на 0,90 м, добирались к ним с помощью двух лестниц, расположенных в северной и южной башнях. По мнению Ж.Формиже, южная башня и трансепт были закончены в 1148, до смерти Suger, последовавшей в 1151 году. С.М. Кросби считает, что работы над трансептом были начаты, но не закончены при жизни Сугерия. Несмотря на замечания Формиже о существовании оснований колонн в восточной части трансепта, Кросби не обнаружил никаких остатков восточных сторон трансепта – ни восьмого века, ни двенадцатого27. Сугерий сам писал неоднократно о своем желании объединить восточную и западную части церкви яркой новой серединой, однако, он также выражал опасение, что эта работа никогда не будет завершена.28 Археологические изыскания Кросби обнаружили только три фрагмента двенадцатого столетия в области трансепта, "они включают юго-западный проем (в стене) и трюмо южной двери трансепта, которая должна была открываться в монастырь; западную внутреннюю часть северной двери трансепта и западную часть опоры двенадцатого столетия с северной стороны полукруга хора, найденной между поднятым уровнем пола хора и более низким уровнем пола Каролингского нефа восьмого столетия".29

Северная башня была закончена после смерти Сугерия. В 1219 года в нее попала молния и в XIII веке она была восстановлена. Западный фасад и нартекс были освящены 9 июня 1140. Пятью неделями позже, 14 июля, был заложен первый камень нового хора, который был освящен 11 июня 1144 во время великолепной церемонии, описанной самим Сугерием. В этот же день были освящены алтари перестроенной крипты.

Жюль Формиже предложил интересную реконструкцию задуманного Сугерием плана базилики. Он предполагает, что многое определялось тем, что церковь, как и все аббатство, была укреплена ввиду возможного нападения врага. В связи с этим башни нартекса и ярус фасада над окном-розой заканчивались зубцами, придавая фасаду вид грозной крепости. Перед порталом на расстоянии двенадцати метров был ров, наполненный водой. Подъемный мост вел к укрепленным двумя башнями воротам наружной стены аббатства30. От ворот до портала расстояние равнялось двадцати четырем метрам. После строительства хора и трансепта, было задумано расширить во внешнюю сторону боковые нефы и воздвигнуть посредине их ряды круглых колонн. Образовавшиеся два нефа должны были быть покрыты эмпорами.31 Трансепт должен был находиться на одной линии с хором и нефом и не должен был выдаваться за пределы нефа. Однако при Сугерии старое трехнефное тело базилики было лишь реставрировано и над ним оставалось старое перекрытие. Выш