Духовно-культурное наследие – основа воспитания личности

Тумановская О. М.

Об интересе общества к проблемам духовно-нравственного образования, о чем просто сказал великий Пушкин: "Знать Россию – это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру".

Тема, которая объединяет нас на этих 10-х Корнилиевских православных образовательных чтениях, чрезвычайна важна и актуальна. К близким темам мы обращались не раз, ибо нет ничего важнее того, чтобы в России все было духовно здоровым. Чтобы был мир в Отечестве, в семье, чтобы образование было эффективным, мирным, безопасным.

Все больший размах в России получают проведение православных образовательных чтений (в 4-х округах они прошли в 2007 г., в т.ч. и в Калуге) Преподобный Корнилий помог нам начать эту работу уже 10 лет тому назад.

Сегодняшним чтениям предшествовал XV международные Рождественские чтения, проходившие в конце января в Москве. Искренняя благодарность отец Тихон Вам, ГУО в лице Веры Васильевны за возможность участие в них мне и моим коллегам. Данный форум подвел итоги совместной работы школы и Церкви и как никогда, на мой взгляд, обозначил проблемы и пути их решения.

Первое что очень остро стоит сегодня – вопрос о важности признания Министерством науки и образования преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны, включив этот предмет в федеральный стандарт.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии XV Рождественских образовательных чтений в 2007 году сказал: " …мы выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, к которой они принадлежат после крещения, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя.

Ведение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это является самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества".

Патриарх отмечал, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований относятся в России православные. Вопрос о включении Основ православной культуры в федеральный стандарт прошел через все выступления и на VI Рождественских образовательных чтениях.

Россиянин не имеет по-прежнему глубоких позиций об истинах отеческой веры.

- А для чего нужно учить?

Отвечая святитель Василий Великий свидетельствует: "Учить не затем, чтобы только знали, но не иначе для того, чтобы и жили сообразно с учением". Отсюда главная задача образования – научить каждого человека следовать указаниям совести, а, значит, в обществе будут укрепляться духовно-нравственные нормы.

В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священнослужителей в преподавании основ религии в школах, и там не стоит вопрос о том, чтобы дети знали свою религию.

Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл сказал: "Мы собираем письменные заявления с родителей о разрешении посещения ребенком данного факультатива, а в Германии, где на государственном уровне изучается исповедуемая религия, наоборот родители объясняют, почему они в редких случаях отказываются. Удивляемся, что мир катится в ад? – Кому мешает Православие?

Телевидение 24 часа оказывает растлевающее давление на человека, а мы говорим о 40 минутах ОПК. Вот и подумаем, почему так боятся определенные силы".

"Ребенок должен признавать другую религию, это уважение в нем и будет воспитано Православием, но сам должен быть православным" - говорит президент академии образования Н.Д. Никандров. В ст.28 Конституции гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Почти в таких же выражениях сказано в Законе 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Второй момент. Сегодня также волнует всех присутствие духовно-нравственного компонента во всех образовательных стандартах, во всех учебных дисциплинах.

Формируя сегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана в первую очередь, воспитывать так ребенка, что он является гражданином Великой России, учить не просто любить Родину, а должен школьник знать подвиги ее сыновей и дочерей во всех времена, кто их конкретно совершал.

По данным социологических исследований 44% россиян сегодня не знают, с чем связан 1937 год, 22% оценивают Великую Отечественную войну только как исторический факт.

И в этом плане многое делается образованием Псковской области, например замечательные областные конкурсы творческих работ. Например, дипломом 1 степени в конкурсе "Разговор с Губернатором о будущем Псковской земли" награждена Илларионова Марина, ученица 10 "А" класса. После проведения конкурса "История моей семьи в истории страны". Сложно было жюри определить победителей: все 187 работ уч-ся 6-8-ых классов были трогательными и интересными фактами и событиями.

"История страны складывается из судеб миллионов ее граждан. Одной их них является судьба моей прабабушки, давшей жизнь четверым детям, семи внукам и восьми правнукам, Ольги Леонидовны Филимоновой – пишет в своем сочинении ученица 7-а класса Павлова Дарья.

Она появилась на свет 15 февраля 1917 года в правление последнего российского императора Николая II, в дворянской семье. Мать Оли дружила с Софьей Львовной Толстой, дочерью великого р