Исторические судьбы самоуправления в России и современность

Чураков Д. О.

Происходящие в современном российском обществе перемены заставили обратить внимание на некоторые аспекты исторического развития страны, которые прежде, как правило, из поля зрения исследователей ускользали. Причём, речь не всегда шла о идеологическом диктате, просто сама жизнь, её течение и ориентиры на первый план выдвигали совсем другие научные проблемы. К одной из таких, вновь обретённых тем, может относиться и процесс становления в России органов самоуправления. Гигантомания, централизм прошлых лет сами собой заставляли воспринимать самоуправление, локализм в истории вообще как нечто второстепенное, вспомогательное, обречённое служить иллюстраций всеобщих исторических закономерностей. Об обретении же вновь можно говорить потому, что в истории страны уже был момент, когда вопросы локализма и самоуправления вовсе не казались второстепенными, а, наоборот, вызывали живейший отклик у современников и учёных.

В те годы, так же, как и сегодня, в России полным ходом разворачивался процесс формирования гражданского общества. Причём, шёл он более успешно, без столь резких попятных движений и нынешних несуразностей, по сути реанимирующих феодальные и предфеодальные общественные механизмы. Наоборот, на рубеже XIX—XX вв., т. е. в те годы, о которых идёт речь, гражданское общество строилось на преодолении пережитков средневековья. Именно в те годы происходит столь же впечатляющий всплеск интереса к самоуправлению. В основном это касалось земств. Но отдельные работы появлялись и о прочих формах общественной самоорганизации. Однако к концу 20-х гг. интерес к истории самоуправления сходит на нет. И возрождается он снова только в наши дни. При этом сегодня самоуправление интересует исследователей не само по себе, а именно как продукт и элемент шедших в России процессов модернизации.

И всё же на общем фоне подвижек в изучении истории самоуправления один сюжет остаётся исследованным явно в недостаточной мере. Речь идёт о самоуправлении рабочих. Работ, в которых бы хоть в какой-то мере затрагивалась бы эта проблематика, скажем, до революции, крайне не много. В этом смысле примечателен обзор работ, появившихся в 1997 г. по истории Красной смуты 1917—1921 гг. Рабочее движение, сыгравшее важнейшую столь ключевую роль в тех событиях, полностью выпало из поля зрения историков. И, тем не менее, без глубокого осмысления роли и места рабочего самоуправления вряд ли возможно сформировать современную научную концепцию развития России в ХХ веке. Очевидно, и для российских историков наступает время вернуться к этой проблематике, таящей в себе много неожиданного и важного.

Проблематика рабочего самоуправления чрезвычайно широка. Поэтому на первый план неизбежно выдвигаются те её аспекты, которые могут иметь наибольшее современное звучание. Представляется, что таким аспектом может быть формирование Советского государства в период революции 1917 г. и последовавшие за этим полтора десятилетия. Понятно, что наибольшую роль в этом процессе рабочие играли на первых его этапах. С ростом авторитарных начал в жизни государства значение и роль рабочего самоуправления падала. Почему и как это и произошло? Об этом, в основном, и пойдёт речь в настоящем исследовании

Зарождение наиболее массовых и жизнеспособных форм рабочего самоуправления в России напрямую связано с событиями, спровоцированными в России первой мировой войной. Во-первых, вызванная ею революция 1917 г. с институционной точки зрения сразу становится уникальным явлением в мировой истории. В ней, как ни в какой другой революции была высока роль регионов, провинции, самоуправления. По сути, русскую революцию 1917 г. можно назвать революцией самоуправления. Во-вторых, в развитии Красной смуты, в её радикализации большую роль сыграло именно рабочее самоуправление. Благодаря его развитию на протяжении всего 1917 г. постепенно складывалась ситуация, когда формально собственность все ещё принадлежала старым владельцам, но фактически — через фабрично-заводские комитеты в сфере производства, через рабочую кооперацию в сфере обмена, через производственные союзы в сфере распределения — рабочее самоуправление все решительнее подготовляло почву для коллективистских форм собственности. В этом смысле революцию 1917 г. сложно разделить на две революции. Укреплялась и специфическая политическая надстройка — Советы.

В таком виде рабочее самоуправление и подошло к Октябрю. Что же касается начальных его шагов, то они относятся к первым же неделям установления России либерально-демократического строя. Однако применительно к февралю – маю 1917 г., о рабочем самоуправлении говорить ещё сложно. Н. Бухарину принадлежит меткая оценка этого этапа рабочего движения. Катастрофическое падение самодержавия, писал он, застало врасплох сами борющиеся классы, эта быстрота "удивила не только тех, кто падал, но и тех, кто вызвал это падение". И действительно — подчас выдвигаемые пролетарскими организациями требования больше напоминали судорожные попытки выбраться из-под обломков рухнувшего строя, чем революционный натиск. И если говорить о рабочем самоуправлении как об отношениях в плоскости власть – подчинение, то применительно к марту – апрелю этот термин будет иметь условное значение. В марте – апреле 1917 г. правомернее говорить о "рабочей самоорганизации", "рабочем представительстве" и т. п.

Пафос становления этих новых форм рабочей организации ярко воспроизводится в документальной книге "Шесть лет на революционном посту" на примере московского завода Рускабель: "1 или 2 марта собрались представители цехов в количестве 18 человек в столовке для служащих и стали закладывать фундамент власти трудящихся. В тесной, страшно накуренной столовой сидели неумытые, черные после работы, не чувствуя усталости, представители от цехов" (1). Саму же психологию людей, вовлечённых в этот созидательный процесс, передаёт в своих воспоминаниях иваново-вознесенский рабочий Г. Горелкин: "Наиболее активная часть пролетариата, стянутая в фабкомы, чувствовала нутром грядущую власть рабочего класса, зорко оберегала склады, двигатели и станки. Усиливающаяся разруха, недостаток сырья, топлива и страшный голод требовали сверхчеловеческого напряжения мозговой работы. Мы, фабкомовцы, вставали в 7 ч. утра и, проглотив стакан - два "малинового напитка" и овсяную пресную лепешку, от которой дёсны сочились кровью, спешили с окраин города в фабком, где каждый день и каждый час кипела живая работа... С напряженными нервами и воспалёнными глазами мы должны были поспевать всюду" (2).

Причины зарождения рабочего представительства, из которого в течение нескольких недель вырастут органы рабочего самоуправления, во многом те же, что и причины массового развития самых разных форм самоуправления в 1917 г. вообще. В 20-х гг. русские марксисты были вовлечены в ряд дискуссий на исторические темы. Среди поднятых тогда вопросов был и вопрос о своеобразии русского исторического процесса. Аналогичные дискуссии велись и прежде. В них участвовали не только многие общественные деятели, но и крупнейшие русские историки. События 1917 г. явно могли подтвердить правоту тех, кто говорил об особой, преувеличенной роли государства в России. Во всяком случае, именно перемены, затронувшие область государственного уклада, привели в 1917 г. к всплеску активности на уровне самоуправления.

Монархия была для России традиционной, авторитетной формой государства. В привычных, устоявшихся формах она существовала уже, как минимум 100 – 200 лет. Её падение объективно создавало вакуум власти. Его-то и поспешили заполнить различные органы самоуправления, возникшие на волне революции. Например, начали возникать органы широкого народного фронта – Комитеты общественной безопасности. По сведениям МВД всего по стране было образовано 79 губернских, 651 уездных и около тысячи волостных комитетов. Оживилась работа земств, дум и прочих органов самоуправления. Темпы общественной самоорганизации были неожиданно высокими. Это же было верным и в отношении с самоуправлением рабочих. С самого начала его формирование приобрело поражающий современников размах. Возникнув, фабзавкомовское движение развивалось буквально лавинообразно. По словам П. Гарви, это была пора настоящего организационного "грюндерства", охватившего всю революционную страну.

Окончательно как об особой, самостоятельной ветви общей "революции самоуправления" рабочие организации заявили о себе в мае. Именно в это время складывается и механизм, который позволил рабочему самоуправлению стать значимой силой. Таким механизмом становится рабочий контроль над производством. Под рабочим контролем подчас понимается достаточно широкий спектр явлений. В отдельных случаях он фактически перерастал в рабочее участие в управлении, и даже рабочее управление. Рабочий контроль не был единственной функцией органов рабочего самоуправления. Но именно он закреплял влияние рабочих в сфере экономики. Рабочий контроль перед Октябрём, таким образом, был не только орудием нажима на буржуазию, как это обычно трактуется, но и необходимым элементом борьбы рабочих за свою самостоятельность.

Важно подчеркнуть, что с этого момента начинаются существенные сдвиги и в психологии рабочего класса. В том числе идёт переоценка ими роли своих организаций. По воспоминаниям рабочего Богдановича с завода бр. Бромлей, фабзавкомы становятся в их сознании "органами революционного самоуправления" (3), а по высказыванию рабочего завода Гакенталя Любачева, при помощи фабрично-заводских комитетов рабочие только и могли защитить и отстоять свои интересы (4).

Получив рычаги влияния в сфере производства, рабочее самоуправление обрело необходимый для своего развития базис. С середины 1917 г. идёт не только укрепление пролетарских организаций, но и формируется их целостная система. Не случайно в основании этой системы оказываются фабзавкомы. Ведь рабочий контроль осуществляли именно фабзавкомы. В их руках оказываются реальные материальные ресурсы: продовольствие, сырьё, наконец, – финансы. Степень же самофинансирования, на наш взгляд, является одним из важнейших пунктов, для характеристики органов самоуправления. Уже к лету фабзавкомы финансировались из фондов самих предприятий. Причём в данном случае не важно как эти фонды пополнялись. Вносили ли в них деньги сами рабочие или, под их нажимом, это делали предприниматели. Принципиально важным было другое. Ни вышестоящие рабочие организации, ни государственные органы участия в финансировании фабзавкомов не принимали. И более того. Фабзавкомы получают возможность материально поддерживать Советы, Красную гвардию, заводскую милицию, социалистические партии, рабочую кооперацию, профсоюзы, левую печать, больничные кассы и другие рабочие организации. И этой возможностью они активно пользовались.

Постепенно развитие рабочего контроля заставляло рабочих позаботиться об объединении своих сил. Объединение это шло сперва в рамках отдельных предприятий, а затем и территорий. В своем развитии движение за рабочий контроль прошло ряд последовательных этапов. Первоначально органы рабочего контроля, речь, прежде всего, идёт о фабзавкомах и их контрольных комиссиях, действовали в рамках отдельных заводов и фабрик. Затем происходит более или менее устойчивое объединение фабзавкомов в границах промышленных городов и центров. Объективным завершением этого процесса стала I Всероссийская конференция фабрично-заводских комитетов. Объединение органов рабочего самоуправления шло и по другим направлениям: фабзавкомы плотно взаимодействовали с рабочей милицией, профсоюзами, кооперацией, прочими пролетарскими организациями. Наиболее успешно развивалось у фабзавкомов сотрудничество с Советами, в особенности низового уровня.

Таким образом, рабочее самоуправление от февраля к октябрю развивалось поступательно. Другие же формы самоуправления, наоборот, переживали кризис. Особенно глубоким оказался коллапс тех форм самоуправления, которые были связаны с Временным правительством. Все они потеряли массовую поддержку, не имели материальных источников существования и не справлялись с задачами управления на местах. Однако и в этом один из парадоксов русской революции 1917 г., Октябрь становится той точкой, после которой начинают нарастать кризисные явления и в рабочем самоуправлении.

Очевидно, что причины здесь часто были иными, нежели в случае с органами "общегражданского", назовём их так, самоуправления. Причин этих было несколько. Остановимся подробнее на тех из них, которые выводят нас на вопрос о становлении Советского государства. Первая из них очевидна и связана она с чрезвычайным характером Советской государственности. Чрезвычайный характер Советской государственности не случаен. Он стал следствием тех тенденций, которые определяли всё развитие революции. В этом смысле не верно разрывать революцию 1917 г. на две самостоятельные. Война, разруха, голод, безработица, социальная борьба и другие факторы делали любую власть в условиях России того периода чрезвычайной. По мере обострения гражданской войны обострялся и чрезвычайный характер Советской власти. В экстремальных условиях гражданской войны новое государство вынуждено было укреплять себя за счёт всех имевшихся в его распоряжении резервов. Важнейшим из них и были ещё сохранявшие свою независимость звенья прежней системы рабочего самоуправления. На чрезвычайный характер Советской власти повлиял и раскол в лагере социалистов. Причём, этот раскол нарастал так же на протяжении всего 1917 года. После прихода большевиков к власти он лишь обострился и принял вид ещё одного "фронта" гражданской войны.

Важно отметить, что рабочие понимали или чувствовали опасность окончательного разрыва между социалистами. Через органы своего представительства они пытались смягчить раскол. Именно с этой позицией рабочих и был связан первый кризис Советского правительства. Кризис этот возник сразу же после II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Он развивался вокруг лозунга "однородного социалистического правительства". Как известно, во главе движение за это требование оказался профсоюз железнодорожников — Викжель. В прошлом в советской исторической науке много писалось, что позиция Викжеля была антисоветской и антибольшевистской. Но это было историческим мифом. В целом, Викжель стоял за власть Советов. Как показали исследования Д. Рейли, позиция местных отделений профсоюза сыграла, бесспорно, крайне важную роль в подъёме революционных настроений на местах (5). Не требовал Викжель и ухода из правительства большевиков. Коалиция его руководству мыслилась в составе представителей всех левых партий: "от большевиков до народных социалистов включительно" (6). Более того, Викжель активно выступил против контрреволюции. Он категорически заявили, что не пропустит в Петроград войска Керенского и Красного. В случае если они всё-таки прорвутся, Викжель грозил блокировать город. На призывы же Временного правительства спускать эшелоны с большевиками под откос, ответил категорическим отказом, так как считал, что с разгромом большевиков будет подавлена вся революция.

Легко объяснима и пози