Проблемы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте: стратегия, социальная ответственность и защита корпоративных интересов

Н.С. Тараканова.

В настоящее время в промышленном комплексе Российской Федерации происходят структурные сдвиги за счет более быстрого роста отраслей, производящих конечную продукцию. В соответствии с перспективным вариантом развития экономики, по оценкам Минэкономразвития, этот комплекс отраслей в 2009 г. обеспечит более 37% общего прироста промышленности.

Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Высокий прирост прогнозируется в производстве пищевых продуктов (124%), текстильном и швейном производстве (134%), издательской и полиграфической деятельности (122%). Темпы роста производства продукции машиностроения также сохранятся на высоком уровне. Наиболее заметно будут развиваться производство электрооборудования (129%), производство машин и оборудования (119%).

Для ОАО «РЖД» и всего железнодорожного транспорта структурные изменения в промышленности определяют необходимость, приоритетные направления и темпы развития транспортного комплекса.

В соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» и Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года железнодорожный транспорт развивается в направлении интеграции транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы с учетом национальных интересов. Повышение уровня безопасности транспортной деятельности осуществляется в этой связи на основе комплекса мер по снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду, повышению уровня транспортной доступности для хозяйствующих субъектов и населения, улучшению качества транспортного обслуживания в части своевременности перевозок грузов и обеспечения их сохранности, повышения скорости и комфортности перевозок пассажиров.

Продолжающийся прирост грузооборота транспортной системы страны определяет необходимость поддержания высокого уровня обеспечения безопасности движения, что, в свою очередь, требует и соответствующих финансовых вложений.

Анализ причин нарушений безопасности движения показывает, что их значительное количество обусловлено недостаточно высоким уровнем профессионализма и низкой технологической дисциплиной персонала, непосредственно участвующего в перевозочном процессе. Это связано в том числе и с тем, что на рынке транспортных услуг помимо ОАО «РЖД» с каждым годом увеличивается количество независимых участников перевозочного процесса, деятельность которых нуждается в системной интеграции и стандартизации, т. к. существенно влияет на безопасность движения поездов.

Соответственно, это требует дальнейшего совершенствования подходов к организации работ по обеспечению безопасности движения как в ОАО «РЖД», в процессе реализации стратегической программы Компании, так и в других организациях – участниках перевозочного процесса.

Повышение безопасности движения поездов является приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта России и ОАО «Российские железные дороги» как владельца инфраструктуры и значительной части подвижного состава. В отрасли и компании многое делалось и делается для поддержания должного уровня надежности технических средств и безопасности движения поездов.

Уровень эксплуатационной безопасности, существующий на железнодорожном транспорте России, является самым высоким по сравнению с другими видами отечественного транспорта. Это не только свидетельствует об эффективности усилий в данной сфере, но и предъявляет особые требования к обоснованности изменений в данной системе.

След