Мультимедийные технологии на службе охраны труда

О.И. Тихомиров

Одним из основных условий снижения производственного травматизма на предприятиях транспорта является совершенствование технологии обучения работников вопросам безопасности и охраны труда. в отличие от унылых и безликих программ по контролю знаний, яркие и увлекательные мультимедийные системы вызывают интерес у работников к процессу обучения по охране труда, способствуя более эффективному усвоению нужной информации.

Компьютерные программы «Наглядная безопасность и охрана труда», на разработку которых в Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС) ушло много лет, включают в себя порядка десяти тысяч рисунков, фотографий, схем и комиксов со звуковым сопровождением, а также фрагменты видеофильмов и анимации. Эти программы все шире используются на различных предприятиях.

Объективная необходимость совершенствования технологии обучения по охране труда на транспорте

Давно прошли те времена, когда был популярен лозунг: «От техники безопасности – к безопасной технике», который подразумевал, что создание безопасной техники позволит решить проблему производственного травматизма. Сейчас практически всем ясно, что, во-первых, создание абсолютно безопасной техники и технологии невозможно в принципе, а во-вторых, такая постановка вопроса не учитывает так называемый человеческий фактор.

Основной причиной несчастных случаев на производстве являются неправильные действия человека (ошибки и нарушения). чаще всего нарушения совершают сами пострадавшие. Результаты ряда исследований говорят о том, что как минимум 90% несчастных случаев связано с так называемым человеческим фактором. Поэтому одни только технические и организационные мероприятия не могут полностью решить задачу снижения травматизма. Необходимо целенаправленное воздействие на самих работающих, причем, не только с целью повышения их уровня знаний по охране труда, но и для того, чтобы изменить их поведение и отношение к вопросам безопасности.

Традиционная форма обучения, включая инструктажи, зачастую, навевает скуку. Причем, трудно винить в этом инженера по охране труда или других лиц, проводящих обучение, поскольку слишком много сил и времени надо потратить на организацию таких занятий.

Выход заключается в том, чтобы в рамках отведенного для этого времени резко увеличить качество обучения, оказывая совокупное воздействие на работника: не только информационное, но и эмоциональное. Этого можно добиться путем использования мультимедийных компьютерных технологий обучения.

Преимущества компьютерных технологий обучения вопросам безопасности

Во многом преимущества компьютерных технологий обучения связаны с тем, что пропускная способность зрительного анализатора, с помощью которого человек получает информацию от компьютера, значительно выше, чем пропускная способность, например, слухового анализатора. Не случайно инженерная психология утверждает, что 80-90% информации человек получает с помощью зрения, а в старой пословице говорится, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

При получении информации в виде изображений “включается” правое полушарие головного мозга, которое отвечает за формирование образного мышления, а это способствует переводу информации в подсознательную память. Информация в виде изображения воспринимается от целого к частному, а не наоборот, как, например, при восприятии текстов.

При использовании компьютера появляется возможность индивидуализации обучения, т.к. каждый человек может работать в своем темпе в соответствии со своим темпераментом и способностями.

При необходимости можно задержаться на изучении какого-либо вопроса, вернуться к уже пройденному материалу. Практически человек сам управляет процессом своего же обучения. Повышается активность обучаемого работника, что обусловлено необходимостью постоянно вести диалог с компьютером.

Возрастает сосредоточенность обучающегося по сравнению со слуховым восприятием (без визуального представления информации), когда слушатель в силу разных причин отвлекается, перестает понимать материал и теряет интерес к предмету изучения. Использование сразу двух каналов информации (зрительного и слухового) еще более повышает КПД.

Возникает дополнительный интерес к самому процессу получения знаний, а, как известно, положительные эмоции повышают эффективность любой деятельности, включая учебную.

Важно, что при использовании компьютерных обучающих программ затрагивается не только область профессиональных знаний работника, но и задействуется эмоциональная сфера. Фотографии и видеофрагменты с мест происшествий (авария на железнодорожном переезде, падение автомобильного крана, безысходность для множества людей при пожаре, репортаж из больницы о пострадавшем от несчастного случая, результаты аварии при работе погрузчика и т.