Главный механикус отечества. Иван Петрович Кулибин

Гвоздецкий В. Л.

В русской мемуаристике сохранилось интереснейшее свидетельство о встрече на балу у князя Г.А. Потёмкина двух достойнейших сынов Отечества А.В. Суворова и И.П. Кулибина. "Как только Суворов увидел Кулибина на другом конце залы, он быстро подошёл к нему, остановился в нескольких шагах, отвесил низкий поклон и сказал: —Вашей милости! Потом, подступив к Кулибину на шаг, поклонился ещё ниже и сказал: —Вашей чести! Наконец, подойдя совсем к Кулибину, поклонился в пояс и прибавил: —Вашей премудрости моё почтение! Затем он взял Кулибина за руку, спросил его о здоровье и, обратясь ко всему собранию, проговорил: —Помилуй Бог, много ума! Он изобретёт нам ковёр-самолёт!" Чем же вызвана столь лестная оценка великого полководца и что же сделал "диковинный чудотворец" Кулибин, став одной из наиболее известных и почитаемых фигур в российской истории?

Иван Петрович Кулибин родился 10 апреля 1735 г. в Нижнем Новгороде в семье торговца мукой. Отец не отдал мальчика в школу, грамоте его обучал дьячок. С ранних лет Ваня получил опыт работы за прилавком. Однако мальчика мало привлекала торговая стезя, он тратил всё свободное время на конструирование различных игрушек —"флюгеров, толчей, маслёнок". Наибольший интерес у Вани вызывало устройство мельниц и часов.

Пытаясь понять работу часового механизма и самому собрать простейшую его конструкцию, юный Кулибин столкнулся с недостаточностью полученного образования. Необходимы были научные и технические знания. На помощь пришли книги, и с тех пор самообразование стало важнейшей и постоянной характеристикой жизненного пути Кулибина. Его настольными книгами были работа Г.В. Крафта "Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочинённое для употребления российского юношества", книга Вольфа "Приёмы циркуля и линейки или избраннейшее начало в математических искусствах", другие сочинения отечественных и зарубежных авторов.

Попытки собрать часовой механизм натолкнулись на отсутствие необходимого инструментария. Делу помог случай. Во время поездки в Москву Кулибин познакомился с часовщиком Лобковым, который не только передал пытливому юноше необходимые навыки и знания, но и подарил набор инструментов. По возвращении в Нижний Новгород Кулибин вплотную приступил к ремонту и конструированию часов.

Вначале дела шли неважно, но после починки "замысловатого снаряда, показывающего делянки суток", принадлежавшего губернатору Аршеневскому, авторитет часовых дел мастера резко возрос. Нижегородская знать, помещики, купцы стали постоянными клиентами Кулибина.

В 1764 г. стало известно о намерении Екатерины II совершить поездку по волжским городам. Одним из пунктов маршрута был Нижний Новгород. Предполагавшееся посещение города императрицей подвело Кулибина к мысли "как выдумать, какие пристойные сделать часы, которые представить к поднесению ея императорского величества" и вскоре, как вспоминает сам мастер, он "начал рисовать рисунки, чтобы быть часам яичной фигурой".

Кулибин поделился своим замыслом с купцом Костроминым, согласившимся взять на себя все расходы по изготовлению часов с условием, что "волшебное художество" они преподнесут императрице вместе.

Екатерина II приехала в Нижний Новгород 20 мая 1767 г., однако часы ещё не были готовы. Представленный губернатором императрице Кулибин продемонстрировал изготовленные им электрическую машину, телескоп и микроскоп, рассказал о незаконченных часах и преподнёс державной властительнице оду, сочинённую в её честь. Екатерина II очень заинтересовалась рассказом о часах и пригласила Кулибина посетить Зимний дворец, как только его диковинный "времясчитательный снаряд" будет готов.

Работу над часами Кулибин завершил в марте 1769 г. и сразу же вместе с купцом Костроминым отбыл в Санкт-Петербург. "Диковина видом и величиною между гусиным и утиным яйцом", показывающая время и отбивавшая часы, половины и четверти часа, заключала внутри себя крохотный театр-автомат. По прошествии каждого часа створчатые двери раздвигались, открывая "златой гербок", где разворачивалось театрализованное представление. В полдень часы играли гимн, сочинённый в честь императрицы. Во второй половине суток часы исполняли новые мелодии и стих. В любой момент с помощью специального механизма можно было включить театр-автомат.

Поднесённый императрице дар произвёл на неё столь сильное впечатление, что она предложила талантливому мастеру возглавить механические мастерские Академии наук. Кулибин дал согласие. "Для лучшего успеха, – говорилось в постановлении дирекции Академии наук, –находящихся в Волковом доме от Академии наук зависящих художеств и мастерств принять в академическую службу на приложенных при сём кондициях (т.е. условиях – В.Г.) нижегородского посадского Ивана Кулибина, который искусства своего показал уже опыты, и привести его к присяге". Начинался новый, наиболее яркий этап в жизни и творчестве "нижегородского посадского, вельми прилежного до всякого сотворения премудростей диковинных".

Механические мастерские имели обширную производственно-техническую базу, созданную ещё усилиями А.К. Нартова и М.В. Ломоносова. В них насчитывалось шесть отделений (инструментальное, столярное, токарное, барометрическое, оптическое и цуасонное) с хорошим станочным парком, научно-исследовательским оборудованием и многопрофильным инструментарием.

За время руководства мастерскими Кулибиным в них было изготовлено множество оптических, навигационных, механических и других приборов. Геодезические, гидродинамические и акустические инструменты, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, солнечные и иные часы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы – таков далеко не полный перечень всего, что было сделано талантливыми рабочими и мастерами, которых Кулибин подбирал с большой тщательностью и усердием.

"Главный механикус отечества" уделял много времени и сил выявлению и обучению молодых кадров "…тех мальчиков, – писал Кулибин Комиссии Академии наук,– которые мне отданы в обучение, должен как до полудни, так и после полудни, учить, не упуская времени".

Расширение производственных площадей мастерских, увеличение числа трудившихся под его началом мастеров и рабочих было предметом постоянных усилий Кулибина. Одной из главных забот руководителя являлось улучшение условий их быта и труда.

Сохранилось немало исторических свидетельств, рассказывающих о недюжинных способностях Кулибина как организатора, руговодителя и педагога.

Производственно-конструкторские работы, выполнявшиеся в мастерских, определялись научными изысканиями и исследовательскими программами Академии наук. Кулибин постоянно находился в тесном контакте с Л. Эйлером, его сыном А. Эйлером, Э. Лаксманом, С.Я. Румовским, С.К. Котельниковым, Н. Фуссом, другими крупнейшими учёными екатерининской поры. Под руководством Кулибина были разработаны и созданы несколько типов электростатических машин и электрофоров. Для проводившихся Эйлером изысканий в мастерских сконструировали ахроматический телескоп и микроскоп, по параметрам и уровню изготовления превосходившие зарубежные аналоги. Конструкторские разработки, как правило, сопровождались разъяснительными текстами, которые представляли собой тщательные и достаточно глубокие научные изыскания, неизменно получавшие высокую оценку учёных мужей. Анализ обширнейшего наследия Кулибина позволяет утверждать, что он был не только "рукодельщиком безделиц замысловатых", но и талантливым конструктором и учёным, оставившим потомкам удивительные приборы и оригинальные научные тексты.

Знание законов оптики позволило Кулибину спроектировать и изготовить светильник – прообраз современного прожектора. Его основой служило вогнутое зеркало, состоявшее из огромного количества отдельных кусочков зеркальных стёкол. Помещённый в фокусе зеркала источник света, лучи которого отражались от зеркальных кусочков, производил сильнейший осветительный эффект. "Слепящий зраки фонарь" произвёл большое впечатление в Петербурге. О нём непрестанно писали и говорили. Г.Р. Державин воспел кулибинскую диковинку в специально написаном пятистишье:

"Ты видишь, на столбах ночною как порою

И светлой полосой

В каретах, в улицах и в шлюпках на реке

Блистаю вдалеке.

Я весь дворец собою освещаю

Как полная небес луна"

Сохранилось любопытное описание использования светильника мореплавотелем Г.И. Шелеховым во время его плавания к Аляске. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. Во избежание кровопролития и зная о культе Солнца среди аборигенов, Шелехов пригласил их собраться ночью на берегу. Завидя сильнейший свет фонаря, зажжёного на мачте корабля, островитяне с воплями попадали на землю, простирая к новому Солнцу руки. Шелехова они признали великим колдуно