Роль религии в современном обществе

М. М. МЧЕДЛОВА

МЧЕДЛОВА Мария Мирановна - кандидат философских, наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра "Религия в современном обществе" ИС РАН (E-mail: mchedlova@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние религиозности россиян,  прослеживается влияние религиозного фактора на повседневную жизнь в условиях современного финансового кризиса. Акцент сделан на противоречивость религиозного сознания россиян, в том числе молодежи, роли религии как цивилизационном идентификационном критерии, уровне влияния конфессионального фактора на восприятие кризиса, а также на уровне доверия к Церкви как социальному институту.

Ключевые слова: религия * религиозность * религиозный фактор * цивилизационная идентичность * институционализированные конфессии * кризис * повседневность

Анализ воздействия религиозности на социально-политическую ткань общества позволяет раскрыть взаимоотношение консервативного, во многом проявляющегося в упругости повседневности, чью структуру составляют "люди и вещи, вещи и люди" [1, с. 41], и подвижного: как степень и характер религиозного самоопределения воздействует на формирование социальных, политических, культурных и иных предпочтений и ориентаций, насколько происходит "низведение высших ценностей на бренную землю" [2,  с. 28 - 29].

Рассмотрение повседневности как манифестации глубинных, трудноразрушимых оснований различных типов обществ, предложенное последователями Школы Анналов, позволяет выявить, какую роль на самом деле играют "квазинеподвижные" исторические формы в жизни общества. Одним из таких традиционных глубинных стр. 77

факторов, реальностью "большой длительности" является религия, способствующая консервации традиционных ценностей в быту, обычаях, общественном поведении, производственной этике, культурных и социальных ориентациях. Российское общество на протяжении истории выделялось тем, что значительная роль принадлежала религии, в первую очередь православной церкви. Эта роль в разные периоды приобретала различное звучание, а специфика проявления, носящая как объективный, так и субъективный характер, во многом зависит от проблем и противоречий конкретного этапа исторического развития.

Вопрос о значимости религии в современной повседневной жизни россиян, увеличении потребности в трансцендентном основании жизни, или просто в морально-нравственной поддержке имеет два аспекта: во-первых, какова степень воздействия на повседневность мирового финансового кризиса? Во-вторых, стала ли религия одним из стержнеобразующих параметров жизни россиян, либо процесс "расколдования" мира необратим и современная жизнь все больше вытесняет религиозную активность и практику на периферию социальной и личной жизни?

В современном обществе религия существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения. И, наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе. Кроме того, нельзя сбрасывать и культурологический аспект, поскольку "...вопрос о религиозном оскудении человечества... есть вопрос его культурной судьбы" [3, с. 333].

При рассмотрении структуры религиозности россиян бросается в глаза ее парадоксальность и противоречивость. С одной стороны, можно зафиксировать ее рост за последние 10 лет - 58% респондентов заявляют о своей вере в Бога. На 11% больше, чем в 2000 г., что свидетельствует о повышении значимости веры в повседневной жизни, о тяге к религии прежде равнодушных к ней людей. Это может служить также подтверждением эффективности работы религиозных организаций, успешности их деятельности, подкрепленной делами в самых разных сферах: и в собственно религиозной, и в области образования, культуры, милосердно-благотворительной, хозяйственно-предпринимательской.

С другой стороны, религиозное сознание россиян по-прежнему отличается во многом неструктурированностью, неопределенностью, а вопрос об особенностях мировоззренческих ориентаций, о характере и глубине их религиозности остается открытым. Так, 19% россиян верят в приметы, 13% - в некую сверхъестественную силу, а не в личностного Бога, 7% - в загробную жизнь, 5% - в колдовство и магию и 5% - в НЛО. Следует отметить, что эти элементы в мировоззренческих ориентациях россиян по сравнению с показателями 2000 г. имеют тенденцию к снижению. Что позволяет предположить, что российское общество начинает постепенно выздоравливать от болезни "духовной всеядности", а распространенность хаотических представлений, противоречащих сути религии, уступает место более упорядоченным взглядам, свойственным традиционным религиозным течениям. Снизилась у россиян и вера в переселение душ - с 5% до 2%, что может служить показателем маргинализации восточных спиритуалистических представлений в мировоззренческих ориентациях россиян и свидетельствовать о восстановлении позиций и значимости взглядов традиционных религий. Таким образом, экстенсивный бессистемный рост религиозности исчерпан, а религиозные потребности и чувства все более находят выражение в формах, предлагаемых институционализированными российскими религиями, подтверждая устойчивый характер традиционного религиозного основания.

Обращает на себя внимание то, что если в 2000 г. фаталистами была половина россиян, то сегодня их всего треть. При этом вера в прогресс, которая итак была невыстр. 78 сока, уменьшилась у россиян на 5% (11% в 2009 г. против 16% в 2000 г.). Можно предположить, что вера в Бога в сложившихся в стране условиях больше отвечает чаяниям и надеждам россиян, чем вера в судьбу или прогресс. Следует особо остановиться на феномене "Веры без религии" - достаточно большая группа респондентов (11%) заявляет о своей вере в некую высшую силу, и при этом, не является сторонницей определенного течения. В данной группе наибольший процент молодежи, а также имеющих высшее образование. Вероятно, именно им свойственны неудовлетворенность предлагаемыми рамками традиционных институционализированных конфессий, а также поиск новых форм выражения религиозной потребности и духовных исканий.

Одновременно все большее количество россиян верят в самих себя - 57%. Это на 5% больше, чем в 2000-м г., и практически столько же, сколько верящих в Бога. Таким образом, поговорка "на Бога надейся, но сам не плошай" приобрела не только реальные очертания, но и вполне может служить вектором жизненной активности россиян. В то же время, не может не тревожить тот факт, что свыше 40% россиян не ощущают веры в себя.

Вопрос о конфессиональной принадлежности раскрывает иную сторону амбивалентной роли религии в современных условиях. Причисление себя к определенному религиозному течению, прежде всего, традиционно представляемого институционализированными конфессиями и оказавшего влияние на историческое становление российского общества, играет роль устойчивого идентификационного основания, а не религиозной ориентации как таковой. В России традиционно самой распространенной конфессией является православие, к его последователям себя относят 72% опрошенных, это на 14% больше, чем число сказавших, что они вообще верят в Бога. Вторым по распространенности является ислам1. Атеистами себя признали 12% опрошенных. По сравнению с 1999 г. доля приверженцев православия увеличилась на 18% (тогда их было 54%), количество мусульман осталось практически без изменений, как и число приверженцев других религий. Таким образом, можно утверждать: цивилизационный статус религиозных факторов, долговременность и устойчивость которых несравнимо выше преходящих экономических, политических и идеологических реалий, проявляется в постоянном возрастании количества приверженцев православия за счет ранее не причислявших себя к числу сторонников каких-либо конфессий. Повышение потребности в устойчивых культурно-цивилизационных характеристиках в жизни индивида и общества, вызванного современными реалиями, предопределило опору на религиозные основания как на глубинный, устойчивый фундамент, не поддающийся быстрому размыванию, как идеологические или политические характеристики. Непосредственно это проявляется в акцентации в повседневной жизни фактора конфессиональной принадлежности к религиям, под воздействием которых во многом сложилась национальная культура, государственность и образ жизни2, а не как возрастающая религиозная активность населения и его возврат к Вере [4, с. 136 - 137].

Собственно цивилизациообразующий характер религиозной принадлежности россиян, структурирующий их социальные поведение и сознание проявляется в том, что принадлежность к определенной конфессии не влечет в их повседневной жизни строгого следования постулатам и требованиям вероучения. Так, 20% православных верят в приметы, 11% в некую сверхъестественную силу, 6% в колдовство, магию, 2% в переселение душ, треть православных верит в судьбу. Среди последователей ислама эти показатели еще выше. Даже среди атеистов оказались те, кто верит в судьбу (20%), 1 К числу последователей других религий (баптизм, иудаизм, буддизм, свидетели Иеговы, христианской, но не православной) в данном исследовании отнесло себя статистически незначимое число опрошенных. 2 Правильность подобного положения подтверждается и данными Европейского социального исследования: близость с людьми той же веры часто или иногда ощущает в России подавляющее число респондентов, даже если они не являются последователями религии или не являются практикующими верующими. При этом чаще всего это чувство близости испытывают мусульмане (62% всегда это ощущают) и глубоко религиозные люди (68%). Подобное чувство все время испытывает 50% православных, а среди неверующих - 29%. См.: European Social Survey (ESS) - режим доступа: ess/europeansocialsurvey.org, essru. ru/ёleadmin/templates/doc/analytical_report/pdf стр. 79 приметы (11%), в некую сверхъестественную силу (5%), колдовство и магию (2%) и т.д. Это показывает, что даже этим людям не чужда "дорога к храму", однако "свято место пусто не бывает", и, элиминировав Бога из своей мировоззренческой системы, 86% атеистов предпочитают верить в себя, 18% в прогресс. Такая мозаичность религиозного сознания, вероятно, определяется двумя причинами: с одной стороны, на поверхностном уровне, является наследием "религиозного бума" начала 1990-х гг., с другой стороны, вскрывает более глубокий пласт коллективных представлений и демонстрирует наличие в мировоззренческих ориентациях россиян мистических, архаичных, языческих элементов, обладающих колоссальной устойчивостью.

Вопрос о религиозности молодого поколения россиян позволяет вычленить соотношение традиций и новых ценностных систем, чья специфика наиболее остро проявляется в неспокойные времена. Именно молодежь может рассматриваться лакмусовой бумагой охранительного традиционного потенциала общества в перспективе. Насущен вопрос о значимости религиозного персонального опыта для нового поколения россиян, носящего по "умолчанию" предикат "более рационального". С другой стороны - "идеалы молодости - наиболее правдивые, чистые и светлые", для их сохранения "нужен компас - врожденное нравственное чувство" [5]. Поэтому ясное представление о структуре религиозного сознания именно молодых людей позволяет оценить и потенциал ювенальной политики религиозных организаций, способных избавить российское общество от "нормативной аномии". Не случайно религиозные организации, прежде всего Русская православная церковь, заговорили о необходимости привнесения гуманизма и нравственности в политику и экономику, о воспитании моральных начал у молодого поколения.