Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся младшего школьного возраста

Кандидат биологических наук Л.Л. Головина, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Кандидат педагогических наук Ю.А. Копылов, Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Л.В. Каверкина, Республиканский Центр экспертизы мультимедиа и телекоммуни каций в образовании, Москва

Влияние двигательной активности на настроение и умственную работоспособность часто бывает большим, чем это кажется на первый взгляд. Дети, ведущие малоподвижный образ жизни, хуже усваивают учебный материал как по общеобразовательным предметам, так и по физической культуре. Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к появлению избыточной массы тела. Необходимы самостоятельные систематические занятия физической культурой и спортом. Для нормального функционирования организма каждому ребенку требуется определенный минимум двигательной активности.

Однако на практике добиться этого достаточно сложно, так как организованные занятия проводятся лишь в рамках уроков физической культуры - 2 раза в неделю [3], чего совершенно недостаточно не только для восполнения дефицита необходимой ежедневной двигательной активности, но и тем более для улучшения функционального состояния основных систем организма.

Сейчас созданы и продолжают разрабатываться разнообразные концепции и программы по физическому воспитанию разного уровня сложности [6, 8], системы дополнительных занятий физической культурой [4], для того чтобы повлиять на уровень двигательной подготовленности детей, улучшить функциональное состояние систем организма, снизить последствия стрессовой педагогики [1] и сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой. Однако реальных достижений в уровне подготовленности учащихся по учебному предмету "физическая культура" исследователи не отмечают [5]. Проведенные наблюдения показали, что учащиеся общеобразовательной школы, даже посещающие спортивные секции, обучены заниматься физическими упражнениями исключительно под руководством педагога.

Не все школьники имеют возможность (помимо уроков физической культуры) посещать занятия в секциях. Во-первых, отбор в эти секции сейчас чрезвычайно жесткий; во-вторых, этих секций явно недостаточно. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в общеобразовательной школе, как правило, не проводятся из-за отсутствия необходимого инвентаря, оборудованных мест для занятий и отсутствия специальной подготовленности педагогического коллектива. Личностные особенности учащихся общеобразовательной школы [2] не реализуются в условиях авторитарной педагогики, и в этой связи не решают задачу приобщения детей и подростков к физической культуре.

Одним из эффективных выходов из создавшегося положения является обучение школьников самостоятельным занятиям физической культурой. Это позволит детям самостоятельно выбирать и изменять в соответствии со складывающимися обстоятельствами время и продолжительность занятий, форму их организации, использовать упражнения, соответствующие их интересам, выполнять только ту нагрузку, которая соответствует текущей подготовленности, не превышая ее. Вместе с тем на уроках физической культуры, даже если они проводятся под руководством профессионалов высочайшего уровня, добиться этих целей в полной мере невозможно. Уже это само по себе вызывает внутреннее сопротивление учащихся, так как, хотим мы этого или нет, осуществляется насилие над желаниями и возможностями ребенка, пусть даже и на подсознательном уровне. Реализовать индивидуальные предпочтения, психофизиологические особенности в соответствии с текущим функциональным состоянием возможно только на самостоятельных занятиях физической культурой, и никакие другие формы занятий физическими упражнениями заменить их не могут.

Однако умениям организовать и провести самостоятельные занятия физической культурой школьников никто не учит. Не решены следующие задачи: не разработана структура самостоятельных занятий, не выявлены доступные для школьников разного возраста элементы самостоятельных занятий, не разработана методика обучения доступным элементам самостоятельных занятий. Имеющиеся немногочисленные разработки в этой области не носят системного характера (произвольно вычленяют одни блоки и оставляют без внимания другие).

В качестве основания для решения поставленных задач была разработана модель самостоятельных занятий физической культурой (СЗФК) для учащихся начальной школы.

1. Цель СЗФК

Целью СЗФК учащихся общеобразовательной школы является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности.

2. Задачи СЗФК

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к учебной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и сп