Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе спортивно-оздоровительных занятий

А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева

Удмуртский государственный университет, Ижевск

Основным показателем развития личности подростка является степень его умения адаптироваться в социуме, быть активным. Однако процесс его полноценной социальной интеграции на данный период экономического и культурного развития страны чрезвычайно затруднен. Разобщенность, отсутствие общих целей, идеалов, низкая социальная защищенность большей массы населения привели к росту стрессовых и конфликтных ситуаций. В данной атмосфере всеобщей конкуренции важным является формирование социальной активности у детей и подростков, приобретение умений, позволяющих конструктивно решать возникающие трудные жизненные вопросы, так как процесс преодоления противоречий - один из этапов совершенствования системы взаимоотношений.

Обучение сотрудничеству (совместной деятельности) как наиболее эффективному способу взаимодействия подразумевает формирование в учебно-воспитательном процессе необходимых умений [3]. Под умением сотрудничать понимается качество личности, проявляющееся в межсубъектной активности, в основе которой лежат наличие осознания взаимодействующими сторонами единой цели и склонность к ее достижению совместными усилиями, где условием успеха каждого является успех остальных.

В связи с существенным снижением побудительных мотивов со стороны учебно-познавательной деятельности подростка по формированию и развитию навыков совместной деятельности (сотрудничества) возрастаю т роль и значимость внеклассных форм приложения активности школьников, которые в силу меньшей заорганизованности и учета интересов и склонностей предоставляют личности больше возможностей для отработки социальных качеств (знаний и умений), чем традиционные академические занятия. Таковыми являются занятия физической культурой и спортом [1, 2, 4, 5, 6-9]. Специфика данных занятий подразумевает организацию постоянного взаимодействия подростков друг с другом. В процессе спортивной деятельности подросток находит возможность самореализации, самоутверждения, удовлетворяется его потребность в общении. В условиях развития современного общества возникла необходимость в разработке учебно-воспитательной программы формирования у подростков умения сотрудничать на спортивно-оздоровительных занятиях.

Целью образовательной программы является формирование у подростков умения сотрудничать на спортивно-оздоровительных занятиях.

Экспериментальная программа составлялась в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам спортивно-оздоровительных групп:

- воспитательная, оздоровительная и обучающая направленность образовательного процесса (предполагает комплексное решение воспитательных, оздоровительных и обучающих задач, сочетание и согласованность применяемых методов на занятии, способствующих развитию личности, утверждению здорового образа жизни, воспитанию физических, морально-этических и волевых качеств учащегося;

- понимание сущности воспитывающего обучения на занятиях физической культурой как процесса гуманистического взаимодействия учителя и учащихся (учебно-воспитательный процесс строился на основе сотрудничества и взаимного уважения, опираясь на интересы и потребности учащихся, веру в их возможности и перспективу развития каждого подростка);

- последовательное осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся (экспериментальная программа предусматривает: учет интересов, потребностей, склонностей учащихся к выполнению специфических двигательных действий; объем их знаний; уровень развития индивидуальных психофизических особенностей личности, указывающих на способность учащихся к овладению умениями, необходимыми для построения конструктивного взаимодействия на площадке, определяющих наиболее эффективные средства и методы педагогического воздействия на учащегося);

- ярко выраженная практическая направленность учебно-воспитательного процесса (экспериментальная программа предполагает выбор приемов и средств обучения, рассчитанных на постоянное вовлечение учащихся в активные формы практического (двигательного, игрового) взаимодействия друг с другом).

В программе спортивно-оздоровительные занятия рассматриваются как форма взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяющая формировать составляющие компоненты сотрудничества посредством приобретения когнитивного, эмоционального и поведенческого опыта построения взаимодействий.

Организация учебно-воспитательного процесса предполагает субъект-субъектные отношения тренера-преподавателя и ученика.

Подросток выступает как полноценный участник построения учебно-воспитательного взаимодействия, направленного на удовлетворение личностных потребностей учащихся, их интересов, развитие их способностей и подбор как форм коллективного взаимодействия, так и самостоятельной деятельности, способствующих раскрытию индивидуальности каждого ребенка.

В экспериментальной программе поставлены следующие задачи:

- способствовать положительной динамике показателей развития физических и нравственных качеств занимающихся посредством гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- формировать положительную "Я-концепцию" личности;

- развивать коммуникативные умения;

- формировать ценностное отношение к сверстникам, людям вообще, к совместной деятельности, к миру в целом;

- развивать положительное эмоциональное отношение к различным формам взаимодействия (в парах, тройках, …, в малой группе, в коллективе);

- формировать умения и навыки самовоспитания, самоконтроля, саморазвития;

- повышать уровень когнитивной сферы учащихся;

- передавать учащимся творческий и организаторский опыт совместного решения учебных (творческих, познавательных) задач;

- развивать познавательную активность учащихся;

- формировать эмоционально-волевые и морально-волевые качества личности.

Занятия в спортивно-оздоровительных группах представляют собой курс, характеризующийся целостностью, спецификой и автономностью. Назначение

данных занятий в системе физкультурного образования заключается в формировании мотива и потребности личности в систематических занятиях физической культурой и спортом, освоении основ оздоровительной физической культуры, развитии способности к саморефлексии, самоконтролю, формировании двигательных умений и навыков, воспитании физических и нравственных качеств личности.

Современный образовательный процесс идеологически ориентирован на формирование физического и духовного здоровья нации и влечет за собой изменения в содержании, структуре, организации и технологии построения учебно-воспитательного процесса на занятиях физической культурой и спортом. Поэтому рассматриваемая программа отличается социально -педагогической целесообразностью: ее цели соответствуют социальному заказу.

Успешность реализации программы определяется следующими факторами: развитостью, обученностью и воспитанностью подростков. Данные факторы проявляются:

- в овладении предметным содержанием знаний, приемами их получения и переработки;

- в умении выполнять специфические двигательные действия;

- в сформированности навыка регулярных занятий физической культурой (спортом), ведения активного образа жизни;

- в овладении и принятии нравственно-этических норм поведения и сосуществования людей в обществе;

- в умении сдерживать свои негативные эмоции и находить конструктивные выходы из сложившихся трудных жизненных ситуаций;

- в ценностном отношении к близким людям, окружающей действительности;

- в сформированной нравственной позиции личности;

- в способности использовать имеющиеся знания и умения в процессе организации совместной деятельности;

- в способности как самостоятельно, так и коллективно выбирать вид, форму, объем учебного материала (нагрузку) и преобразовывать его исходя из поставленных задач, конкретных условий деятельности.

Алгоритм реализации программы включает в себя четыре этапа.

1-й этап: адаптивный . Цель: формирование первичной потребности в сотрудничестве и направленности на конструктивный способ построения взаимодействия.

Задачи:

1. Формирование представления об общественном и личностном ценностном потенциале физической культуры и спорта. (Беседы на темы: "Влияние занятий физической культурой и спортом на личность занимающихся", "Великие спортсмены", "Знаменитые спортсмены родного края" и т. д.)

2. Приучение к дисциплине. (1. Беседа на тему: "Правила поведения в спортивном зале, техника безопасности проведения физкультурного занятия" и т. д. 2. Коллективное определение правил поведения на занятии (кодекса). 3. Оформление стенда: вывешивание кодекса и т. д.)

3. Формирование ценностного отношения к окружающим . (1. Личные беседы: "Что бы я сделал на его месте", "Правила поведения на улице, в общественных местах". 2. Определение и публичное оглашение личной цели прихода в секцию каждого подростка. 3. Упражнения в парах, тройках со сменой партнера по взаимодействию, противоборство мини-групп друг с другом. 4. Педагогическое требование и т. д.)

4. Приобщение к совместным действиям . (1. Упражнения в парах, тройках. 2. Коллективные игры, эстафеты. 3. Соревнование "Баскетбольный муравейник". 4. Коллективное определение единой цели занятий. 5. Оформление стенда "Наша цель" и т. д.)

5. Приучение к самоанализу, анализу своих поступков, поступков окружающих. (1. Индивидуальный анализ действий, конфликтов в тетради: "Я не согласен". 2. Диалог. 3. Дискуссии. 4. Выполнение упражнений с последующим полным индивидуальным (публичным) анализом правильности выполнения и т. д.)

6. Развитие умений самоконтроля . (1. Беседа "Методы самоконтроля на СОЗ". 2. Работа с тетрадью "Я не согласен". 3. Использование тетради самостоятельного учета посещаемости "Я здесь". 4. Индивидуальные задания и их коррекция; 5. Игры, мини-состязания и т. д.)

7. Формирование умений и навыков построения диалога с учителем. (1. Индивидуальные беседы, дискуссии. 2. Поручение. 3. Индивидуальные задания, совместный с учителем анализ действий подростка и т. д.)

8. Развитие инициативы построения совместных действий в системе "учитель-ученик". (1. Создание ситуации успеха при взаимодействии учителя и ученика. 2. Поощрение инициативы похвалой, одобрением и т. д.)

2-й этап: личностно развивающий. Цель: формирование уверенности подростка в себе, осознание своей значимости в коллективной деятельности.

Задачи:

1. Приучение преодолевать трудности. 1. Упражнение с постепенным увеличением интенсивности. 2. Упражнения, игры с гандикапом. 3. Упражнения с сопротивлением (в парах, тройках). 4. Игры (коллективные). 5. Отметки о личных победах на плакате "По дороге к цели" и т. д.)

2. Формирование ценностного отношения к себе. (1. Прием "Просьба о помощи". 2. Привлечение к проведению разминки в группе (после предварительной консультации с педагогом). 3. Авансирование личности подростка. 4. Обучение принятию помощи и т. д.)

3. Приучение к самостоятельным инициативным действиям. (1. Индивидуальные карточки с заданиями, адекватными возможностям и развитию ребенка. 2. Поощрение инициативных действий, проявления самостоятельности. 3. Привлечение к показу упражнения. 4. Проведение конкурсов, викторин. 5. Выставка рисунков "Я и спорт" и т. д.)

4. Формирование представления о себе, своих качествах, возможностях, особенностях. (1. Оформление на стенде результатов сдачи контрольных нормативов. 2. Использование индивидуальных карточек-заданий одинаковых по виду упражнений, но с разной нагрузкой. 3. Опросник измерения уровня самооценки. 4. Распределение ролей в групповых действиях с объяснением причины данного выбора. 5. Метод посильной задачи и т. д.)

5. Формирование навыков самоконтроля. (1. Ведение индивидуального дневника самочувствия. 2. Организация взаимных проверок учащимися, проверки учащимися деятельности учителя. 3. Организация самопроверок, выявление причин собственных ошибок. 4. Подвижные игры, мини-состязания и т. д.)

6. Развитие умений вступать в диалогические отношения со сверстниками на занятии. (1. Учебные дискуссии (разбор конфликтных ситуаций). 2. Создание воспитывающих ситуаций. 3. Личный пример. 4. Оформление на стенде схемы высказывания недовольства. 5. Задания в парах, тройках со сменой партнера и т. д.)

7. Расширение представлений о способах разрешения трудных жизненных ситуаций. (1. Беседа на тему "Я попал в беду". 2. Дискуссии. 3. Метод мозговой атаки. 4. Коллективное определение наиболее эффективных способов разрешения трудных жизненных ситуаций. 5. Оформление стенда "Я справлюсь" и т. д.)

8. Развитие коллективистских отношений внутри группы. (1. Обсуждение, разбор проблем, конфликтов, возникающих на занятии. 2. Распределение дежурства по залу. 3. Игры-состязания с другими командами. 4. Воспитывающие ситуации по оказанию помощи друг другу (при падении подать руку, поддержать и т. д.)

9. Развитие ответственности за принятие решений (1. Индивидуальные поручения. 2. Педагогическое требование. 3. Коллективное обсуждение результатов проделанной подростком работы. 4. Игры, соревнования. 5. Распределение обязанностей в предстоящем мероприятии и т. д.)

3-й этап: деятельностно развивающий. Цель: формирование привычки нравственного, волевого поведения подростка, развитие у него диспозиционной терпим