Непрерывное физкультурное образование*

Член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич

Доктор педагогических наук, профессор Г.И. Попов

Кандидат педагогических наук Н.И. Санникова

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Нижневартовский государственный педагогический институт, Нижневартовск

В настоящее время физическая культура и спорт стали одним из важнейших направлений государственной политики России. Одна из причин этого - снижение уровня здоровья населения, что неблагоприятно влияет на показатели экономики, обороноспособности государства. В связи с этим первоочередная задача спортивной наукой - поиск более эффективных путей, форм, средств, методов, методик физического воспитания населения страны, и прежде всего подрастающего поколения.

Л.П. Матвеев, рассматривая физическое воспитание в качестве одного из видов воспитания, определяет его как "образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитываемых на реализацию задач воспитательно -образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.)" [5, с. 7].

Поэтому основными категориями физического воспитания как педагогического процесса являются воспитание, образование, обучение, развитие.

"Вместе с тем физическое воспитание отличается своими специфическими особенностями. … физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей. Этим не ограничивается все содержание физического воспитания, но это более всего характеризует его специфику " [5, c. 8].

Следовательно, в рамках одного и того же учебного предмета "физическое воспитание" необходимо решать общие и специфические педагогические задачи.

Для решения общих педагогических задач предмет "физическое воспитание" должен подчиняться основным законам построения учебного предмета, как-то: математика, русский язык, биология и т.д. Основная задача предмета "физическое воспитание" в этом случае - формирование знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, то есть нужно решать задачи теоретической (образовательной) подготовки занимающихся (физкультурное образование).

Одновременно физическое воспитание выступает как тренировочный процесс, в рамках которого должны решаться специфические задачи физического воспитания.

В настоящее время физическое воспитание подрастающего поколения организуется в рамках уроков по физической культуре в общеобразовательных школах, а также в структурах дополнительного образования - это ДЮСШ, спортивные клубы, секции и т.д. Основной формой организации физического воспитания в них является учебно-тренировочный процесс, где одновременно решаются и общие, и специфические задачи физического воспитания.

Задачи учебного (теоретического, образовательного) направления, хотя и считаются очень важными, решаются в рамках тренировочного направления по остаточному принципу, то есть большая часть времени затрачивается на физическую подготовленность. Качество учебного процесса по физическому воспитанию определяется по спортивным результатам.

Процесс физического воспитания обеспечивает один специалист - учитель по физической культуре, тренер по виду спорта. Однако, анализируя опыт других учебных предметов: русского языка, математики, биологии и т.п., - следует отметить, что в учебном плане профессиональной подготовки кадров по этим специальностям предусмотрены две учебные дисциплины - овладение содержанием предмета (например, математика, геометрия и т.д.) и методика преподавания предмета (например, методика преподавания русского языка, методика преподавания математики, методика преподавания биологии). В то же время при подготовке физкультурных кадров методика преподавания как предмет есть только по спортивным дисциплинам - гимнастике, баскетболу, волейболу и т.д. и по предмету "теория и методика физического воспитания". По остальным предметам, в частности таким, как дисциплины медико-биологического блока, спортивной метрологии, биомеханики спорта и т.д., такой учебной дисциплины государственный стандарт не предусматривает. В результате выпускники физкультурного профиля, во-первых, не обладают достаточными знаниями по методике преподавания этих дисциплин, во-вторых, в своей практической работе не имеют достаточного количества времени, чтобы эти знания сформировать у своих воспитанников, и, в-третьих, качество работы, оплата труда зависят прежде всего от уровня спортивных достижений занимающихся.

Кроме того, при анализе организации учебного процесса подготовки физкультурных кадров в высших и средних специальных заведениях и построения учебного процесса в общеобразовательной школе, и особенно ДЮСШ, отмечено, что нет единых подходов к этому вопросу.

Отсутствие в учебном процессе по физической культуре традиционных теоретических занятий, принятых в общеобразовательной школе, а особенно в ДЮСШ, наличие только одного специалиста со множеством обязанностей и функций, который решает задачи и теоретической, и физической подготовки, в настоящее время не позволяют в полной мере организовать преемственность знаний в системе многоступенчатой подготовки физкультурных кадров, и прежде всего по теоретическим дисциплинам. В результате занимающиеся не получают достаточных знаний в области физической культуры и спорта, что не позволяет им проявлять большую самостоятельность при организации, планировании, контроле своих занятий. Это ставит их в значительную зависимость от свойств личности преподавателя по физической культуре, тренера по виду спорта.

Изменения экономических отношений в стране, увеличение платных услуг в области физической культуры и спорта привели к снижению количества занимающихся спортом, а обязательные трехразовые уроки по физической культуре в общеобразовательной школе по 40-45 мин для подрастающего поколения нельзя считать в полной мере достаточными, в том числе и с позиций биологии.

Вместе с тем выпускники ДЮСШ, являющиеся основными кандидатами для поступления в профессиональные заведения физкультурного профиля, по ряду теоретических дисциплин не имеют целенаправленной подготовки. Об этом свидетельствует и практически отсутствие учебников для ДЮСШ по теоретическим дисциплинам, определенных учебной программой для ДЮСШ.

Введение в общеобразовательной школе предмета и экзамена по "физической культуре", создание лицейских классов физкультурного профиля, существующие ДЮСШ, учебные заведения физкультурного профиля создают необходимость поиска единой, связанной между собой системы организации учебного процесса в этих учебных заведениях, а следовательно, научного обоснования построения системы многоступенчатой подготовки физкультурных кадров, и прежде всего по теоретическим дисциплинам.

Все это в дальнейшем может создать благоприятные предпосылки научного обоснования построения системы непрерывной подготовки физкультурных кадров, конечная цель которой - повышение двигательной активности подрастающего поколения, что позитивно скажется на укреплении здоровья, росте спортивных достижений.

Одна из основных задач в решении этого вопроса - обоснование построения учебного предмета "физическая культура" на этапах многоступенчатой подготовки физкультурных кадров, основные компоненты которого - содержание образования, планирование учебных часов, методика оценки знаний.

Содержание образования. В педагогике содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутых в результате учебно-воспитательной работы" [7, c. 12].

Основными единицами построения содержания образования являются учебный план, учебная программа, рабочая программа. Последние документы конкретизируются в учебниках, учебных пособиях и других учебно-методических материалах.

Важной составляющей содержания образования является учебная единица.

"Учебные единицы могут иметь незначительный объем, как, например, понятие, теоремы, задачи, а могут быть и весьма емкими, как, например, раздел, дисциплина. Поэтому для удобства целесообразно рассматривать так называемые элементарные учебные единицы (ЭУЕ), охватывающие минимальный объем)" [1, c. 79 - 80].

Как следует из работ В.А. Роменец, Н.А. Селезневой, И.Б. Моргунова, Т.В. Нерсесова, А.В. Абрамова и др. построение содержания образования целесообразнее осуществлять на основе сочетания эмпирического метода, точных математических методов, метода структурного анализа [8].

Построение содержания образования на основе эмпирич