Теория автосоизмеряющихся стоимостей

Твердохлебов Геннадий Алексеевич

Аннотация

Тысячелетия люди обмениваются товарами, и тысячелетия пытаются разгадать загадку: каким образом рынок свободной конкуренции, где каждый участник обмена стремится к собственной выгоде, формирует такие цены товаров, которые оказываются равными ценам производства этих товаров.

Разгадка все эти тысячелетия лежала, как говорится, на поверхности: участники обмена соизмеряют вовсе не товары по трудозатратам или полезности, каждый из них соизмеряет свою выгоду с выгодой своих конкурентов.

И если ни у кого из них в процессе обмена нет никаких привилегий, стремление каждого к собственной выгоде закономерно формирует равенство всех выгод, формирует эквивалентный обмен.

ЧАСТЬ I. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ТОВАР – объект обмена, способный (как правило) удовлетворять какие-либо потребности людей (имеющий потребительные свойства). Стоимость воплощенного в товар труда его производителей определяет стоимость самого товара, но это происходит только в условиях абсолютно равновесного рынка.

ЦЕННОСТЬ ТОВАРА – субъективные представления людей о величине потребительных свойств товара и величине его стоимости.

ЦЕНА ТОВАРА – все то, на что обменивается товар. Пропорция обмена товарными массами. Цена формируется рынком в «борьбе» диалектической системы «покупатель – продавец».

ВИД ТОВАРА – одинаковые с позиции покупателя товары.

СТОИМОСТЬ ТОВАРА – видовая цена товара. Цена товара данного вида. Стоимость формируется рынком в «борьбе» некоторого количества одновидовых систем «покупатель – продавец». Термины «цена» и «стоимость» правомерно считать синонимами, что уже имеет широкое распространение, но что пока еще не имеет теоретического обоснования. Здесь и далее эти термины употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые.

СТОИМОСТЬ ТРУДА – труд стоит ровно столько, сколько стоит созданный им товар. Труд, создавший никому не нужный на данном рынке товар не имеет на данном рынке стоимости. Цена труда предпринимателя-одиночки, не имеющего ни фонда оплаты труда, ни прибыли, есть разница между выручкой и издержками производства товара. Цена труда производственного коллектива (сумма цен труда членов коллектива) есть сумма фонда оплаты труда с прибылью, или разница между выручкой и издержками производства, в которые не входит фонд оплаты труда.

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ – созданная трудом стоимость. Стоимость труда и добавленная этим трудом стоимость есть две стороны одной медали.

ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – сумма цен труда всей череды производителей товара, начиная с производителей сырья, энергии, инструмента … и кончая последним производителем товара – продавцом.

СРЕДНЕВИДОВАЯ ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – среднеарифметическая величина от цен производства одновидовых товаров данного рынка. Конкуренция между одновидовыми производителями ведет к тому, что в равновесном рынке цена товара данного вида устанавливается в соответствии со средневидовой ценой его производства.

ЦЕНА ТРУДА ВСЕЙ ЧЕРЕДЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРА – сумма цен труда производителей тех товаров, стоимость которых переносится на стоимость производимого товара, формируя стоимость (цену) производства товара.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ТОВАРА – производственный коллектив, предприниматель-одиночка, продавец товара как последний производитель в череде производителей данного товара.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – разница между выручкой товаропроизводителя и ценой его труда. Сумма цен труда производителей тех товаров, стоимость которых перенесена в стоимость производимого товара, за исключением цены труда последнего производителя.

ПРИБЫЛЬ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ – разница между выручкой и издержками производства, включающими фонд оплаты труда.

СРЕДНЕВИДОВАЯ ПРИБЫЛЬ – среднеарифметическая величина от прибылей производителей одновидовых товаров данного рынка.

СРЕДНЕРЫНОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ – величина прибыли, к которой имеют тенденцию стремиться средневидовые прибыли за счет переливов средств из менее прибыльных видов предпринимательства в более прибыльные.

РЫНОК – институт обмена товарами.

РЫНОК ТРУДА – институт обмена труда, - а точнее, его результатов в виде произведенного им товара, - на заработную плату.

БИРЖА ТРУДА – «входная дверь» на рынок труда. Институт заключения договора найма между наемным работником и работодателем, по которому наемный работник получает во временное пользование средства производства какого-либо товара в обмен на обязательство продавать за зарплату произведенный им товар своему работодателю.

РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешен предложением, и имеют место неизменные цены.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАВНОВЕСНОГО РЫНКА – Анализ и обобщение всего многообразия условий формирования равновесного рынка, сводят это многообразие к двум условиям. Первое – количество участников обмена должно быть достаточным, для рождения конкуренции как между покупателями, так и между производителями. Второе – вмешательство общественной власти в работу конкретного рынка допустимо и обязательно, но только для уничтожения монополизации каких-то элементов рынка и привилегий каких-либо участников обмена.

АБСОЛЮТНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, равных средневидовым ценам производства товаров (на уровне объективных цен, объективных величин стоимостей товаров). Рынок, формирующий эквивалентный обмен.

СУБЪЕКТИВНОЕ СМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ ТОВАРА – величина стоимости товара, на которую увеличивается или уменьшается объективная величина стоимости товара, когда рынок уходит из точки абсолютного равновесия.

ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, имеющих субъективное смещение, относительно объективных цен товаров.

СУБЪЕКТИВНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБМЕНОМ ОСНОВНОЙ МАССЫ ЕГО УЧАСТНИКОВ – центральный элемент процесса формирования эквивалентного обмена. На практике выглядит в виде признания основной массой участников обмена объективности цен товаров и прибылей их производителей. Многие исследователи пытаются построить теорию товарообмена, опираясь на абсолютно объективные параметры эквивалентности обменивающихся товаров. Причем, даже не пытаясь эту эквивалентность представить в виде объективной основы субъективной удовлетворенности обменом его участников, как будто товары обмениваются сами по себе, без субъектов обмена. На самом же деле, если даже товары и имели бы объективную эквивалентность, то она должна была бы отразиться в сознании участников обмена, формируя в нем субъективную удовлетворенность обменом, без которой невозможен процесс обмена. Объективной основой субъективной относительной удовлетворенности обменом его участников является не эквивалентность обменивающихся товаров по каким-то их внутренним параметрам, а эквивалентность определенного рыночного положения каждого участника обмена с аналогичным рыночным положением его конкурентов. Для покупателя эта эквивалентность заключается в равенстве цены покупаемого им товара ценам всех товаров данного вида на данном рынке. Для каждого из производителей одновидовых товаров эта эквивалентность формируется, если цена товара, покрывая средневидовые издержки его производства, образует цену его труда с единицы товара, равную цене труда с единицы товара всех производителей товара данного вида со средневидовыми издержками их производства. А сумма средневидовых издержек производства товара с ценой труда с единицы товара его производителя образует средневидовую цену производства товара. Таким образом, стремление участников обмена к равенству своего положения как участника обмена с положением своих конкурентов формирует равенство между ценой всех одновидовых товаров и средневидовыми ценами их производства; формируют эквивалентный обмена.

ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ АВТОСОИЗМЕРЯЮЩИХСЯ СТОИМОСТЕЙ

Тысячелетия люди обмениваются товарами, формируя пропорции обмена. Но до сих пор остается загадкой, каким образом участники обмена соизмеряют обменивающиеся товары вообще, и, в частности, в том случае, когда пропорции обмена отражают эквивалентный обмен, когда стоимость товара равна средневидовой стоимости его производства.

Существующие теории стоимости объясняют это тем, что участники обмена удовлетворяются, как минимум, эквивалентным обменом, который они и формируют, соизмеряя обменивающиеся товары либо по величине трудозатрат производства товаров, либо по величине их полезности, либо по количеству затраченной энергии, информации и т.д. Но ни одна теория не создала ясной картины процесс соизмерения, процесс формирования цены и стоимости товаров.

Предлагаемая читателям теория стоимости описывает механизм автосоизмерения стоимостей обменивающихся товаров, механизм, где стоимость товара формируется:

Без соизмерения величин трудозатрат производства обменивающихся товаров.

Без соизмерения величин полезностей обменивающихся товаров.

Без соизмерения качественных показателей обменивающихся товаров, т.к. в предлагаемой теории стоимости товары с разными уровнями качества представлены как разновидовые товары (одновидовыми считаются неотличимые друг от друга товары).

Без соизмерения количественных показателей обменивающихся товаров, т.к. в предлагаемой теории стоимости товары с различными количественными показателями представлены как разновидовые товары. Необходимость такого подхода определяется тем, что в практическом товарообмене далеко не всегда соблюдается строгая прямая пропорциональность между количеством товара и его ценой.

В предлагаемой теории стоимости товарообмен всех товаров, включая все виды услуг, описывается одной формулой или диалектической системой противоположностей "товар – товар", включая обмен на товар-посредник – деньги разных видов и межвидовой обмен самих денег. Эту формулу также можно записать и в виде "товар – цена", т.к. ценой товара в предлагаемой теории стоимости является все то, что покупатель отдает в обмен на товар.

Законы формирования цены и стоимости денег ни чем не отличаются от законов формирования цены и стоимости всех остальных товаров.

Чем отличается процесс формирования стоимости товаров посредством осознанного соизмерения величин трудозатрат их производства или величин их полезностей от автосоизмерения обменивающихся товаров можно увидеть в следующей аналогии.

Представим себе, что нам поставили задачу, разлить воду из емкости в два цилиндрических бидона разного диаметра, но одинаковой высоты. Бидоны снабжены кранами для слива воды и стоят на столе, а воду нужно разлить таким образом, чтобы уровни наполнения бидонов оказались равными.

В соответствии с осознанным соизмерением величин трудозатрат производства товаров или величин их полезностей мы должны высчитать объем имеющийся воды и разделить его пропорционально объемам бидонов.

В соответствии же с механизмом автосоизмерения, мы должны соединить сливные краны шлангом, и вылить воду в один бидон.

Уровни в бидонах немного "поборовшись" друг с другом, в конечном счете, станут абсолютно одинаковыми.

В практическом товарообмене осуществляется такая же "борьба" уровней, только не уровней жидкости, а уровней удовлетворения обменом его участников.

Эта "борьба" имеет разнообразные виды.

Это не только "борьба" системы "покупатель - продавец" по поводу оценки товара.

Это и конкуренция, как между покупателями, так и между продавцами.

Это и попытки покупателей найти нужный товар по более низкой цене у других продавцов и на других рынках.

Это попытки предпринимателей найти своему капиталу более выгодное применение.

Все эти виды "борьбы" участников товарообмена за поддержание каждым из них своего уровня удовлетворения обменом является движущей силой и процесса формирования равновесного рынка, и процесса формирования цены и стоимости товаров.

Цена товара формируется в "борьбе" отдельно взятых систем "покупатель продавец".

Мнение покупателя о цене товара формируется не столько из его представлений о величине полезности товара, сколько из его представлений о возможности приобрести эту полезность, и о том, сколько стоит этот товар у других продавцов и на других рынках. Но в чем единодушны все покупатели, всех рынков, во все времена так это в стремлении снизить цену приобретаемой полезности.

Мнение продавца о цене товара складывается из его представлений об издержках производства товара и о цене своего труда.