Звонница Софийского собора XV - XVII вв.

Ю.В. Журавлев

Звонница Софийского собора занимает видное место как в ансамбле Новгородского кремля, так и в силуэте всего города. Возвышаясь из-за кремлевских стен над Волховом, она вместе с Софийским собором создает один из незабываемых архитектурных образов.

Звонница дошла до нас в значительно измененном виде.

Исследования, проведенные в послевоенные годы, помогли нам представить облик этого памятникам различные периоды его истории.

Первые сведения о звоннице Софийского собора относятся к 1437 году. Летописец упоминает о ней в связи с сильным наводнением, во время которого подмыло каменную кремлевскую стену, и старая звонница, стоявшая или на стене или около стены, обрушилась в Волхов. О том, где стояла эта звонница и как она выглядела, мы ничего не знаем.

Через 2 года архиепископ Евфимий II ставит новую звонницу на месте современной. При исследовании удалось обнаружить основания столбов этой звонницы, выложенные из серого плитняка. Вместо нынешних шести столбов их было четыре.

В Новгородском историко-художественном музее на Никоновском омофоре имеется древнее изображение звонницы, где она показана трехпролетной. Западная пристройка имела соответственно три свода, на которых была устроена площадка. Между основным массивом звонницы и стеной находятся камеры, выложенные из  серого плитняка и кирпича, которые также являются древними частями звонницы. Никаких других сведений о том, как выглядела звонница в XV веке, мы не имеем и поэтому ее древний облик остается для нас неясным.

После воссоединения Новгорода с Московским государством в Новгороде проводятся большие строительные работы, вследствие которых в середине XVI века была перестроена и звонница. Привезенные из Москвы большие колокола, из-за своей тяжести требовали более узких пролетов. Прежние пролеты были заложены и над ними выложены шесть новых массивных прямоугольных столбов звона, которые образуют 5 пролетов, перекрытых коробовыми сводами с распалубками.

На западном фасаде на уровне заложенных первоначальных пролетов проходил декоративный фриз, состоящий из пятиугольных ниш (рис. 3). Новые внесенные в него черты узорчатости органически сочетались с его общим монументальным характером. Сейчас остатки этого фриза закрыты вторым этажом западной пристройки. В северном, южном и втором с юга пролетах сохранились дубовые связи. Западная пристройка вероятно перекрывалась распространенными в то время трехцентровыми арками. Верх звонницы XVI века сделан в виде пяти шатров, основания которых были найдены во время исследований. Имеются древние изображения, относящиеся к XVII и XVI вв., где звонница показана с пятью шатрами.

В XVI веке звонница приобрела новые черты, в которых уже было мало общего с первоначальным сооружением. Звонница того времени встает перед нами как одно из замечательных архитектурных сооружений Новгорода (рис. 3). На примере звонницы XVI века видно, что новгородские мастера продолжали свои традиции создания монументальных сооружений. В то же время в звоннице XVI века явственно проступают следы влияния архитектуры псковских звонниц, таких же многопролетных и точно также вынесенных за пределы соборов.

Рис. 1

Общий вид звонницы

В XVII веке звонница неоднократно перестраивалась. Вся кладка над сводами XVI века относится к XVII веку