Правовое положение государства как участника
гражданско-правовых отношений с иностранным элементом
Забелова Людмила Борисовна — кандидат юридических
наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых
дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.
Понятие,
виды и основные концепции государственного иммунитета
Понятие
иммунитета государства сложилось первоначально в международном праве обычного
характера и лишь затем получило закрепление в международных договорах и
судебной практике. В основе понятия иммунитета государства лежит
основополагающий принцип международного права, выраженный в латинской формуле —
равный над равным не имеет власти и юрисдикции. В понятии государственного
иммунитета
следует различать два аспекта:
1)
юрисдикционный иммунитет как институт процессуально-правового характера;
2)
иммунитет государственной собственности как материально-правовой институт.
Несмотря
на различные характеристики государственного иммунитета, общим качеством
выступает сам факт существования суверенных государств как основных звеньев
международной системы.
Государство
вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения,
обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого
субъекта права. Сделки, совершаемые государством, имеют особый правовой режим.
Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства
предопределены его суверенитетом. Вступая в гражданско-правовые отношения,
государство не теряет свои качества как суверена. Абсолютный суверенитет
предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов.
Судебный иммунитет
— неподсудность одного государства
судам другого. Государство без его согласия не может быть привлечено к суду
другого государства.
Иммунитет
от предварительного обеспечения иска
. Нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия
государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.
Иммунитет
от принудительного исполнения судебного решения
. Без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение
решения, вынесенного юрисдикционным органом против иностранного государства.
Иммунитет
собственности государства
. Имущество государства, находящееся за границей, не может быть объектом
для принудительных мер государства, на территории которого оно находится.
Собственность государства пользуется неприкосновенностью.
Иммунитет
от подчинения действию законодательства другого государства
. Законы государства и иные нормативные акты имеют действие на территории
только того государства, где они легитимно приняты.
Во
второй половине XX в. участие государства в гражданских отношениях возросло,
что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного» иммунитета,
«торгующего» государства, государства-коммерсанта или доктрины функционального
(ограниченного) иммунитета. Суть этих теорий сводится к тому, что если
государство от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в
отношении таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета
и ставит себя в положение частного лица, т.е. совершает действия коммерческого
характера. Другими словами, иностранное государство, его органы, а также
собственность пользуются иммунитетом только тогда, когда государство
осуществляет суверенные функции.
Институт
государственного иммунитета в национальном законодательстве
Национальное
законодательство разных государств воплощает различные подходы к институту
иммунитета государства
. Во многих странах существует законодательство, регулирующее иммунитеты
государства: Закон США об иммунитете иностранных государств 1976 г.
, Акт Великобритании о государственном иммунитете 1978 г.
, законы об иммунитете иностранного государства Пакистана
и Аргентины
1995 г. Все эти законы основаны на
доктрине функционального иммунитета государства. Иностранное государство
пользуется иммунитетом только в случаях совершения суверенных действий
(открытие дипломатических и консульских представительств). Если же государство
совершает действия коммерческого характера, оно иммунитетом не пользуется.
Так
согласно Закону США
иностранное государство не
пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах США в любом деле, в котором иск
основан на:
1)
коммерческой деятельности, осуществляемой в США иностранным государством;
2)
действии, совершенном в США в связи с коммерческой деятельностью иностранного
государства, осуществляемой в любом месте;
3)
действии, совершенном вне территории США в связи с осуществлением коммерческой
деятельности иностранного государства в любом месте, и влекущем прямые
последствия в США.
Таким
образом, по любому требованию о предоставлении судебной защиты иностранное
государство несет ответственность в такой же форме и степени, как частное лицо
в сходных обстоятельствах.
Нормы
российского законодательства об иммунитете иностранного государства весьма
незначительны по объему и крайне противоречивы по содержанию. Так, ФЗ «О соглашениях
о разделе продукции»
1995 г. говорит о том, что в
соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими
лицами, может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета,
иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного
и (или) арбитражного решения (ст. 23). Арбитражный процессуальный кодекс РФ
содержит ст. 251 «Судебный
иммунитет», которая гласит, что иностранное государство, выступающее в качестве
носителя власти, обладает судебным иммунитетом
по отношению к предъявленному к нему
иску в Арбитражном Суде в РФ, привлечению его к участию в деле в качестве
третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному
государству и находящееся на территории РФ, и принятию по отношению к нему
судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на
это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта Арбитражного
Суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего
государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или
федеральным законом. Судебный иммунитет международных организаций определяется
международным договором РФ и федеральным законом. Отказ от судебного иммунитета
должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного
государства или правилами международной организации.
Гражданский
процессуальный кодекс РФ
в ст. 401 «Иски к иностранным
государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет» гласит,
что предъявление в суде в РФ иска к иностранному государству, привлечение
иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего
лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и
находящееся на территории РФ, и принятие по отношению к этому имуществу иных
мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке
исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов
соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным
договором РФ или федеральным законом. Международные организации подлежат
юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных
международными договорами РФ и федеральными законами.
Проанализировав
приведенные выше нормы российского законодательства, можно прийти к заключению
о том, что в настоящее время российское право придерживается концепции
абсолютного иммунитета иностранного государства в сфере частноправовых отношений,
причем такой иммунитет презюмируется, и отказ от него должен быть выражен в
явной и недвусмысленной форме. Позиция судебной практики, изложенная в
документах Высшего Арбитражного Суда РФ, также поддерживает принцип абсолютного
иммунитета. В частности, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №
8 «О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного
процесса»
от 11 июня 1999 г. указано, что
арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором
является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при
наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в Арбитражном
Суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного
иммунитета иностранного государства.
Как
мы видели ранее, российское законодательство содержит бланкетные нормы,
отсылающие в вопросах государственного иммунитета к нормам специального закона.
В настоящее время разработан проект федерального закона «О юрисдикционном
иммунитете иностранного государства и его собственности» Проект был опубликован
в приложении к газете ЭЖ-Юрист, 1998, № 36 (38), сентябрь..
Основные
начала выступления государства в качестве субъекта МЧП заключаются в том, что
отношения имеют исключительно гражданско-правовой характер, а контрагентом
государства может выступать только иностранное частное лицо. В современном мире
признается общий принцип — государство, участвуя в частноправовых отношениях,
выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Это положение
закреплено в ст.ст. 124 и 1204 ГК РФ
. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и
предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права
государства в частноправовых отношениях. В отечественной доктрине большинство
ученых отмечают, что сделки с государством подвержены повышенному риску.
Институт
государственного иммунитета в международных договорах
Основной
международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, это Европейская
(Брюссельская) Конвенция о государственном иммунитете 1972 г.
, принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория
функционального иммунитета. Иностранное государство пользуется иммунитетом в
отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого
государства при вступлении в частноправовые отношения с иностранными лицами.
Основные
положения конвенции сводятся к следующему. Договаривающееся государство,
выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в
суде другого договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого
судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства. Такое государство
не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого договаривающегося
государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия
решения по существу вопроса. Государство не пользуется иммунитетом в случае,
когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением и работа подлежит
исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство и
т.д. Российская Федерация в этой Конвенции не участвует.
В
2004 г. подписана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их
собственности
(основанная на доктрине
функционального иммунитета). |