Социальная педагогика в структуре социологии
образования
В.Н. Ярская
Социальная
педагогика все активнее заявляет о себе в отечественных публикациях последних
лет [1]. Исследования по инвайронментальной и повседневной социологии, теории
социальной работы создали прецедент признания объекта педагогики как продукта
социальных и личностных девиаций, маргинальности самого института образования.
Жизненный путь объекта образовательного процесса предстал перед социологом не только
в зеркале нормы, но и в зазеркалье пограничной ситуации, аномии, патологии,
неукорененности статуса, социальной дезинтеграции и дезадаптации. Дидактические
принципы обучения столкнулись с ограничением социального здоровья,
необходимостью социальной коррекции, реадаптации и реинтеграции в норму
общества. В итоге образование, выполняя функции социального института по
формированию социально-профессиональной структуры, смягчению социальной
напряженности и социопатологии, социальной мобильности и социального контроля,
воспроизводству статусных характеристик, одновременно транслирует
экзистенциальные цели, в том числе основы экзистенциального самочувствия
нетипичных обучаемых. Между тем именно нетипичная часть контингента имеет
устойчивую тенденцию к возрастанию. Непонятые, подвергнутые исключению и
дискриминации, нетипичные дети, по М.Мид, – это эволюционно наиболее
перспективная часть человечества, и несправедливость к ней убийственна для
общества, ведь оно само нуждается в идеях и образах, рожденных воображением
этих детей.
Предмет
социологии образования оказывается шире, чем мы привыкли думать: он расширяется
за счет социального исключения, дискриминации и аттитюдов нетипичности, уже
включенных в предмет социологии культуры, социологии нетипичности. Объект же
социологии образования пересекается с объектом социальной педагогики: обе науки
интересует человек в системе социального научения, синтеза социокультурной
поддержки и образовательного процесса в социальном пространстве культуры,
многообразии жизненного хронотопа, возможностей обучения. В поле проблем
социальной педагогики попадают социальные процессы нетипичности, практики
исключения и вместе с тем социально-терапевтические концепции и технологии.
Объект социальной педагогики – это дошкольная и школьная возрастные группы, не
имеющие сформированного социального статуса.
Другой
формой объекта социальной педагогики (и здесь он прямо входит в поле объектов
социологии образования) выступает сам процесс обучения подрастающего поколения,
при этом предполагается возрастное и социальное ограничение статуса. В этом
случае объект социальной педагогики мог бы совпадать с объектом общей
педагогики, однако более существенны оказываются различия в предмете. При
включении в проблемное поле социальной педагогики как научной дисциплины
анализа инвайронмента образования и самого учащегося, а также обратного
воздействия на эти процессы семьи, образовательных программ в системе
родительство – детство как средства социального научения возрастает роль
социально-педагогической теории и уникальной методологии на пересечении с
теориями социальной работы и социологии образования. Причем в прикладной своей
части формы и методы социальной педагогики одновременно становятся одним из
видов технологий социальной работы: работа вместе с клиентом по овладению
знанием, организации досуга, повышению конкурентоспособности и улучшению
оснований для самовыражения.
Утверждение
об объекте социальной работы как человеке страдающем детализируется
совокупностью контингентов без ограничения возрастной шкалы, но с ограничением
статусных характеристик. Англоязычная традиция, идущая из первых школ
социальной работы, опирается на ее социально-психологическое содержание. Позже
социальный институт обозначили как структуру для создания условий для
понимания, социальной поддержки, коррекции нетипичного индивида, как social
work. В своих публикациях [6] мы предлагали логическое пересечение объемов
традиционной педагогики и теории социальной работы, схематически выделяющее
объем теории социальной педагогики. В традиционной системе обучения наиболее
оригинально одаренные дети оказываются дезинтегрированными, отстающими, порой
выброшенными из школы на улицу, в асоциальные формы жизни или психологическое
подполье. Именно социальный инвайронмент учащихся артикулирует предмет
социальной педагогики, которая, в свою очередь, оказывается в определенном
смысле подсистемой социологии образования.
С
позиций профессиографии можно определить социального педагога в качестве
социального работника в образовательном учреждении. Основой подготовки такого
специалиста должна быть база подготовки социального работника, с сильным блоком
педагогического образования, чтобы новый специалист мог отвечать своему
назначению оказания компетентной помощи обучаемому и его семье, способствовать
гуманизации социокультурной среды обитания, повышению эффективности процесса
стабилизации и развития детей и подростков. Раскрытие профессиональной
деятельности такого рода специалиста возможно на основе системного подхода,
методология которого предполагает выделение в изучаемом объекте не отдельных
элементов, а системообразующих характеристик, определяющих внутреннюю природу и
качественное своеобразие деятельности, принципы построения образовательных
программ. Социально-педагогическая отрасль социологии образования интегрирована
самим объектом этой сферы социума.
В
итоге традиционная (классическая) педагогика имеет объектом контингент
дошкольных и школьных учреждений, имеет ограничение статуса возрастной шкалой и
аномией, в то время как объем содержания понятия социальной педагогики
символизирует совпадение части тех контингентов, которыми занимаются педагоги и
социальные работники. История образования знает немало примеров формирования
смежных дисциплин и профессий: геоботаника, культурантропология, философия естествознания,
социология культуры, социальная психология, экономическая социология. Ценности,
нормы культуры, нравственность создают атмосферу обращенности к человеческой
экзистенции, проникая в структуру целостного педагогического процесса,
обеспечивая его ориентацию на социокультурное развитие личностных ресурсов
будущих специалистов, социальную коррекцию и социокультурную терапию в
маргинальных, нетипичных ситуациях социального риска.
Теория
процесса обучения и воспитания личности, ответственной перед социумом и удобной
для общества, оказалась в ситуации необходимости смены стратегии поиска
ресурсов, спасения принципа социальной компетентности и конкурентоспособности
личности, ситуации ответственности института образования перед индивидом,
диалога и взаимодействия с дезадаптированными детьми, семьей, социальным
окружением. Социальная педагогика посредством технологических процедур способна
смягчить остроту социальной проблемы защиты детства в пределах социокультурного
инвайронмента.
Вслед
за теорией социальной работы социальная педагогика интегрирует социологические,
психологические, правовые, медицинские и культурофилосовские знания о человеке,
процессах его социализации, дезадаптации, девиациях. Эмпирическая ее часть
накапливает результаты анализа, статистики по всем нетипичным группам в когорте
обучаемых, а прикладная часть, основываясь на концептуальных принципах,
апробирует социальные технологии коррекции, развития, социального
конструирования. Оценивая показатели социально-педагогического процесса, мы
вторгаемся в сферу организационной культуры, технологий и критериев оценки,
эффективности процесса, полученных результатов.
Социально-педагогическая
деятельность носит характер социального смыслового действия в ситуации
нетипичности в инвайронментальном поле образовательной реальности. В результате
социальная педагогика несет в себе как бы двойные функции: педагогические и
социальные. По предмету анализа как научная дисциплина она совпадает с
классической педагогикой и теорией социальной работы не в тактическом, но в
стратегическом смысле. Социокультурный анализ нетипичности в качестве новейшей
школы социологии культуры дает возможность дополнительного теоретического
обоснования теории социальной педагогики в качестве теоретического ракурса
социологии образования.
Специфика
социальной педагогики в пространстве социальных проблем – изменение
образовательных программ, а в темпоральном аспекте – социальное обучение
молодежи, разработка специальных стратегий обучения. Упоминание андрогогики и
герогогики представляется здесь уместным с точки зрения разработки данных
стратегий и в дальнейшем продвижении по возрастающей шкале. Опираясь на принцип
ЮНЕСКО о непрерывном образовании, возможно применять его по отношению к
обществу в целом, а не только к молодым и юным. Социум XXI века мы ожидаем
увидеть средоточием солидарности всех социальных групп, всех членов общества,
независимо от их субъективных возможностей, ограничений, нетипичности.
Социальная педагогика выступает сегодня в качестве социологического синтеза образования,
традиционной педагогики, теории социальной работы, концепций нетипичности. |