Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> Философия >> Социальная педагогика в структуре социологии образования

Социальная педагогика в структуре социологии образования

Скачать в архиве Скачать

Социальная педагогика в структуре социологии образования

В.Н. Ярская

Социальная педагогика все активнее заявляет о себе в отечественных публикациях последних лет [1]. Исследования по инвайронментальной и повседневной социологии, теории социальной работы создали прецедент признания объекта педагогики как продукта социальных и личностных девиаций, маргинальности самого института образования. Жизненный путь объекта образовательного процесса предстал перед социологом не только в зеркале нормы, но и в зазеркалье пограничной ситуации, аномии, патологии, неукорененности статуса, социальной дезинтеграции и дезадаптации. Дидактические принципы обучения столкнулись с ограничением социального здоровья, необходимостью социальной коррекции, реадаптации и реинтеграции в норму общества. В итоге образование, выполняя функции социального института по формированию социально-профессиональной структуры, смягчению социальной напряженности и социопатологии, социальной мобильности и социального контроля, воспроизводству статусных характеристик, одновременно транслирует экзистенциальные цели, в том числе основы экзистенциального самочувствия нетипичных обучаемых. Между тем именно нетипичная часть контингента имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Непонятые, подвергнутые исключению и дискриминации, нетипичные дети, по М.Мид, – это эволюционно наиболее перспективная часть человечества, и несправедливость к ней убийственна для общества, ведь оно само нуждается в идеях и образах, рожденных воображением этих детей.

Предмет социологии образования оказывается шире, чем мы привыкли думать: он расширяется за счет социального исключения, дискриминации и аттитюдов нетипичности, уже включенных в предмет социологии культуры, социологии нетипичности. Объект же социологии образования пересекается с объектом социальной педагогики: обе науки интересует человек в системе социального научения, синтеза социокультурной поддержки и образовательного процесса в социальном пространстве культуры, многообразии жизненного хронотопа, возможностей обучения. В поле проблем социальной педагогики попадают социальные процессы нетипичности, практики исключения и вместе с тем социально-терапевтические концепции и технологии. Объект социальной педагогики – это дошкольная и школьная возрастные группы, не имеющие сформированного социального статуса.

Другой формой объекта социальной педагогики (и здесь он прямо входит в поле объектов социологии образования) выступает сам процесс обучения подрастающего поколения, при этом предполагается возрастное и социальное ограничение статуса. В этом случае объект социальной педагогики мог бы совпадать с объектом общей педагогики, однако более существенны оказываются различия в предмете. При включении в проблемное поле социальной педагогики как научной дисциплины анализа инвайронмента образования и самого учащегося, а также обратного воздействия на эти процессы семьи, образовательных программ в системе родительство – детство как средства социального научения возрастает роль социально-педагогической теории и уникальной методологии на пересечении с теориями социальной работы и социологии образования. Причем в прикладной своей части формы и методы социальной педагогики одновременно становятся одним из видов технологий социальной работы: работа вместе с клиентом по овладению знанием, организации досуга, повышению конкурентоспособности и улучшению оснований для самовыражения.

Утверждение об объекте социальной работы как человеке страдающем детализируется совокупностью контингентов без ограничения возрастной шкалы, но с ограничением статусных характеристик. Англоязычная традиция, идущая из первых школ социальной работы, опирается на ее социально-психологическое содержание. Позже социальный институт обозначили как структуру для создания условий для понимания, социальной поддержки, коррекции нетипичного индивида, как social work. В своих публикациях [6] мы предлагали логическое пересечение объемов традиционной педагогики и теории социальной работы, схематически выделяющее объем теории социальной педагогики. В традиционной системе обучения наиболее оригинально одаренные дети оказываются дезинтегрированными, отстающими, порой выброшенными из школы на улицу, в асоциальные формы жизни или психологическое подполье. Именно социальный инвайронмент учащихся артикулирует предмет социальной педагогики, которая, в свою очередь, оказывается в определенном смысле подсистемой социологии образования.

С позиций профессиографии можно определить социального педагога в качестве социального работника в образовательном учреждении. Основой подготовки такого специалиста должна быть база подготовки социального работника, с сильным блоком педагогического образования, чтобы новый специалист мог отвечать своему назначению оказания компетентной помощи обучаемому и его семье, способствовать гуманизации социокультурной среды обитания, повышению эффективности процесса стабилизации и развития детей и подростков. Раскрытие профессиональной деятельности такого рода специалиста возможно на основе системного подхода, методология которого предполагает выделение в изучаемом объекте не отдельных элементов, а системообразующих характеристик, определяющих внутреннюю природу и качественное своеобразие деятельности, принципы построения образовательных программ. Социально-педагогическая отрасль социологии образования интегрирована самим объектом этой сферы социума.

В итоге традиционная (классическая) педагогика имеет объектом контингент дошкольных и школьных учреждений, имеет ограничение статуса возрастной шкалой и аномией, в то время как объем содержания понятия социальной педагогики символизирует совпадение части тех контингентов, которыми занимаются педагоги и социальные работники. История образования знает немало примеров формирования смежных дисциплин и профессий: геоботаника, культурантропология, философия естествознания, социология культуры, социальная психология, экономическая социология. Ценности, нормы культуры, нравственность создают атмосферу обращенности к человеческой экзистенции, проникая в структуру целостного педагогического процесса, обеспечивая его ориентацию на социокультурное развитие личностных ресурсов будущих специалистов, социальную коррекцию и социокультурную терапию в маргинальных, нетипичных ситуациях социального риска.

Теория процесса обучения и воспитания личности, ответственной перед социумом и удобной для общества, оказалась в ситуации необходимости смены стратегии поиска ресурсов, спасения принципа социальной компетентности и конкурентоспособности личности, ситуации ответственности института образования перед индивидом, диалога и взаимодействия с дезадаптированными детьми, семьей, социальным окружением. Социальная педагогика посредством технологических процедур способна смягчить остроту социальной проблемы защиты детства в пределах социокультурного инвайронмента.

Вслед за теорией социальной работы социальная педагогика интегрирует социологические, психологические, правовые, медицинские и культурофилосовские знания о человеке, процессах его социализации, дезадаптации, девиациях. Эмпирическая ее часть накапливает результаты анализа, статистики по всем нетипичным группам в когорте обучаемых, а прикладная часть, основываясь на концептуальных принципах, апробирует социальные технологии коррекции, развития, социального конструирования. Оценивая показатели социально-педагогического процесса, мы вторгаемся в сферу организационной культуры, технологий и критериев оценки, эффективности процесса, полученных результатов.

Социально-педагогическая деятельность носит характер социального смыслового действия в ситуации нетипичности в инвайронментальном поле образовательной реальности. В результате социальная педагогика несет в себе как бы двойные функции: педагогические и социальные. По предмету анализа как научная дисциплина она совпадает с классической педагогикой и теорией социальной работы не в тактическом, но в стратегическом смысле. Социокультурный анализ нетипичности в качестве новейшей школы социологии культуры дает возможность дополнительного теоретического обоснования теории социальной педагогики в качестве теоретического ракурса социологии образования.

Специфика социальной педагогики в пространстве социальных проблем – изменение образовательных программ, а в темпоральном аспекте – социальное обучение молодежи, разработка специальных стратегий обучения. Упоминание андрогогики и герогогики представляется здесь уместным с точки зрения разработки данных стратегий и в дальнейшем продвижении по возрастающей шкале. Опираясь на принцип ЮНЕСКО о непрерывном образовании, возможно применять его по отношению к обществу в целом, а не только к молодым и юным. Социум XXI века мы ожидаем увидеть средоточием солидарности всех социальных групп, всех членов общества, независимо от их субъективных возможностей, ограничений, нетипичности. Социальная педагогика выступает сегодня в качестве социологического синтеза образования, традиционной педагогики, теории социальной работы, концепций нетипичности.


 

Анекдот 
Сейчас не всегда понятно или девушка обиделась и надула губы или это ботекс.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100