Филателия 1896-1912 годов как источник олимпийского
образования
В. Жохов, Комитет по физической культуре и спорту
администрации Раменского района, Раменское, Московская область
Олимпийская
филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление и
развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского
движения. В литературе основное внимание уделяется рекламному и коммерческому аспектам,
а образовательному и воспитательному - практически нет. Задача автора -
восполнить этот пробел.
Поводом
для издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые
проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах. Серия
марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф
постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол ", квадрига,
скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы
Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз
победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и
знаменитый памятник Акрополь).
Эскизы
марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в
Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер
Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в
Афинах профессор А. Своронас. Печатались марки в правительственной типографии в
Париже. Такое содружество привело к созданию не только предметов
декоративно-при кладного искусства, но и замечательных произведений
графического изобразительного искусства. Впервые на графических миниатюрах -
почтовых марках - было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки
поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как
ошибочно считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом,
филателия стала источником олимпийского образования с первого дня современных
Олимпийских игр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами
оплата всей корреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по
старому стилю) производилась только олимпийскими марками. После этого они были
лишены всех привилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными
марками. Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз. В то время ни одна
газета не могла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний,
почта доходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты. Информация
в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателии растянулась
на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийских игр 1896 года
в Греции выпускались марки только с изображени ем головы Гермеса. Новые сюжеты
олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермеса усилили эффект
зрительного восприятия - главного в изобразительном искусстве. Резкая смена
сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новых марок,
которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и о
современных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все это
позволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателия
была главным источником олимпийского образования.
Специальные
ручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствие
таковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. Игры были
лишь частью развлекательной программы выставок и представляли собой серию
отдельных соревнований, которые проводились в течение полугода.
В
1906 году исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этого
юбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К
Играм в Афинах была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которые
возвращают нас к Олимпиадам древности. Каждая миниатюра явилась репродукцией
древнегреческого произведения или воспроизводила сюжеты из древнегреческой
мифологии. Их оригиналы хранятся в музейных собраниях разных стран. На первых
двух марках изображен Аполлон, метающий диск. Этот сюжет взят с серебряной
тетрадрахмы острова Кос (455 г. до н.э.). На следующих двух марках изображен
прыгун с гантелями. Две миниатюры посвящены крылатой богине Нике. Один сюжет
взят с серебряной монеты города Тируни, а другой позаимствован у античного
произведения жанрового плана. Есть в серии и марки, мифологические сюжеты
которых хорошо известны. Это знаки почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двух
воспроизведен кульминаци онный момент одного из подвигов Геракла - похищение
золотых яблок из сада Гесперид. На третьей изображена борьба Геракла с Антеем в
Ливии. Три марки посвящены бегу на длинные дистанции. Рисунок перенесен с
панафинейской амфоры. Одна из миниатюр посвящена панкратио ну. Сюжет рисунка
взят с мраморной копии скульптуры IV века до нашей эры, хранящейся в галерее
Уффици (Флоренция). Сюжетом последней марки стала церемония жертвоприношения в
честь Игр. Эта серия значительно расширила знания о древнегреческих Олимпиадах.
Тиражи
марок были чуть больше и колебались от 102 500 до 4 505 000 экз. Согласно
Королевским указам с 25 марта 1906 года по 31 марта 1907 года на почте
принимались только марки олимпийской серии. На этот раз серия поступила в
почтовое обращение за 15 дней до начала Игр, что способство вало улучшению их
рекламы. Почта Греции использовала опыт применения специальных ручных штемпелей
на Всемирных выставках и впервые применила три таких штемпеля. Этими штемпелями
гасили корреспонденцию на стадионе, в Заппеоне и в одном из помещений Акрополя.
Как на марках, так и на штемпелях был текст "Олимпийские игры".
Штемпеля применялись в дни Игр, а в Заппеоне и в течение трех дней после них.
Марки использовались на почте активно до 1911 года и реже вплоть до 1919 года.
Информация об этих Играх в средствах печати очень скупа до сих пор, поэтому
можно утверждать, что главным источником информации снова была филателия.
Игры
IV Олимпиады прошли в рамках франко-британской выставки. Снова повторилась
картина Игр в Париже и в Сент-Луисе. Британская почтовая администрация
выпустила два круглых ручных специальных штемпеля выставки. Еще один штемпель с
текстом: "Стадион / франко-британская выставка" в обращение почему-то
не поступил. Несколько оттисков с датой 9 июля 1908 года хранятся в архиве
почтового ведомства Великобритании.
Очередные
Игры 1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм с
изображением стадиона и текстом: "Стадион / Стокгольм / Швеция /
Олимпийские игры / 29 июня - 22 июля 1912" и "Служащие стокгольмского
телеграфа адресуют всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января
1912" - были посланы как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швеции
на стокгольмском почтамте впервые использовался специальный машинный штемпель с
текстом: "Олимпийские игры в Стокгольме / 29 июня - 1912 - 22 июля"
на шведском и английском языках одновременно. В Гетеборге на корреспонденцию,
отправляющуюся в США и Канаду, ставили транзитный штемпель с рекламным текстом:
"Олимпийские игры/Стокгольм 1912/29 июня - 22 июля". Оба штемпеля применялись
с марта, что заранее давало информацию о предстоящих Играх. Рекламные штемпеля
в то время использовались редко и сразу же привлекали к себе внимание, а
наличие специального текста только усиливало его зрительное восприятие. Они
ставились на всю корреспонденцию, уходящую из этих мест. Особенно много
отправлений за несколько месяцев было с почтамта. В отделениях связи,
расположенных вблизи стадиона, применялись два ручных штемпеля с текстом:
"Стокгольм / стадион", а также наклейка для заказных отправлений с
аналогичным названием. Порядковый номер Олимпиады "V" впервые
появился на служебных почтовых конвертах Оргкомитета Игр. С мая 1910 года по
июль 1913 года секретариатом Оргкомитета было отправлено 87 676 таких конвертов
во многие страны мира. Несмотря на отсутствие выпуска марок информация об Играх
была большой и разносторонней. Филателия стала одним из ведущих источников
олимпийского образования.
Подводя
итоги, можно сказать, что филателия вместе с периодической печатью была
основным источником знаний об олимпийском движении в этот период. Филателия
способствовала нравственному и эстетическому воспитанию. В нравственном
отношении она воспитывала патриотизм, неравнодушие к событиям, происходящим в
стране, социальную активность, милосердие и т.д.
Как
предмет искусства марки формируют строй чувств и мыслей людей. В отличие от
газет и журналов филателистический материал является предметом
коллекционирования, который экспонируется на международных филателистических
выставках. С июля 1896 по октябрь 1912 года было проведено 17 выставок - в
Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Австрии.
Одна из них прошла в 1900 году, в период проведения Игр II Олимпиады. Сюжеты
марок давали людям возможность приобщаться к историческому и национальному опыту
греков, далеко отстоящему от них эпохально и географичес ки. Информация,
переданная на языке филателии, более общедоступна, легче, чем словесная
информация, усваивается другими народами. |