О некоторых постоянно действующих факторах в
современной спортивной тренировке
Доктор педагогических наук, профессор Цв. Желязков,
Национальная спортивная академия, София
Поводом
для написания настоящей статьи явилось любезное приглашение редколлегии журнала
"Теория и практика физической культуры" к участию иностранных
специалистов в дискуссии по проблемам спортивной тренировки.
Проблема,
на которой я останавливаюсь, имеет отношение к некоторым положениям в статье Ю.
Верхошанского (1998, № 2), которые, как мне кажется, не представлены в духе
наилучших традиций научной критики.
Прежде
всего ошибочно рассматривать концепцию Л.П. Матвеева о "периодизации"
как целостную теорию спортивной тренировки. Не принимаю суждения, что она
сыграла отрицательную роль в сфере высшего спортивного мастерства. Блестящие
достижения спортсменов бывшего Советского Союза категорически опровергают эту
точку зрения. Эмоциональные заключения, что теория периодизации построена на
"примитивной методологии" и "схоластической демагогии",
также вызывают недоумение. Ни в коем случае нельзя утверждать, что кризис в
циклических видах спорта и потеря передовых позиций в отдельных дисциплинах
легкой атлетики также основаны на "злополучной" теории периодизации
Л.П. Матвеева.
В
связи с этим позволю себе обратить внимание на некоторые постоянно действующие
факторы в современной спортивной тренировке, которые лежат в основе высоких и
стабильных спортивных результатов.
Известно,
что развитие теории и методики спортивной тренировки в историческом плане
неразрывно связано с возрастающими социальными функциями спорта в современном
обществе. Один ретроспективный анализ подготовки и участия элиты мирового
спорта в олимпийских, мировых, европейских и других крупных соревнованиях
показывает, что современные рекордные достижения в спорте являются конечным
результатом совокупной интеллектуальной и физической энергии широкого круга
специалистов, материализованной в учебно-тренировочном процессе.
Отсюда
следует, что интеллектуализация спортивной тренировки является центральным и
доминирующим фактором спортивного достижения в современной системе спортивной
подготовки.
Высокая
эффективность этого фактора обуславливается рядом его частных компонентов:
-
возрастающим взаимодействием и взаимным проникновением различных научных
дисциплин: физиологии, психологии, биомеханики, биохимии, педагогики и многих
других;
-
интенсивным внедрением современной тренажерной, телеметрической и
электронно-вычислительной техники;
-
универсализацией научных методов (прежде всего математизацей
научно-исследовательского процесса);
-
методологической ролью таких интегральных наук, как кибернетика, теория систем,
теория информации и др.
Именно
такая двусторонняя связь спорта с наукой и техническим прогрессом обеспечивает
качественно новую характеристику современной спортивной тренировке.
В
отличие от сферы материального производства, где интеллектуализация облегчает
или полностью устраняет физический труд, в спорте она приводит к его
интенсификации. С повышением спортивного мастерства увеличивается и число
факторов, определяющих рекордные достижения, а вместе с тем и экстремальные
требования к физическим и психическим усилиям спортсменов. Это выдвигает
проблему допустимых границ тренировочных и соревновательных нагрузок (по
величине, характеру и направлению), а также связанные с ними проблемы
психологического, нравственного характера и состояния здоровья.
Анализ
ведущих систем подготовки в спорте показывает, что в сфере тренировочных
воздействий выделяются некоторые факторы особой значимости для спортивного
результата.
Возрастает
значение взаимосвязи между двумя основными принципами спортивной тренировки:
"адекватность и целесообразность тренировочных нагрузок" и
"единство общей и специальной подготовки". Это выводит на передний
план ряд приоритетных задач методики тренировки:
-
систематическую и целенаправленную работу по максимальному развитию тотальной
функциональной работоспособности организма. В это понятие включены три
органически связанных компонента человеческой моторики: аэробные, силовые и
скоростные возможности (в соответствующих пропорциях, в зависимости от
специфики двигательной деятельности);
-
научно обоснованную технологию для максимальной эффективности использованных
средств и методов, формирующих тотальную работоспособность;
-
максимальную трансформацию функциональных возможностей в соответствующей
двигательной структуре, то есть высокий коэффициент полезного действия
технического мастерства.
Высокий
уровень тотальной функциональной работоспособности организма представляет собой
материальную (биоэнергетическую) основу для системной, высокоинтенсивной
подготовки и участия в соревнованиях, которые предлагает современный спортивный
календарь. В этом отношении типичным примером могут служить соревнования
олимпийской программы, которые для отдельных видов спорта продолжаются по 10-12
дней; соревнования в Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной
хоккейной лиге (НХЛ), где играют по 90-100 встреч в течение 6-7 месяцев,
непрерывно путешествуя на фоне огромного физического и психического напряжения;
турниры по теннису, в которых спортсмены играют матчи ежедневно в продолжение
3-4 ч, не снижая эффективности игры. Подобные нагрузки характерны и для
спортивной гимнастики, гребли, борьбы и многих других видов спорта. Именно это
определяет ведущую роль специализированной базовой подготовки, без которой
невозможно технико-тактическое совершенствование.
Наступают
качественные изменения в периодизации спортивной тренировки, то есть в
структуре и содержании тренировочного процесса во времени.
Классическая
установка, что в основе периодизации лежит фазовый характер развития спортивной
формы, не потеряла своего принципиального значения, но в технологии ее
моделирования и управления произошли серьезные качественные изменения. Это
связано с рядом объективных причин:
-
коммерциализация спорта предлагает спортсменам различные материальные и
моральные стимулы, которые направляют их действия в избирательном участии в
различных по рангу спортивных соревнованиях;
-
накопленный теоретический и практический опыт при изучении ряда механизмов
адаптационного процесса (преимущественно в медико-биологическом и
психологическом плане) помогает в нахожденнии эффективных средств и методов
продолжительного поддержания тренированности и на этой основе - более гибкие
формы для достижения или временной потери спортивной формы;
-
профессионализация тренировочной и соревновательной деятельности внесла ряд
коррективов в режим спортсменов, соответственно в структуру и содержание
макро-, мезо- и микро-циклов (особенно последних). В результате этого налицо
ярко выраженная дифференциация планирования и управления спортивной
тренировкой, в зависимости от специфики каждого вида спорта.
Повышается
роль целенаправленной и продолжительной мотивировки для подготовки к
соревнованию и участия в нем, мобилизующей все физические и моральные усилия (и
лишения) во имя высокой цели - высшего спортивного достижения и победы.
Успешное формирование этого фактора зависит от ряда объективных и субъективных
предпосылок:
-
наличия благоприятной социальной среды для оценки и стимулирования
(материального и морального) этих усилий - результат увеличивающейся
социализации спорта в современном обществе;
-
разработки специализированных средств, методов и форм воздействия на
интеллектуальный, волевой и эмоциональный мир спортсмена соответствующими
специалистами (психологами, социологами, медиками и др.), что приводит к его
стабильному поведению и реакциям в экстремальных условиях тренировки и
соревнований;
-
повышения общей и специальной культуры спортсмена как предпосылки для
сознательной сильно мотивированной самоподготовки и самоконтроля вне тренировки
и состязания.
Формирование
продолжительной и эффективной мотивировки связано с рядом новых функций
большого спорта. До недавнего времени ведущими в этом отношении были
идеологические и политические мотивы, жертвами которых стали Олимпийские игры в
Москве в 1980 г. и Лос-Анджелесе в 1984 г. Наступившие положительные изменения
в международных отношениях выводят на передний план престижные, воспитательные
и интегративные функции спорта.
Системный
подход к процессу становления спортивного мастерства в последние годы позволил
вникнуть не только в структурную сложность внешнего воздействия, но и в
динамику и характер утомления и восстановительных процессов и конкретнее - в
рациональное использование вещественных, энергетических и информационных
ресурсов организма. Этим были созданы необходимые научно-методические
предпосылки для построения современных систем восстановления как существенного
фактора высоких спортивных достижений.
В
основу этих систем заложен ряд принципиальных установок, которые определяют как
средства, способы и формы восстановления, так и рациональное построение
тренировочных занятий во времени.
Известно,
что динамика восстановительных процессов, независимо от вида раздражителя,
имеет логистический и гетерохронный характер, то есть восстановление и
сверхвосстановление (суперкомпенсация) различных функций организма не
происходит одновременно и линейно. В этом случае приложение
"классических" принципов нагрузок (каждое последующее занятие
выполняется в фазе повышенной работоспособности) резко ограничивает количество
созидательных тренировок и понижает эффективность тренировочного процесса.
Системные
исследования процесса утомления раскрыли сложный механизм этого явления и роль
ведущего звена, которое вызывает дискоординацию функционирования различных
органов и систем. Перенос тяжести в следующих занятиях на другие факторы
работоспособности (которые восстановились скорее) дает возможность увеличить
количество тренировок с более созидательным эффектом.
Из
изложенного следует, что система восстановления в современной спортивной
тренировке должна быть построена на строго научной основе, с учетом
закономерностей и механизмов адаптационного процесса. Это подчеркивает
доминирующие тенденции в технологии рассматриваемой деятельности:
-
возрастает значение комплексного восстановления, которое включает широкий
диапазон спортивно-педагогических, физикальных, психологических,
медикаментозных средств, методов и форм ускорения восстановительных процессов
во время или непосредственно после тренировки или соревнования, а также для
профилактики и лечения травм и заболеваний;
-
совершаются качественные изменения в технологическом обеспечении системы с
помощью современной (преимущественно портативной) аппаратуры и хорошо
оборудованных кабинетов, что гарантирует тщательную диагностику и эффективный
восстановительный процесс;
-
совершенствуется методика дифференцированного восстановления в непосредственной
связи с тренировочными занятиями и соревнованиями. С этой целью широко
используются спортивно-педагогические, психологические и медикаментозные
средства в рамках так называемых восстановительных, тонизирующих и
состязательных микроциклов.
Одним
из главных критериев эффективности каждой тренировочной системы является
уровень контроля основных факторов спортивного достижения. Без сомнения, это
подсистема, в которой в последние годы отмечен значительный прогресс. Именно
здесь сфокусирована большая часть научно-прикладных достижений отдельных наук:
электроники, биомеханики, биохимии, компьютерного моделирования и многих
других.
По
сути, контроль включает в себя три органически связанные д=еятельности:
измерение, оценку и оптимизацию постоянно действующих факторов на спортивное
достижение. Эффективность этой деятельности в современных системах спортивной
подготовки определяется прежде всего их организационным, технологическим и научно-методическим
обеспечением.
В
научной организации контроля на передний план выходят следующие виды
деятельности:
-
создание специализированных звеньев для оперативного, текущего и этапного
контроля (исследовательские и прикладные институты, специализированные
лаборатории, профилированные кабинеты и др.) в соответствии с
материально-техническим и кадровым обеспечением;
-
создание необходимой координации и оперативного взаимодействия этих звеньев с
органами, которые осуществляют тренировочный процесс: тренерами, клубами,
федерациями.
-
организация эффективного контроля по выполнению принятых решений о радикальных
коррекциях в системе тренировочных воздействий.
В
техническом обеспечении контроля главное внимание сосредоточивается на трех
основных направлениях:
-
техническом оборудовании для комплексного (этапного) контроля в стационарных
условиях. По существу, это аппаратурные комплектации для интегральной оценки
морфофункционального статуса и психического состояния спортсмена, некоторые
основные биомеханические компоненты моторики и т.д.;
-
техническом оборудовании для текущего контроля в полевых условиях: подвижные
лаборатории с портативным обеспечением и специализированные кабинеты на
тренировочных базах;
-
техническом оборудовании для оперативного контроля (в процессе самой
тренировки), включающем телеметрическую аппаратуру для контроля
кардио-респираторной системы, лактат-анализаторов для экстренной оценки
продуктов метаболизма, видеоаппаратуры для контроля за спортивной техникой и
т.д.
В
научно-методическом обеспечении контроля центральное место занимает нормативная
база для оценки и оптимизации основных факторов спортивного достижения. Ее
практическая стоимость определяется наличием следующих компонентов:
-
системы высокоинформативных тестов и показателей для комплексной или
дифференцированной оценки состояния спортсмена на различных этапах спортивной
подготовки;
-
надежных математико-статистических методов для обработки первичной информации и
соответствующих критериев для оценки достоверности полученных результатов;
-
оценочной системы степени исследованных факторов или их отдельных компонентов
(шкал, таблиц, номограмм и др.);
-
оптимизационных моделей повышения эффективности тренировочного процесса путем
выборного воздействия на различные факторы спортивного достижения.
Анализ
мирового опыта в последние годы показывает, что и в трех направлениях контроля
в качестве ключевой подсистемы в современной спортивной тренировке отмечается
исключительный успех. Достаточно отметить создание новых специализированных
институтов для "научно-тренировочных исследований" - в Калгари,
Канберре, Колорадо-Спрингсе, Пекине, преобразование бывшего Лейпцигского
исследовательского института в "Центральный научный институт тренировки и
ее приложения" и много других.
В
случае принятия положения, что постоянно действующие факторы в современной
спортивной тренировке органически связаны с наукой и техническим прогрессом,
логически возникает вопрос, до какой степени специалисты в этой области могут
использовать их продукты: компьютеры, эргометрические комплектации, современные
исследовательские методики, информационные системы и т.д. А также до какой
степени они, превращаясь в субъекты этого процесса, в состоянии предложить
новые идейные проекты и практические решения для развития в близкой и более
отдаленной перспективе. Для этого необходимо выйти из круга узких практических
знаний о конкретном виде спорта и дисциплине. Выход из этих рамок должен
произойти путем единства дифференциации и интеграции познавательного процесса.
Дальнейшее углубление и расширение специализированных знаний о спортивной
тренировке немыслимо без знакомства с проблемами биоэнергетики, биомеханики,
эргометрии, функциональной диагностики, количественного анализа и моделирования
сложных явлений и процессов.
Это
ни в коем случае не подменяет, а обогащает теоретико-методологические основы
спортивной тренировки как сложного многостороннего педагогического процесса в
экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности. |