Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> Физкультура и спорт >> Основные периоды и этапы в развитии отечественной истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины

Основные периоды и этапы в развитии отечественной истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины

Скачать в архиве Скачать

Основные периоды и этапы в развитии отечественной истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины

Доцент Н.Ф. Кулинко Оренбургский государственный педагогический университет

Современность - переходя от господства одной официальной методологии (учения о методе историко-педагогических и других научных исследований) к философскому, гносеологическому плюрализму - обостряет проблемы историко-педагогических исследований. Среди различных точек зрения историков на современном этапе развития России есть и такие (как и до, и после Октября 1917 г.), по которым утверждается необходимость разрушения "до основания" всего советского физкультурного движения. Даже в предисловии к учебнику по отечественной истории отмечается, что мы не знаем и не можем дать научных объяснений, якобы порожденных почти 70-летней фальсификацией отечественной истории" [7, с. 5].

Одной из существенных закономерностей развития отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как учебной дисциплины является приобретение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспекте социально-экономических отношений. Вместе с тем, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная дисциплина воздействовала и воздействует на практическую деятельность в подготовке специалиста - "Педагога по физической культуре и спорту" с конкретным его уровнем знаний в аспекте историко-гуманистического потенциала.

В контексте становления личности-педагога ИФКиС способствует осознанию личностной и социальной значимости своей профессии, овладению конкретным мировоззрением, дидактикой (теорией образования и обучения - комплексом принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления и самоуправления образовательным процессом). В контексте же отечественной истории от становления до совершенствования научно-методических основ ИФКиС как учебной дисциплины "пройден путь" по шести этапам (1-й - вторая половина XIX в., 2-й - начало ХХ в., 3-й - 1917-1929 гг., 4-й - 30-50-е гг., 5-й - 1951-1990-е гг., 6-й - 1991-н/в), у которых неоднозначная интерпретация в аспекте методологии. На этом "пути" не менее 4 раз изменены содержание, характер и направленность профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту.

Особо хотелось бы сказать вот о чем. Нам сравнительно легко утверждать "абсолютные истины" в исторических событиях с высоты 100-летнего юбилея возрождения Игр Олимпиад, открытия курсов П.Ф. Лесгафта (1837-1909) и осуждать тех, кто активно не участвовал или с иронией отзывался о деятельности французского гуманиста-пацифиста, барона Пьера де Кубертена (1863-1937), в том числе и "перво-проходцев" отечественного физкультурного образования.

Давайте будем разбираться и попробуем понять тех, кто первым популяризовал физическую культуру "для всех" или "спорт для всех", а потом поставим вопрос: что бы делал ты, я (мы - современники) тогда, в то время, на том конкретном этапе, когда Россия не принимала участия в Играх Олимпиад? Почему итоги физкультурного движения наши предшественники и современники оценивают по-разному? Почему (именно в России) так, а не иначе?

1. Становление и первоначальное развитие ИФКиС как учебной дисциплины

Содержание ИФКиС как учебной дисциплины со второй половины XIX века, формы и методы ее преподавания характеризуются целым рядом признаков, конкретными фактами до и после мировых войн в 1914-1918 и 1939-1945 гг. На 1-м этапе (вторая половина XIX в.), когда стали определять эклектические сведения об исторических знаниях по физической культуре, способствующие обладанию научно-гуманистическим мировоззрением, П.Ф. Лесгафт обосновал три периода эволюции "физического образования". Именно как образовательный процесс Лесгафт использовал историко-гуманистический потенциал "физического образования" [11, 12].

Значительное влияние на становление и первоначальное развитие ИФКиС оказали "роковые войны" России (Крымская, Русско-Японская, Перва мировая и гражданская войны), которые способствовали конкретизации альтернативного учебного материала, определению эклектических сведений об исторических военно-прикладных знаниях и способностях в физической подготовке с древнейших времен, уничтожению партией большевиков организованной политической оппозиции в системе факторов, определявших в то время образование и развитие человека. Это отражено в работах отечественных и зарубежных авторов [4, 5, 10, 15 и др.]. Гуманистический, социально-культурный потенциал Игр Олимпиад неоднократно и неоднозначно отмечался авторами в правительственной и неправительственной периодической печати.

В "Журнале Министерства народного просвещения" (издавался со второй половины 30-х годов XIX в. до 1917 г.) были опубликованы одна из первых работ об олимпизме [9] и ряд статей о физическом воспитании и вневойсковой физической подготовке молодежи. Впервые термин "физическое воспитание" был введен Н.И. Новиковым (1744-1818), концепция которого противостояла внутренней политике Екатерины II (1729-1796). Но в другом, правительственном, издании ("Педагогический сборник", издавался с 1864 по 1918 г.) было опубликовано почти в 2 раза больше альтернативных научно-методических материалов по военно-физической подготовке.

На 2-м этапе становления и первоначального развития ИФКиС как учебной дисциплины с 1896 по 1917 г. значительно возросло число издательств, печатавших научно-методические материалы о физической культуре. Достижения их известны далеко за пределами России, которая стала одним из мировых центров спортивной науки. Отечественные и зарубежные авторы печатали различные материалы о физической культуре в старейших газетах ("Санкт-Петербургские ведомости", "Московские ведомости" и др.) и популярнейших журналах ("Отечественные записки", "Русское богатство", "Вестник Европы" и др.).

Издательские фирмы до Первой мировой войны стремились к многовариантному представлению научно-методических материалов по ИФКиС. Известно, что в англосаксонских странах континентальной Западной Европы термин "физическая культура" используется весьма ограниченно. В понимание учеными-россиянами термина "физкультура" ("физическая культура") входили "гимнастика из-за границы" (немецкая, шведская, французская и др.), в том числе военно-физическая подготовка и "физическое образование", воспитательно-оздоровительные спортивные праздники и подготовка к ним.

В ряде регионов России в конце XIX и в начале ХХ в. возросла роль физической культуры как социального фактора, который символизирует для учащейся молодежи воспитательно-образовательные традиции, прославляя вечность жизни, чистоту помыслов, нетленность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например, в "Вестнике воспитания" (1890-1917) в этом аспекте было опубликовано около 80 работ врачей-гуманистов Е.А. Покровского (1834-1895) и Е.М. Дементьева (1850-1918) по проблемам развития народных и подвижных игр.

В оригинальном двухтомнике "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" и других работах Лесгафта отражены и мотивационно-ценностная сфера физкультурного образования, адекватные способы поведения в профессиональной деятельности. Лесгафт создал в год проведения I Олимпиады уникальную для этого времени Высшую женскую школу с преподаванием ИФКиС на принципах гуманизма, органично подводя своих учениц к глубоким философским обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально важных ценностей.

П.Ф. Лесгафт впервые в отечественной и мировой практике (см. 1-ю и 2-ю части "Отчета" за границу в 1875, 1876 гг. под общим названием "Приготовление" учителей гимнастики в государствах Западной Европы"; "Инструкцию для преподавателей гимнастики", "Программу по измерению воспитанников военных гимназий" и приложение к ней "Наставление для измерения воспитанников", 1879; 1-й том "Руководства" и др.) доказал, что уровень "Физического образования" детей школьного возраста неотделим от системы образования в любом обществе и ценностей в общественном сознании; он отмечал, что движущей силой социально-экономического и технического прогресса является наука, и рекомендовал зарубежные командировки будущим ученым, учителям в лучшие вузы и образовательные школы.

В работах А.Д. Бутовского (1838-1917), Г.А. Дюперрона (1877-1934) и других также рассматривалось социально-гуманистическое понимание физической культуры. Бутовский организовал в 1890 г. курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрывал в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи. Высоко оценивая роль учебной литературы в образовании, Бутовский отмечал в своей работе "Новые методы в воспитании" [2] "книгоненавистничество", принявшее в то время характер известного направления в педагогике. К сожалению, это "направление" сохраняется по настоящее время.

Один из членов-учредителей Международного олимпийского комитета (1894), Бутовский, вышел из его состава в 1900 г., не добившись создания в России национального олимпийского комитета. Российского императора, как и германского, не интересовали возрождаемые олимпийские идеи. Только в марте 1911 года был основан Российский олимпийский комитет, председателем которого стал В.И. Срезневский (1849-1937), ответственным секретарем - Дюперрон, которого считают первым спортивным журналистом-международником [9, с. 169].

Необходимо отметить, что научных исследований об историко-гуманистическом потенциале физической культуры (с учетом трудностей в экономике и политике) и на 1-м, и на 2-м этапах развития ИФКиС как учебной дисциплины не было. После русско-шведской выставки в 1909 году под девизом "Здоровый дух в здоровом теле" в зарубежной прессе были опубликованы отрицательные рецензии на экспонаты (стенды с наглядными пособиями, книгами "Русское потешное войско", "Русский скаутизм", "Скаутизм в России" и др.). Это способствовало тому, что после 1912 года не стали проводить смотры в "потешных" дружинах. В целом же в период становления и первоначального развития ИФКиС как учебной дисциплины материалы об Играх Олимпиад ни в одном вузе России представлены не были. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не учились даже в начальной школе, а государство тратило на образование каждого жителя России в среднем 80 копеек в год (для сравнения - в США почти во всех штатах около 10 рублей).

В годы Первой мировой и гражданской войн "уровень физического воспитания подрастающего поколения" был в критическом положении. В исторической литературе недостаточно представлены проблемы развития физического воспитания учащейся молодежи и в первые годы Советской власти [4, 5 и другие работы]. На эмпирическом уровне в ряде регионов России после Октября 1917 года в издательствах "белых" и "красных" популяризировались основы научного направления (этногенеза), и после окончания гражданской войны были опубликованы труды специалистов этнопедагогики в нетривиальных вневойсковых и допризывных аспектах, спортивно-игровых и военно-технических видах подготовки молодежи. Авторы же историко-педагогических исследований (Г.А. Дюперрон, А.А. Чалов-Шимон и др.) и на 3-м этапе (1917-1929 гг.) развития ИФКиС недостаточно внимания уделяли эволюции физического воспитания и спорта среди учащейся молодежи.

В годы гражданской войны и в 20-е годы уровень физической подготовленности учащейся молодежи и качество знаний о физкультуре в образовательных учреждениях были на низком уровне. В программах же всеобщего военного обучения и по физическому воспитанию различных типов общеобразовательных школ по инициативе А.В. Луначарского, Н.И. Подвойского, Н.А. Семашко и других учебный материал практических занятий дополнялся основами теоретических знаний, а в управленческих структурах создавались отделы воспитательной работы. Правительство РСФСР 1-го декабря 1920 года утвердило Московский "инфизкульт" как высшее учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомздрава. С 1925/26 учебного года институт перешел на 4-летний срок обучения и в учебных планах ИФКиС стала самостоятельной дисциплиной. На последний "исторический факт" (как и на другие отмеченные нами) не "обращали внимания" авторы, исследовавшие "советское прошлое" [6, 18, 20].

2. Совершенствование научно-методических основ ИФКиС как учебной дисциплины

Начало 4-го этапа (с 1929 по 1951 г.) в развитии ИФКиС как учебной дисциплины обусловлено возрастанием роли спорта и созданием программно-нормативных основ физического воспитания - Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО и Единой Всесоюзной спортивной квалификации [1, 8, 13 и др.]. Следует отметить, что и на этом этапе политико-экономических кризисных "ситуаций" было предостаточно. Культ Сталина насаждался самим генсеком, его окружением (К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков и др.), которое непосредственно в ЦК партии большевиков стало координировать физкультурное движение. Культ - слепая вера, обожествление и преклонение, а это характерные черты религиозного осознания, неприемлемого для олимпийских идеалов, олимпийского движения, в котором через 4 года вновь и вновь "выясняется" олимпийский чемпион.

Совершенствование же научно-методических основ ИФКиС как самостоятельной учебной дисциплины началось в условиях формирования административно-командной системы управления физкультурным движением, однозначной официальной методологии, специфической физкультурно-спортивной пропаганды достижений в строительстве социализма, "выхода" советских спортсменов на широкую международную арену [1, 6, 13, 14, 16 и др].

30-60-е годы, по нашему мнению, были самыми плодотворными в развитии ИФКиС как учебной дисциплины. Во-первых, на этом этапе (с 1929 года "коренного перелома" до признания Международным олимпийским комитетом в мае 1951 года советского физкультурного движения) стали функционировать большинство отечественных физкультурно-образовательных учреждений и на ИФКиС как учебную дисциплину планировалось почти в два раза больше часов, чем на современном, 6-м, этапе (с 1991 г.). Во-вторых, студенты и выпускники физкультурных учреждений не сомневались в том, что будут работать по специальности. В-третьих, мировое сообщество восхищалось нравственными поступками наших соотечественников, их достижениями в спорте. Известно, что во времена "хрущевской оттепели" и "брежневского застоя" достижения советских спортсменов даже в странах народной демократии воспринимались неоднозначно.

Для второго периода в развитии ИФКиС как учебной дисциплины характерно и то, что с 50-х годов в педвузах вновь стали "соединять" данную дисциплину с другими учебными дисциплинами. Однако, как и до 30-х годов, специфичность научно-методической мысли, и не только в центральных вузах, определялась российской философией, отличие которой от западной философии - в понимании человека, смысла его жизни; неразрывном взаимодействии с историей, литературой и политикой - с жизнью. Вместе с тем в научно-методических работах "советского прошлого" акцент делался на "комвоспитании", "кризисных ситуациях", "борьбе" со старым, "загнивающим" капиталистическом миром", революционном преобразовании мира, и иное видение исторических процессов не допускалось, а произведения авторов (историков и философов), которые критически оценивали учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, были под запретом.

В начале 4-го этапа развития ИФКиС как учебной дисциплины Президиумом ЦИК СССР утверждено положение о ВСФК как высшем государственном органе управления физической культурой. С переходом физкультурных институтов в ведение ВСФК Центральный научно-исследовательский институт физической культуры стал головным научно-методическим учреждением и по ИФКиС. Однако защита первых диссертаций происходила в Московском и Ленинградском "инфизкультах".

Учебные и научно-исследовательские институты как основные в то время научно-методические центры, определяли циклы гуманитарных дисциплин и готовили для союзных республик кадры высшей квалификации, которые консультировали лекторский общественный актив с отрицательным отношением к Играм, возрожденным по инициативе Кубертена.

С внедрением в практику физкультурно-спортивного движения комплекса ГТО были переосмыслены теоретические основы физического воспитания для нефизкультурных учебных и внешкольных учреждений, преодолено негативное отношение к спорту как к "буржуазному феномену", к "болезненной невосприимчивости" людей, обладающих иммунитетом против спортивно-педагогической деятельности, в которой могут быть и неопределенные категории (безобразное - прекрасное, добро - зло, вред - польза, истина - ложь, жестокость - сострадание и др.).

Важным событием в системе Наркомпроса было создание по инициативе Н.К. Крупской Советов по внешкольной работе, в ведении которых были и детские спортивные школы. В дальнейшем подобные Советы и отделы по физкультуре и спорту были созданы почти во всех ведомствах, издательствах и журналах. Около половины четвертой страницы в некоторых газетах посвящалось спорту. Издательство "Физкультура и спорт" выпускало свыше 50% по тиражам и около 40% - по количеству названий от всей спортивной литературы страны. Издательство "Новая Москва" печатало ежемесячный общественно-педагогический журнал "Вестник просвещения", пропагандировавший достижения педагогов, опыт работы школ по данным Центральной педагогической лаборатории Московского отдела народного образования (ОНО); издательство "Молодая гвардия" - журналы "Барабан" (для сельских и национальных начальных школ), "Пионер", "Вожатый" и книги по физической культуре. Но в журналах "Вопросы просвещения" - органе Северо-Кавказского краевого ОНО, "Просвещение" - органе Ленинградского областного Союза работников просвещения, "Уральский учитель" - органе Уральского ОНО и Уралпроса, "Просвещение Сибири" - органе Сибирского крайОНО и Сибиркрайпроса почти не печатали материалов о физкультуре.

В соответствии с решениями ХV съезда партии о необходимости усиления борьбы на идеологическом и культурном фронтах определилась концепция, согласно которой в научно-методических основах ИФКиС особое значение имел вывод о возрастающей силе обратного воздействия школы и педагогического вуза на условия жизни общества; на то, что- бы, по Ленину, "все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали". Физическая культура рассматривалась как орудие "комвоспитания" (см.: Экскурсии и туризм - необходимое орудие комвоспитания: Методическое письмо. - М. - Л.: ОГИЗ, 1931; объяснительные записки общеобразовательных школьных программ по физическому воспитанию и др.).

Непреходящее методологическое значение имели вопросы всеобщего обучения, "охвата" работой по новым, "типовым учебным планам" всей учащейся молодежи. Последовательно проводились в жизнь ленинские указания о выравнивании уровней культурного развития народов, об оказании помощи в сфере ФКиС народам ранее отсталых национальных окраин Российской империи. Так, все расходы на просвещение с 1929 по 1937 год возросли в РСФСР менее чем в 12 раз, в Киргизии же - в 26, а в Таджикистане в 84,3 раза. На базе окрепшей экономики к 1939 году неграмотность среди взрослого населения была практически ликвидирована. Но на содержание и идейную направленность научно-методических основ ИФКиС как учебной дисциплины влияла возросшая опасность войны.

В трудные годы Великой Отечественной войны специалисты ФКиС сражались за Родину, и многие из них не вернулись с полей сражений. Еще шла война, а в 1944 г. во вновь открытых высших и средних физкультурных учебных заведениях гуманитарные дисциплины, как правило, преподавали те, кто с оружием в руках защищал Родину, и ведущую роль в накоплении исторических знаний, на базе которых осуществлялось преподавание ИФКиС, занял ГЦОЛИФК. В диалектическом единстве науки и практики важную роль сыграл сложившийся еще в дореволюционной России, но приобретший новое звучание принцип единства воспитания и образования. На основе этого принципа в педагогических вузах определились основные тенденции для формирования специфических знаний, которые и в 20-30-е годы не противоречили идеалам олимпизма, но, как уже отмечалось, в силу внутренних и внешних условий отношение к Играм Олимпиад было неблагоприятным.

В итоге после Великой Отечественной войны некоторые специальные научно-методические проблемы ИФКиС как учебной дисциплины до "выхода" отечественных спортсменов на широкую международную арену либо были вовсе не подняты (современный олимпизм и его идеалы, социально важные ценности), либо находились в стадии начальной разработки (история международного спортивного движения и достижения спортсменов в олимпийских видах спорта).

Отмеченные тенденции с 50-90-х годов для педагогической подготовки студентов имели большое теоретическое значение: определение конкретного содержания программного материала в физкультурных и нефизкультурных вузах с ориентацией личности на такую общечеловеческую ценность, как спортивно-педагогическая деятельность; установление периодов (этапов) и закономерностей физкультурного движения, места и роли физической культуры в экономической и общекультурной жизни; формирование жизненно важных и социально значимых ценностей в процессе физического воспитания, олимпийского образования в аспекте аксиологического (ценностного) подхода.

На наш взгляд, все это помогло бы учителям школ, преподавателям средних специальных и высших учебных заведений оптимально и наиболее полно реализовать методику исследовательского подхода к освоению историко-гуманистического потенциала, формировать навыки самостоятельного овладения знаниями и тогда, когда уже по учебному плану закончена педагогическая практика. Новая образовательная политика позволяет создателям учебно-методических комплексов раскрывать гуманистические принципы формирования личности с решением двуединых задач. С одной стороны, студент - пользователь учебно-методического комплекса - усваивает соответствующий объем знаний. С другой стороны - он получает возможность в конкретном образовательном учреждении на педагогической практике осуществлять самоопределение своих учеников на основе культурологических, нравственно-эстетических, общечеловеческих норм и действительных ценностей - основания для общеобразовательных решений.

На современном, 6-м, этапе (с 1991 г. по н/в) развития ИФКиС как учебной дисциплины возросла роль образовательного туризма, но в системе физкультурного образования и в структуре спортивных наук эта учебная дисциплина не взаимосвязана с идеей культурно-гуманистической доминанты, накопления учащейся молодежью знаний в историческом аспекте, а в развитии ИФКиС "наметилась недооценка" и в педагогическом, и в мировоззренческом значении [17, с. 43]. Гуманитарное образование убыстряет свой "бег" в будущее, но "особого рода тройка" учебных дисциплин ("История и социология физической культуры и спорта", "Туризм") вместо "бега" вынуждена "шагать" еще более мелкими "шагами", чем во времена "советского прошлого" и "дореволюционной России".

При анализе рабочих программ преподавателей, ответственных за курсы вышеуказанных учебных дисциплин в педвузах Ижевска, Москвы и других городов, выяснилось, что очень мало часов планируется на изучение отечественной ИФКиС. Значительно больше учебных часов в ряде педагогических вузов отводят на изучение зарубежных систем физического воспитания, но не педагогического опыта россиян. Возникла "ситуация" дисгармонии двух основных функций педагогического учебного заведения - обучающей и воспитывающей.

Недооценка отечественного спортивно-педагогического опыта на факультетах физической культуры педагогических вузов через выпускников тиражируется в различных типах общеобразовательных школ. В конечном итоге это с учетом и других факторов привело к тому, что в России стал нарастать дефицит нравственности, в том числе и негативное отношение к истории страны вообще, ИФКиС в частности. С концептуальной точки зрения можно понять нередко отрицательную оценку социально важной деятельности учителя физической культуры в педагогическом коллективе школы и в художественных литературных сочинениях, в кинофильмах.

В заключение отметим, что ретроспективный анализ собственного опыта в системе образования, целостного опыта работы ряда учебных заведений и консультации с ведущими учеными страны позволили переосмыслить эволюцию научно-методических основ ИФКиС как учебной дисциплины и представить идею культурно-гуманистической доминанты, которая способствует в смысловом стержне самообучению, саморазвитию и самообразованию в социуме "педагогический вуз - общеобразовательная школа" и усовершенствованию учебно-методического комплекса.


 

Анекдот 
Приходит студент в столовую, подсаживается к профессору. Профессор ему: "Гусь свинье не товарищ" .
Студент: Ну, ладно, я полетел.
Профессор обидился и решил студента на экзамене завалить. Приходит студент на экзамен и отвечает все на «отлично»…
Профессор задает ему вопрос:

- Вот представь, идешь ты по дороге, видишь, два мешка стоят. Один с умом, другой с золотом. Какой возьмешь?
Студент: "С золотом".
Профессор: "А я б с умом взял"
Студент: "Ну, это кому чего не хватает".
Профессор разозлился и написал студенту в зачетке: "козел". Студент даже не посмотрел и ушел. Потом возвращается и говорит: "Профессор, вы тут расписались, а оценку не поставили".
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100