Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> Физкультура и спорт >> Игромоделирование в системе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи

Игромоделирование в системе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи

Скачать в архиве Скачать

Игромоделирование в системе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи

Кандидат педагогических наук М.Г. Кошман, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель

В последнее время очень интенсивно и кардинально меняется социокультурная и образовательная ситуация в социуме. Трансформируется социальный заказ системе образования, которая под воздействием внешних условий и исходя из своей онтологии динамично развивается. Об этом свидетельствуют инновационные процессы и опытно-экспериментальная работа, которые пронизывают всю образовательную систему. Поэтому учитель находится в развивающейся социокультурной и образовательной среде и никоим образом не может быть в стороне от этих процессов, а должен быть их главным деятельностным субъектом. На это его нацеливают и государственная политика в области образования, и модернизация школьной реформы, и, что самое главное, его онтология, сущность профессионально-педагогической деятельности, поскольку, занимая гражданскую и профессиональную позиции, взяв на себя социально-педагогическую ответственность за будущее страны, он должен качественно осуществлять свою педагогическую деятельность по выполнению основной миссии образования в социуме - этой форвардной зоны развития общества. Особенно это характерно для стран СНГ после социально -политических трансформаций конца ХХ века.

Анализ научно-педагогической и методологической литературы свидетельствует, что наиболее эффективным средством в этом отношении являются методы активного обучения, или игромоделирование (по терминологии профессора О.С. Анисимова). По мнению крупнейшего специалиста по игровому обучению профессора С.Д. Неверковича, необходимо строить теорию и практику новой дидактики - дидактики образования взрослых, основанной преимущественно на игровых способах обучения.

Широкое распространение игровой практики в системе повышения квалификации (СПК) произошло в связи с большими возможностями игры в решении педагогических, дидактических, научных, практических, управленческих и других проблем. Известно, что игры способствуют лучшему формированию знаний, трансформации знаний в профессионально-педагогические умения, развитию сознания и личности, формированию творческого мышления и способностей человека. Для СПК важнейшей особенностью игрового метода, на наш взгляд, является то, что он имеет потенциальные возможности для осуществления развивающего эффекта в образовательной ситуации. Этот эффект выражается: во-первых, в отказе или трансформации сложившихся ранее стереотипов профессионального мышления и осознании более широких возможностей тех понятийных средств, которые были предложены обучающимся; во-вторых, в установке на использование организационной формы, аналогичной той, которая реализовалась в игре, при решении проблем в своей практической деятельности; в-третьих, в сознательном включении в педагогическую практику критериальной базы логической оценки решения проблем в профессиональной деятельности.

При этом следует иметь в виду следующее важное обстоятельство. Практика профессиональной управленческой деятельности нередко доформировывает специалистов. В процессе же их переподготовки нет возможностей построения для них новой реальной практики, но как раз участие в играх открывает перед ними перспективу в имитационной форме представить и пережить своеобразие этой новой практики и выявить свои потенциальные управленческие умения.

В настоящее время игровая проблематика образования взрослых интенсивно развивается и имеется большое количество различных типов игр. Основные типы игр, широко использующиеся в практике повышения квалификации педагогических кадров, представлены в таблице.

Их использование в практике СПК может носить эпизодический или системный характер. В первом случае, а он является основным сегодня, преподаватель использует один или максимум два (три) типа (вида) учебных игр в образовательно-развивающей ситуации. Во втором случае он должен разрабатывать учебно-игровой комплекс игр, состоящий из всех основных типов игр (см. таблицу). Критерием для типологизации является степень проблемности, создаваемая в игре, и ее взаимосвязь с основными формами организации процесса учения/обучения (информационно-заданьевая, задачно-целевая и проблемно-ситуативная).

Такой практики игрового обучения в СПК фактически не существует, исследования в этом направлении только сегодня начинают разворачиваться.

В зависимости от задач, которые ставит преподаватель в ситуации повышения квалификации, он выбирает тот или иной тип игр и использует его на занятиях фрагментарно или системно, т.е. на протяжении всей своей деятельности с педагогами-предметниками. При использовании игромоделирования в СПК мы опирались на известные оргдеятельностные принципы: целостности имитации профессиональной деятельности, двуплановости, проблемности, рефлексивности, ресурсного обеспечения игрового пространства. В процессе проведения занятий со слушателями нами разрабатывались практически все типы учебных игр.

Их разработка определялась следующими условиями: во-первых, контингентом слушателей (учителя физической культуры, руководители физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях - ДОУ), тренеры детско-юношеских клубов физической подготовки, учителя-предметники, воспитатели ДОУ, а также администрация образовательных учреждений); во-вторых, уровнем профессионального образования и опытом педагогической деятельности; в-третьих, наличием творческого потенциала и высокого уровня педагогического профессионализма; в-четвертых, наличием игрового опыта.

Приведем некоторые названия учебных игр, которые используются нами в повышении квалификации педагогов и специалистов по физическому воспитанию. Дидактические игры: "Личность педагога", "Деятельность педагога", "Урок как дидактическая система". Деловые игры: "Педагогический опыт" и "Эстафета передового педагогического опыта". Организационно-обучающие игры: "Проектирование урока физической культуры", "Педагогическая система". Организационно -педагогические игры: "Культура исследовательской деятельности педагога", "Проектная культура учителя". Организационно-мыслительные игры: "Педагогическая инспектиза и экспертиза", "Экспертиза педагогических инноваций", "Инновационно-экспертный совет по физическому воспитанию". Организационно -деятельностные игры: "Стратегические направления развития региональной системы физического воспитания дошкольников", "Развитие педагогического профессионализма учителя физической культуры", "Разработка концепции непрерывного профессионального физкультурного образования на Гомельщине". Раскроем содержательно-процессуальный аспект данных учебных игр, которые использовались нами в СПК.

Разработанные нами дидактические игры (ДИ) использовались на курсах повышения квалификации учителей физической культуры и руководителей физического воспитания ДОУ в модифицированном виде. В основном использовались целостно-тематические и комплексные игры, адаптированные к специфике профессионального физкультурного субъекта, уровню его профессионализма. Как показывает опыт использования данного типа игр в повышении квалификации специалистов по физической культуре и спорту, последние с удовольствием осуществляют игровую деятельность, связанную с анализом компонентов дидактической системы и ее проектированием. ДИ позволяют рефлексивно "взглянуть" на свою деятельность в педагогической системе и наметить программу (проект) развития своего педагогического мастерства по становлению и развитию физической культуры личности учащихся. С этим же контингентом слушателей нами проводились и деловые игры, направленные на изучение, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта в физкультурном пространстве.

В ходе ДИ было установлено, что на практике имеются определенные творческие наработки, которые требуют своего скорейшего научного обоснования. Приходится, к сожалению, констатировать тот факт, что сегодняшнее состояние теории и методики физического воспитания дошкольников как научного направления в общей ТиМФВ требует своего дальнейшего развития, ибо она сейчас не удовлетворяет запросов практики и не в полной мере осуществляет прогностические, конструкторские, проектные, теоретико-методологические и методологические функции.

Проведение этих игр с учителями физической культуры позволило определить основные направления развития педагогической деятельности в физическом воспитании учащихся. К ним относится:

- осуществление физического воспитания учащихся на спортивных площадках, стадионах, в условиях окружающей среды;

- разработка интегрированных уроков физической культуры;

- становление и развитие физической культуры личности посредством подвижных игр;

- использование и развитие образовательной среды на закрытых и открытых физкультурно-спортивных сооружениях (соотношение естественного и искусственного);

- обновление содержания общего физкультурного образования учащихся;

- установление взаимодействия с социумом;

- усиление роли оздоровительного направления в физическом воспитании учащихся; развитие школьного туризма; создание профильных, лицейских физкультурно -педагогических и олимпийских классов и т. д.

Как видно из приведенного выше перечня инновационно-экспериментальной работы учителей физической культуры Гомельщины по физическому воспитанию учащихся эта деятельность носит стихийно-фрагментарный характер и отражает актуальные проблемы в этой предметно-образовательной области. По итогам этих игр у учителей физической культуры сформировалось представление и понимание того, что изучение педагогического опыта - это один из важнейших видов педагогической деятельности. Они овладели технологией этой деятельности. Кроме того, у педагогов произошел "прорыв" в понимании того, что кардинального преобразования, новаторства в физкультурно -педагогической деятельности можно достичь только с проблематизацией существующей в физическом воспитании парадигмы и созданием нового метода.

Типология учебных игр в системе повышения квалификации

№ п/п

Тип учебных игр

Авторы- разработчики

Цель

Форма организации учебной деятельности

1

Дидактические игры

Г.И. Хозяинов

Формирование знаний и педагогической умелости

Информационно- заданьевая и задачно- целевая

2

Деловые игры

А.А. Вербицкий Н.В. Борисова

Формирование знаний, профессиональных умений и навыков

Информационно- заданьевая и задачно- целевая

3

Организационно- обучающие игры

С.Д Неверкович

Становление и развитие поисковой активности, творческого типа мышления, развитие сознания и личности профессиональных кадров

Задачно-целевая и проблемно- ситуационная

4

Организационно- педагогические игры

В.В. Пальчевский Н.А. Масюкова

Становление иразвитие педагогической культуры учителя

Задачно-целевая и проблемно- ситуационная

5

Организационно- мыслительные игры

О.С. Анисимов

Развитие индивидуальной и коллективной мыследеятельности

Проблемно- ситуационная

6

Организационно- деятельностные игры

Г.П.Щедровицкий

Развитие мыследеятельности на основе полипрофессионализма

Проблемно- ситуационная

Организационно-обучающие [7] и организационно -педагогические [6] игры были направлены на трансформацию профессиональных стереотипов у физкультурных кадров. Отметим, что данные стереотипы сознания, мышления и деятельности у специалистов по физической культуре и спорту являются прочными, "глубокими" и системными. При обычной "классической" схеме проведения курсов повышения квалификации (лекции, практика) они практически не поддаются трансформации. Данные типы учебных игр на основе интеллектуальной техники проблематизации позволяют в основном трансформировать данные профессиональные стереотипы, которые заключаются в переходе от нормативно-тренировочного подхода в физическом воспитании учащихся к образовательному, культурологическому и развивающему. Как показывает опыт использования данных игр, они являются эффективным средством развития физкультурного мышления и деятельности у учителей физической культуры, специалистов по дошкольному физическому воспитанию.

Организационно-мыслительные игры разработаны одним из крупнейших специалистов в области игромоделирования профессором О.С. Анисимовым [1]. Их основное назначение заключается в развитии индивидуальной и коллективной мыследеятельности будущих педагогов. В этих играх моделируется в условных ситуациях культура педагогического мышления на основе разработанной в системномыследеятельностной методологии схемы мыследеятельности (чистое мышление, мыслекоммуникация, мыследействование, понимание и рефлексия).

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) должны являться основным типом учебных игр в СПК. Конечно, можно использовать их в "классическом" варианте, исходя из авторского замысла их создателя - Г.П. Щедровицкого [9], или ОДИ-подобные игры. При первом варианте необходимы методологи и игротехники - специалисты по их проведению. Отметим, что в нашей стране таких специалистов очень мало и методологическое движение развивается недостаточно эффективно, хотя и очевидна его большая польза для теории, методологии и практики образования. Второй вариант предполагает наличие у организаторов данного игрового опыта и овладение ими общей схемой и технологией проведения ОДИ-подобных игр.

В нашем случае мы использовали второй вариант при проведении ОДИ со слушателями курсов повышения квалификации (учителя физической культуры, руководители физического воспитания в ДОУ). Нами были разработаны три такие игры, направленные на развитие важнейших компонентов физкультурного пространства: регионального, акмеологического и образовательного. В результате проведения этих игр были получены новые физкультурные знания и определены контуры проектов по развитию обозначенных направлений.

Таким образом, практика применения игромоделирования в процессе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащихся показала их эффективность и позволила педагогам осознать парадигмальные сдвиги, произошедшие в физическом воспитании подрастающего поколения, а также определить перспективные и оптимальные пути развития педагогического профессионализма нового типа.


 

Анекдот 
Вопрос правительству:
- Что вы выбираете: инфляцию или полный п-ц? Кудрин:
- Инфляцию мы не допустим.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100