Игромоделирование в системе повышения квалификации
специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи
Кандидат педагогических наук М.Г. Кошман, Гомельский
государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель
В
последнее время очень интенсивно и кардинально меняется социокультурная и
образовательная ситуация в социуме. Трансформируется социальный заказ системе
образования, которая под воздействием внешних условий и исходя из своей
онтологии динамично развивается. Об этом свидетельствуют инновационные процессы
и опытно-экспериментальная работа, которые пронизывают всю образовательную
систему. Поэтому учитель находится в развивающейся социокультурной и
образовательной среде и никоим образом не может быть в стороне от этих
процессов, а должен быть их главным деятельностным субъектом. На это его
нацеливают и государственная политика в области образования, и модернизация
школьной реформы, и, что самое главное, его онтология, сущность
профессионально-педагогической деятельности, поскольку, занимая гражданскую и
профессиональную позиции, взяв на себя социально-педагогическую ответственность
за будущее страны, он должен качественно осуществлять свою педагогическую
деятельность по выполнению основной миссии образования в социуме - этой
форвардной зоны развития общества. Особенно это характерно для стран СНГ после
социально -политических трансформаций конца ХХ века.
Анализ
научно-педагогической и методологической литературы свидетельствует, что
наиболее эффективным средством в этом отношении являются методы активного
обучения, или игромоделирование (по терминологии профессора О.С. Анисимова). По
мнению крупнейшего специалиста по игровому обучению профессора С.Д. Неверковича,
необходимо строить теорию и практику новой дидактики - дидактики образования
взрослых, основанной преимущественно на игровых способах обучения.
Широкое
распространение игровой практики в системе повышения квалификации (СПК)
произошло в связи с большими возможностями игры в решении педагогических,
дидактических, научных, практических, управленческих и других проблем.
Известно, что игры способствуют лучшему формированию знаний, трансформации
знаний в профессионально-педагогические умения, развитию сознания и личности,
формированию творческого мышления и способностей человека. Для СПК важнейшей
особенностью игрового метода, на наш взгляд, является то, что он имеет
потенциальные возможности для осуществления развивающего эффекта в
образовательной ситуации. Этот эффект выражается: во-первых, в отказе или
трансформации сложившихся ранее стереотипов профессионального мышления и
осознании более широких возможностей тех понятийных средств, которые были предложены
обучающимся; во-вторых, в установке на использование организационной формы,
аналогичной той, которая реализовалась в игре, при решении проблем в своей
практической деятельности; в-третьих, в сознательном включении в педагогическую
практику критериальной базы логической оценки решения проблем в
профессиональной деятельности.
При
этом следует иметь в виду следующее важное обстоятельство. Практика
профессиональной управленческой деятельности нередко доформировывает
специалистов. В процессе же их переподготовки нет возможностей построения для
них новой реальной практики, но как раз участие в играх открывает перед ними
перспективу в имитационной форме представить и пережить своеобразие этой новой
практики и выявить свои потенциальные управленческие умения.
В
настоящее время игровая проблематика образования взрослых интенсивно
развивается и имеется большое количество различных типов игр. Основные типы
игр, широко использующиеся в практике повышения квалификации педагогических
кадров, представлены в таблице.
Их
использование в практике СПК может носить эпизодический или системный характер.
В первом случае, а он является основным сегодня, преподаватель использует один
или максимум два (три) типа (вида) учебных игр в образовательно-развивающей
ситуации. Во втором случае он должен разрабатывать учебно-игровой комплекс игр,
состоящий из всех основных типов игр (см. таблицу). Критерием для типологизации
является степень проблемности, создаваемая в игре, и ее взаимосвязь с основными
формами организации процесса учения/обучения (информационно-заданьевая,
задачно-целевая и проблемно-ситуативная).
Такой
практики игрового обучения в СПК фактически не существует, исследования в этом
направлении только сегодня начинают разворачиваться.
В
зависимости от задач, которые ставит преподаватель в ситуации повышения
квалификации, он выбирает тот или иной тип игр и использует его на занятиях
фрагментарно или системно, т.е. на протяжении всей своей деятельности с
педагогами-предметниками. При использовании игромоделирования в СПК мы
опирались на известные оргдеятельностные принципы: целостности имитации
профессиональной деятельности, двуплановости, проблемности, рефлексивности,
ресурсного обеспечения игрового пространства. В процессе проведения занятий со
слушателями нами разрабатывались практически все типы учебных игр.
Их
разработка определялась следующими условиями: во-первых, контингентом
слушателей (учителя физической культуры, руководители физического воспитания в
дошкольных образовательных учреждениях - ДОУ), тренеры детско-юношеских клубов
физической подготовки, учителя-предметники, воспитатели ДОУ, а также
администрация образовательных учреждений); во-вторых, уровнем профессионального
образования и опытом педагогической деятельности; в-третьих, наличием
творческого потенциала и высокого уровня педагогического профессионализма;
в-четвертых, наличием игрового опыта.
Приведем
некоторые названия учебных игр, которые используются нами в повышении
квалификации педагогов и специалистов по физическому воспитанию. Дидактические
игры: "Личность педагога", "Деятельность педагога",
"Урок как дидактическая система". Деловые игры: "Педагогический
опыт" и "Эстафета передового педагогического опыта".
Организационно-обучающие игры: "Проектирование урока физической
культуры", "Педагогическая система". Организационно
-педагогические игры: "Культура исследовательской деятельности
педагога", "Проектная культура учителя".
Организационно-мыслительные игры: "Педагогическая инспектиза и
экспертиза", "Экспертиза педагогических инноваций",
"Инновационно-экспертный совет по физическому воспитанию".
Организационно -деятельностные игры: "Стратегические направления развития
региональной системы физического воспитания дошкольников", "Развитие
педагогического профессионализма учителя физической культуры", "Разработка
концепции непрерывного профессионального физкультурного образования на
Гомельщине". Раскроем содержательно-процессуальный аспект данных учебных
игр, которые использовались нами в СПК.
Разработанные
нами дидактические игры (ДИ) использовались на курсах повышения квалификации
учителей физической культуры и руководителей физического воспитания ДОУ в
модифицированном виде. В основном использовались целостно-тематические и
комплексные игры, адаптированные к специфике профессионального физкультурного
субъекта, уровню его профессионализма. Как показывает опыт использования
данного типа игр в повышении квалификации специалистов по физической культуре и
спорту, последние с удовольствием осуществляют игровую деятельность, связанную
с анализом компонентов дидактической системы и ее проектированием. ДИ позволяют
рефлексивно "взглянуть" на свою деятельность в педагогической системе
и наметить программу (проект) развития своего педагогического мастерства по
становлению и развитию физической культуры личности учащихся. С этим же
контингентом слушателей нами проводились и деловые игры, направленные на
изучение, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта
в физкультурном пространстве.
В
ходе ДИ было установлено, что на практике имеются определенные творческие
наработки, которые требуют своего скорейшего научного обоснования. Приходится,
к сожалению, констатировать тот факт, что сегодняшнее состояние теории и
методики физического воспитания дошкольников как научного направления в общей
ТиМФВ требует своего дальнейшего развития, ибо она сейчас не удовлетворяет
запросов практики и не в полной мере осуществляет прогностические,
конструкторские, проектные, теоретико-методологические и методологические
функции.
Проведение
этих игр с учителями физической культуры позволило определить основные
направления развития педагогической деятельности в физическом воспитании
учащихся. К ним относится:
-
осуществление физического воспитания учащихся на спортивных площадках,
стадионах, в условиях окружающей среды;
-
разработка интегрированных уроков физической культуры;
-
становление и развитие физической культуры личности посредством подвижных игр;
-
использование и развитие образовательной среды на закрытых и открытых
физкультурно-спортивных сооружениях (соотношение естественного и
искусственного);
-
обновление содержания общего физкультурного образования учащихся;
-
установление взаимодействия с социумом;
-
усиление роли оздоровительного направления в физическом воспитании учащихся;
развитие школьного туризма; создание профильных, лицейских физкультурно
-педагогических и олимпийских классов и т. д.
Как
видно из приведенного выше перечня инновационно-экспериментальной работы
учителей физической культуры Гомельщины по физическому воспитанию учащихся эта
деятельность носит стихийно-фрагментарный характер и отражает актуальные
проблемы в этой предметно-образовательной области. По итогам этих игр у
учителей физической культуры сформировалось представление и понимание того, что
изучение педагогического опыта - это один из важнейших видов педагогической
деятельности. Они овладели технологией этой деятельности. Кроме того, у
педагогов произошел "прорыв" в понимании того, что кардинального
преобразования, новаторства в физкультурно -педагогической деятельности можно достичь
только с проблематизацией существующей в физическом воспитании парадигмы и
созданием нового метода.
Типология
учебных игр в системе повышения квалификации
№ п/п
|
Тип учебных игр
|
Авторы- разработчики
|
Цель
|
Форма организации учебной деятельности
|
1
|
Дидактические игры
|
Г.И. Хозяинов
|
Формирование знаний и педагогической умелости
|
Информационно- заданьевая и задачно- целевая
|
2
|
Деловые игры
|
А.А. Вербицкий Н.В. Борисова
|
Формирование знаний, профессиональных умений и навыков
|
Информационно- заданьевая и задачно- целевая
|
3
|
Организационно- обучающие игры
|
С.Д Неверкович
|
Становление и развитие поисковой активности, творческого
типа мышления, развитие сознания и личности профессиональных кадров
|
Задачно-целевая и проблемно- ситуационная
|
4
|
Организационно- педагогические игры
|
В.В. Пальчевский Н.А. Масюкова
|
Становление иразвитие педагогической культуры учителя
|
Задачно-целевая и проблемно- ситуационная
|
5
|
Организационно- мыслительные игры
|
О.С. Анисимов
|
Развитие индивидуальной и коллективной мыследеятельности
|
Проблемно- ситуационная
|
6
|
Организационно- деятельностные игры
|
Г.П.Щедровицкий
|
Развитие мыследеятельности на основе полипрофессионализма
|
Проблемно- ситуационная
|
Организационно-обучающие
[7] и организационно -педагогические [6] игры были направлены на трансформацию
профессиональных стереотипов у физкультурных кадров. Отметим, что данные
стереотипы сознания, мышления и деятельности у специалистов по физической
культуре и спорту являются прочными, "глубокими" и системными. При
обычной "классической" схеме проведения курсов повышения квалификации
(лекции, практика) они практически не поддаются трансформации. Данные типы
учебных игр на основе интеллектуальной техники проблематизации позволяют в
основном трансформировать данные профессиональные стереотипы, которые заключаются
в переходе от нормативно-тренировочного подхода в физическом воспитании
учащихся к образовательному, культурологическому и развивающему. Как показывает
опыт использования данных игр, они являются эффективным средством развития
физкультурного мышления и деятельности у учителей физической культуры,
специалистов по дошкольному физическому воспитанию.
Организационно-мыслительные
игры разработаны одним из крупнейших специалистов в области игромоделирования
профессором О.С. Анисимовым [1]. Их основное назначение заключается в развитии
индивидуальной и коллективной мыследеятельности будущих педагогов. В этих играх
моделируется в условных ситуациях культура педагогического мышления на основе
разработанной в системномыследеятельностной методологии схемы мыследеятельности
(чистое мышление, мыслекоммуникация, мыследействование, понимание и рефлексия).
Организационно-деятельностные
игры (ОДИ) должны являться основным типом учебных игр в СПК. Конечно, можно
использовать их в "классическом" варианте, исходя из авторского
замысла их создателя - Г.П. Щедровицкого [9], или ОДИ-подобные игры. При первом
варианте необходимы методологи и игротехники - специалисты по их проведению.
Отметим, что в нашей стране таких специалистов очень мало и методологическое
движение развивается недостаточно эффективно, хотя и очевидна его большая
польза для теории, методологии и практики образования. Второй вариант
предполагает наличие у организаторов данного игрового опыта и овладение ими
общей схемой и технологией проведения ОДИ-подобных игр.
В
нашем случае мы использовали второй вариант при проведении ОДИ со слушателями
курсов повышения квалификации (учителя физической культуры, руководители
физического воспитания в ДОУ). Нами были разработаны три такие игры,
направленные на развитие важнейших компонентов физкультурного пространства:
регионального, акмеологического и образовательного. В результате проведения
этих игр были получены новые физкультурные знания и определены контуры проектов
по развитию обозначенных направлений.
Таким
образом, практика применения игромоделирования в процессе повышения
квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащихся показала
их эффективность и позволила педагогам осознать парадигмальные сдвиги,
произошедшие в физическом воспитании подрастающего поколения, а также
определить перспективные и оптимальные пути развития педагогического
профессионализма нового типа. |