Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> СМИ >> Петербургские книгоиздатели Плюшары

Петербургские книгоиздатели Плюшары

Скачать в архиве Скачать

Петербургские книгоиздатели Плюшары

Александр Иванович Плюшар, основатель в России прославленной книгоиздательской, типографской и словолитной фирмы, прожил всего пятьдесят лет. И почти половина из них была связана с Петербургом. В «допетербургский» период своей жизни Плюшар уже основательно освоил книжное дело, считался опытным книгопечатником и состоял совладельцем солидной типографии в Брауншвейге, крупном промышленном и торговом городе на севере Германии.

Дело свое он любил, хозяйство вел расчетливо, человеком был весьма образованным, свободно владел несколькими европейскими языками. Должно быть эти качества молодого книгопечатника из Брауншвейга и привлекли внимание русского посланника, которому было поручено подыскать подходящую кандидатуру на должность руководителя типографии Российской Иностранной коллегии. Коллегия планировала наладить в Петербурге издание журнала на французском языке «для противодействия французским журналам Наполеона». Печатный орган предполагалось назвать Journal du Nord — «Северный журнал» (впоследствии его переименовали в Journal de St.-Petersbourg — «Санкт-Петербургский журнал»). Правда, самой типографии, где намечалось печатать этот журнал, еще не существовало. Плюшару и предстояло ее организовать, обеспечить необходимым оборудованием и материалами, подобрать толковых работников. Плюшар недолго раздумывал, когда получил приглашение переехать в Россию. Брауншвейгскую типографию он оставил своему компаньону и уже в конце декабря 1805 года приступил к исполнению должности «директора типографии Иностранной коллегии» с жалованьем три тысячи рублей в год. Однако в этой должности Плюшар пребывал недолго — всего около трех лет. В 1808 году его назначили директором Сенатской типографии, одного из самых крупных полиграфических предприятий Петербурга. И на новом месте дела у Плюшара пошли весьма успешно. Два издания типографии — «Учреждение о судоходстве на реке Волге» (1810) и «Литовский статут» (1812) — были отмечены правительством: директора наградили двумя бриллиантовыми перстнями (по перстню за каждое издание). В те же годы Плюшар предпринимает попытку организовать собственную типографию. Ему давно хотелось наладить выпуск богато иллюстрированных изданий. Наконец, в 1813 году ему удается осуществить свою мечту. В том же году Плюшар печатает роскошный альбом «Галерея гравированных портретов генералов офицеров, которые мужеством своим способствовали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся в 1812 году». Издание разошлось быстро, хотя цена экземпляра была довольно высокой. И в дальнейшей своей книгоиздательской деятельности Плюшар большое внимание уделял выпуску дорогих высокохудожественных книг и альбомов. Александр Плюшар понимал толк в изобразительном искусстве и сам был неплохим рисовальщиком. Он интересовался историей живописи и графики, техническими достижениями в этой области. Как раз в те годы среди художников и издателей началось повальное увлечение литографией. Новый способ печати быстро привлек к себе внимание художников, издателей, владельцев типографий. Затем к литографской печати проявляют интерес государственные учреждения — она оказалась весьма удобной для размножения различных канцелярских бумаг и документов (кстати, в этом смысле литография является родоначальницей современной оперативной полиграфии). В 1816 году русское правительство командировало барона Павла Львовича Шиллинга (чиновника Иностранной коллегии, будущего изобретателя электромагнитного телеграфа) в Мюнхен (здесь в то время жил и работал изобретатель литографии Алоиз Зенефельдер) для ознакомления с литографским производством и для закупки соответствующих материалов. А во второй половине 1816 года в Петербурге начала функционировать «Литография Иностранной коллегии», которую возглавил Шиллинг. К числу зачинателей литографского печатного искусства в России следует причислить и Александра Плюшара. Вслед за Шиллингом (а возможно и с его помощью) Плюшар внедрил у себя в типографии технологию литографской печати. В 1818 году он отпечатал шестилистный альбом литографий прославленного художника-графика Александра Осиповича Орловского. Издание было подписным и стоило 100 рублей (по тем временам это были деньги немалые). Тогда же Плюшар напечатал «Генеалогическую, хронологическую и синхронистическую таблицу Российской истории» на двенадцати листах. В издании — четыре виньетки И.П. Беггрова (известного впоследствии литографа) и шестнадцать литографированных рисунков. Издание было встречено одобрительными отзывами в «Северной почте» и в «Русском инвалиде» («Военном вестнике»). Другая крупная работа «типографии и литографии колежского секретаря Александра Плюшара» — «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы» с тридцатью раскрашенными от руки иллюстрациями. Особого внимания заслуживают иллюстрированные издания Плюшара, посвященные Петербургу. Начиная с 1820 и до 1827 года (год смерти издателя) практически ежегодно из типографии выходили изящные альбомы с видами столицы. В иллюстрировании этих альбомов принимали участие многие талантливые живописцы и графики. Объем альбомов был различным — от двадцати четырех до сорока двух листов с раскрашенными литографиями. Каждую иллюстрацию окаймляла изящная цветная рамка. Литографии сопровождались текстом на французском языке. Тиражи петербургских альбомов Плюшара были небольшими и сейчас они представляют величайшую библиографическую редкость. После смерти Александра Плюшара все издательско-типографские и книготорговые дела толково вела его вдова, а затем — старший сын Адольф Александрович, унаследовавший от отца не только солидное состояние, но и любовь к книге, интерес к книгопечатному производству (младший сын Александра Плюшара — Евгений Александрович стал художником, участвовал в росписи Исаакиевского собора; в 1850-х годах завел в Петербурге фотоателье). Адольф Плюшар родился в Петербурге в 1806 году. Он учился в частном пансионе. Потом по настоянию отца отправился в Париж, где в течение нескольких лет осваивал тонкости типографского и словолитного производства у самого Франсуа Дидо. Позже, став главой фирмы, он не жалел средств на развитие своего книжного предприятия, на обучение работников, на расширение круга авторов. Среди Петербургских типографов и издателей авторитетом он пользовался непререкаемым. Адольф Плюшар открыл шикарный книжный магазин в центре столицы — в «Доме Косиковского» на Большой Морской улице. Магазин именовался «Французским литературным салоном». Здесь часто собиралась петербургская интеллигенция — издатели, художники, ученые, артисты, литераторы. В «Доме Косиковского» поселился и Адольф Плюшар со своим многочисленным семейством. Один из современников вспоминал, что «великолепная его квартира на Большой Морской отделана была со всею роскошью: мебель, зеркала, бронза, ковры, у дома — экипажи, лошади — умопомрачение!..». Книжная фирма Плюшара процветала. Ее издания славились высокой культурой полиграфического исполнения. На Петербургской мануфактурной выставке в 1832 году фирма была отмечена медалью. Плюшар расширил книжную торговлю, открыл еще один магазин — в Гостином дворе (правда, работала эта книжная лавка недолго). Среди изданий, напечатанных в типографии Адольфа Плюшара, — «Невский альманах на 1830 год», альманахи «Царское село» (1830), «Альциона» (1831), «Новоселье» (1833–1834), «Утренняя заря» (1840). В начале 1830-х годов у Плюшара возникает план выпуска фундаментального многотомного «Энциклопедического лексикона». По замыслу Плюшара «Лексикон» будет представлять собой широкий свод сведений о самых различных жизненных явлениях, событиях и пр. В «Лексикон» войдут биографические очерки об ученых, литераторах, общественных и государственных деятелях. Предполагалось, что все издание будет состоять из 40–45 томов, на подготовку и выпуск которых потребуется не менее шести лет. Около «Лексикона» сразу образовался круг многочисленных помощников, среди которых оказалось немало людей совершенно случайных. На первых порах весьма активное участие в подготовке «Лексикона» принял Н.И. Греч, журналист и литератор, хорошо знавший также книжное производство (кроме всего прочего он был еще и владельцем солидной типографии). Но он вскоре потерял всякий интерес к «Лексикону» и года через два окончательно отошел от редакционных дел. Была попытка привлечь к изданию «Лексикона» А.С. Пушкина. Он даже присутствовал на одной издательской сходке, после чего записал в своем дневнике: «Вчера было совещание литературное у Греча об издании русского Conversations Lexikon. Нас было человек со сто, большею частию неизвестных мне русских великих людей... Я подсмотрел много шарлатанства и очень мало толку. Предприятие в миллион, а выгоды не вижу. Не говоря уже о чести. Охота лезть в омут, где полощутся Булгарин, Полевой, Свиньин...». Некоторые подробности об «Энциклопедическом лексиконе» сообщает Греч в «Записках о моей жизни»: «В апреле 1834 года пришел он (Адольф Александрович Плюшар. — Б.С.) ко мне (дотоле я не имел с ним никакого дела и только знал его как человека деятельного и смышленого), сообщил мне о намерении своем издавать «Энциклопедический лексикон» по образцу Брокгаузова Conversations-Lexicon и предложил мне быть главным его редактором... Плюшар созвал сотрудников, с представлением им выбора главного редактора. Собралось сто пять человек; в том числе члены пяти академий, профессоры, литераторы, артисты и пр. Многие спрашивали: кто будет главным редактором?... Предложили меня, и я был выбран единогласно. На меня легла тяжелая работа. Сотрудники разделились по частям: в каждой был особый редактор. Все они составили список статей; список напечатали и роздали сотрудникам. Все это должно было приготовлять, сличать, согласовать, исправлять в слоге и нередко в содержании. Работа кипела.... Четыре первые тома вышли в течение 1835 года. Публика приняла издание с одобрением. Подписчиков было, по словам Плюшара, 6000, а в самом деле, вероятно, гораздо больше...

В 1836 году вышли еще два тома, но позже назначенных сроков, потому что сотрудники не доставляли статей вовремя, без милосердия растягивали их (например, арифметика заняла пятьдесят страниц мелкой печати) и величали переводы оригинальными сочинениями... Лексикон продолжался, падая со дня на день. Многие истинно ученые и полезные люди прекратили свое содействие... В сентябре 1838 года вышел вожделенный 14-й том и доказал всю лживость, бессовестность и небрежность Сенковского (И.О. Сенковский — очередной главный редактор «Энциклопедического лексикона». — Б.С.). Он был составлен без всякого рачения и наполнен бесчисленными недомолвками, ошибками. Сенковский составил этот том по своей методе, т.е. набрал толпу недоученых и вовсе неученых, неизвестных людей, раздал им статьи немецкого Conversations-Lexicon и велел перевести. Русские статьи... были написаны неизвестно кем... Д.И. Языков (новый главный редактор. — Б.С.) кой-как сколотил 15-й и 16-й томы. Между тем Плюшар промотался, обанкрутился, и все издание остановилось». «Энциклопедический лексикон» удалось довести только до буквы Д. Семнадцатый том издания оказался последним. И выходил он под строгим надзором специальной комиссии, учрежденной по делу книгоиздательской фирмы Плюшара. Адольф Плюшар был вынужден оставить все свои книжные дела. Иногда он занимался подготовкой и составлением разных альманахов и журналов для других петербургских издателей. Среди этих изданий есть весьма любопытные: «Гирлянда. Журнал новейших образцов для шитья и вышивания», «Весельчак. Журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных и иных», «Тысяча анекдотов, острот, каламбуров, шуток, глупостей и проч.», «Библиотека для маленьких читателей» и др. Умер Адольф Александрович Плюшар в Петербурге в 1865 году. (Из сборника «Выдающиеся деятели отечественного книгопечатания»).


 

Анекдот 
- Рабинович, у всех кризис, а вы, судя по яхтам и островам, стали одним из богатейших людей мира? Откуда???
- Да это не я. Это мой прадедушка в 1909 году в Иллинойсе, в букмекерской конторе, на последние 10 центов, купил билетик 1:100000000000000, что негр, в ближайшие 100 лет, станет Президентом США.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100