Иконография Богоматери «Скоропослушница» из
Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В.
Образ
"Скоропослушницы" Новодевичьего монастыря является списком
чудотворной афонской иконы. Многочисленные копии святыни из монастыря Дохиар
появляются в русских храмах в 19 веке и происходят из Русского Пантелеймонова
монастыря на Афоне.2
Живопись
иконы Новодевичьего монастыря свидетельствует о том, что скорее всего она была
выполнена в первой половине – середине 19 века. Конечно, иконописание 19 века
во многом утрачивает образно-символическое содержание византийского времени. На
древних греческих иконах мы не встретим на голове Богоматери короны, как явного
указания на то, что перед нами Царица Небесная. Цвет одеяний Христа и
Богоматери, также утрачивает свое символическое и богословское значение. Лики
исполнены скорее, как лица земных персонажей.
Вместе
с тем, несмотря на позднее время написания иконы, она во многом сохраняет то
богословское содержание, присущее древнему образцу, дохиарской иконе 10 века, к
которой восходит образ из Новодевичьего монастыря.
Икона
Богоматери "Скоропослушницы" принадлежит к самому торжественному,
иератическому типу – "Одигитрии". Перед нами наиболее
распространенная композиция. Младенец Христос держит в левой руке свернутый
свиток, а правой – благословляет. Богоматерь изображена с легким наклоном
головы, чуть повернутой вправо к Младенцу и поддерживающей Его левой рукой.
Десница
Богоматери довольно высоко поднята и указывает на Христа, как истинный путь
спасения. Такое положение правой руки Богоматери не характерно для других
списков икон, принадлежащих к типу "Одигитрии". Богоматерь как бы
вкладывает свою руку в благословляющую десницу Христа, едва не касаясь ее.
Эта
необычная особенность жеста Богоматери, по-видимому, отражает то скорое
моление, "скорое услышание" о котором говорит название иконы. Необычно и положение ног Богомладенца: они
скрещены и напоминают нам о Христе, как о закланном Божественном Агнце,
принесенном в жертву за грехи человечества. Таким образом, Христос предстает на
иконе и как Архиерей (на что указывает Его одеяния и благословляющая десница),
приносящий жертву, и в то же время Сам является той Жертвой, приносимой за
падший человеческий род. |