Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> История >> Крым в древности и в эпоху средневековья

Крым в древности и в эпоху средневековья

Скачать в архиве Скачать

Крым в древности и в эпоху средневековья

Реферат

Выполнил студент группы М-12д Чухломин А. Е.

Севастопольский национальный технический университет

Севастополь 2005

Введение

Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с Балкан, был маленький мозг, низкий лоб, массивная челюсть и большие зубы. Зато он крепко стоял на своих двоих и уже многое умел делать освобожденными от ходьбы руками. К середине последнего ледникового периода (около 40 тыс. лет до н. э.) он окончательно превратился в кроманьонца, от которого происходит современный человек. Кроманьонец – сравнительно высокое прямоходящее существо, обладающее значительными умственными способностями. Охотники и собиратели плодов, кроманьонцы приспосабливались к холодному суровому климату, преодолевали все трудности выживания и добывания пищи при помощи невиданных технических изобретений (кремневое оружие и резец, рыболовные крючки, гарпуны, жилище из звериных костей и шкур).

Примерно за 10 тыс. лет до нашей эры последний ледник отступил на север, оставив после себя тот ландшафт, который мы видим в Украине и сегодня. Зато мир самого человека стал меняться все быстрее. Во всяком случае в период неолита (в Украине он продолжался от 6 до 2 тыс. лет до н. э.) человечество претерпело более глубокие перемены, чем за все предыдущие 2-3 млн. лет своего предположительного существования. Вопреки своему названию неолит, т. е. «новый каменный век», имел мало общего с камнем. «Революционное» значение этой эпохи состояло в том, что люди нашли принципиально новые пути добывания пищи: от охоты и собирательства перешли наконец к самостоятельному ее производству.

Считается, что земледелие начало распространяться по территории Украины с юго-запада – междуречья Буга и Днестра. Здесь-то около V и IV тысячелетий до н. э. и возникли древнейшие в Восточной Европе земледельческие поселения. Теперь вместо того, чтобы бродить по окрестностям в поисках добычи, человек надолго оседал вокруг своего поля. Так появляются деревни. Земледелие потребовало большей рабочей силы, чем охота и собирательство, поэтому население быстро растет. А с ростом населения потребовались и какие-то примитивные формы политической и социальной организации.

Самая известная из древних земледельческих культур на территории современной Украины – так называемая трипольская. Она развивалась в долинах Днестра, Буга и Прута и впоследствии достигла Днепра. Расцвет ее пришелся на 3500-2700 гг. до н. э. В эти годы количество жителей каждого из трипольских поселений составляло 600-700 человек. Трипольцы организовывались в кланы по отцовской линии. Жили они, как правило, в длинных узких хижинах, внутри которых каждая отдельная семья имела свой отгороженный угол с глинобитной печью, Свои глиняные сосуды они украшали мягкими контурами золотисто-черно-белых узоров. Такие рисунки характерны для культур с развитой магией, разнообразными ритуалами и верованьями в сверхъестественные силы.

Рядом с этим уживались и вполне практические вещи. Первое в Украине механическое устройство – сверло для проделывания отверстий в камне и дереве – появилось у людей трипольской культуры. Еще более важным было изобретение деревянного плуга. Теперь уж точно земледелие стало более надежным способом существования, чем охота. Следующее изобретение, возможно, было позаимствовано из Азии: речь идет об использовании первого из металлов – меди.

Археологи предполагают, что перенаселенность обжитых мест заставляла людей уходить на новые, необжитые. Одни продвигались в глубь степей. Другие, жившие в долине Днепра, шли на север, в дремучее Полесье и дальше. К 2000 г. до н. э. трипольцы как единый исторический народ более не существовали. Очевидно, какую-то его часть покорили и ассимилировали воинственные степные племена, другая нашла защиту и приют в северных лесах.

Древнейшее население на современной территории Крыма

Первобытные стоянки

Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах, были все необходимые условия для жизни древнейшего человека: мягкий и теплый климат, большое количество сухих и теплых пещер, наличие источников воды, богатая флора и фауна.

В результате археологических исследований в Крыму было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал с древнекаменного века, более 300 тыс. лет тому назад (в эпоху ашель). В это время климат был сухим и теплым, богатая растительность и большое количество разнообразных животных позволяли с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта антилопу, оленя, зубра, других животных.

Главному занятию людей того времени – охоте – благоприятствовали отвесные скалы.

Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и юго-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи от источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены двусторонне обработанные Орудия — ручные рубила длиной до 15–20 см. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время.

Каждое такое пещерное поселение являлось осенне-зимним обиталищем в укрытых узких долинах горных рек, недалеко от выхода их на пониженные участки рельефа — основные охотничьи угодья.

Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2–4 семьи, численностью по 6–7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.

Сравнительно высокая плотность мустьерского населения на единицу площади в Крыму объясняется рядом его преимуществ перед другими, более северными территориями. Крым отличается от них сравнительно мягким климатом, более длительным вегетативным периодом в развитии растений и сезонными скоплениями мигрирующих с севера копытных животных.

В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур, залегающие в стратиграфическом порядке, т.е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела.

В 1924 году археологами был открыт грот Киик-Коба, в нем помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека были обнаружены и сами части скелетов древних людей. Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной рекой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.

На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов; в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем – три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего. Подумай и сказки, с чем это связано?

Древнейшие люди верхнего слон из Киик-Коба, видимо, хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком а, возможно, и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.

Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.

В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребёнок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определённая обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.

Широкую известность получили и другие стоянки древнейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам относятся: Старосельская – близ Бахчисарая, 3аскальная – около Белогорска, Волчий грот – недалеко от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы – в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба – на речке Чepнoй, Фатьма-Коба – у Байдарской долины и другие.

В среднекаменном веке (мезолит) существенно изменились орудия труда, они представляли собой небольшие кремневые изделия в виде сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к современному. 3начительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило методы охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретённый в позднекаменном веке лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В этот период развивается рыбная ловля.

Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свиньи и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство.

Стоянок этого периода в Крыму достаточно много. Наиболее известные Алимовский Навес, Кукрек, Фатьма-коба, Мурзак-коба, Таш-Аир I, 3амиль-Коба I, Сюрень II и др.

Важнейшим признаком новокаменного века (неолит – с V тысячелетия до н. э. до появления металлических изделий) является широкое использование глиняной посуды. Роль скотоводства в это время увеличивается. Из собирательства возникает земледелие.

В период энеолита и бронзового века (со второй половины IV до начала I тысячелетия до н. э.) ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение.

В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, белозерская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти куль туры носят пришлый характер, за исключением кеми-обинской, сабатиновской и белозерской.

Древнейшие люди Крыма в трудном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство.

Киммерийцы

Древнейшие известия о киммерийцах

Древнейшим народом, обитавшим в Крыму, были киммерийцы, проживавшие на полуострове в XV—VII веках до нашей эры.

Наиболее давние упоминания о них, восходящие к последним векам второго тысячелетия до нашей эры, мы находим в творениях великого греческого поэта Гомера. Так, в его поэме «Одиссея» говорится, что земля киммерийцев находится у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида.

Греческий историк Геродот очень интересовался историческими предшественниками скифов в Крыму. Его информаторы (скифы и греки) единодушно сообщали, что вся страна, которая в его время была занята скифами, раньше принадлежала киммерийцам. В подтверждение этого он писал: «И теперь еще есть в Скифии киммерийские стены, киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией есть и так называемый Киммерийский Боспор». При устье реки Тираса (Днестра) Геродоту показывали курган в котором, по преданию, были погребены последние киммерийские цари. Во многом подобные сведения о пребывании киммерийцев в Крыму сообщают и другие историки и географы древности. В частности, отмечалось, что киммерийцы совершали свои походы и в страны Средиземноморья еще во времена Гомера.

Стало очевидным, что киммерийцы жили в эпоху бронзы.

Занятия киммерийцев

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах.

В течение IX–VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическим находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в вид каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульчатыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а позднее – из железа. Киммерийский лук отличался прекрасными боевыми качествами и не имел себе равного в древности. Он по своим достоинствам не уступал прославленному скифскому луку.

Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено.

Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (без головы), на верхней части которых изображали оожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображены широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок.

Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств.

При появлении в Крыму скифов, как повествует предание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили через Кавказ, вдоль восточного побережья Черного моря в Азию.

А киммерийские «цари», не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это, по-видимому, в VII веке до нашей эры.

Тавры

Древнейшие известия о таврах

Существует несколько гипотез происхождения названия «тавры». Одни ученые говорят о том, что греки в древности именовали Крымские горы Тафрос. Поэтому жители гор стали называться таврами, а страна, В которой они жили, – Таврикой. Но существует и другое предположение. Местные жители горного Крыма занимались скотоводством, особое значение имели быки – по-гречески «таврос». Отсюда и получили свое название местные жители – тавры, а их земля называлась Таврикой, Тавридой.

Тавры издавна обитали в горах и предгорьях Крыма. По словам греческого историка Геродота, «тавры приносят в жертву Деве (богине) потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море... »

Древние авторы пишут не только о свирепых обычаях тавров, но и об их мужестве в бою. Так один из историков сообщает, что тавры, «предприняв войну, всегда перекапывают дороги в тылу; сделав их непроходимыми, вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, необходимо было или победить или умереть».

Наиболее конкретные сведения о районах проживания тавров сообщает Геродот: «Cтpaнy, прилегающую к морю, гористую и выступающую в Понт, заселяет племя тавров, до так называемого Скалистого (Керченского) полуострова».

Таким образом, в древности тавры занимали всю прибрежную и горную часть Крыма, примерно от Евпатории до Феодосии. Их соседями в степной части, в предгорьях и на Керченском полуострове были скифы.

Древнейшее (около VIII в. до н. э.) из известных в Крыму укрепленных поселений тавров Уч-Баш находится в Инкермане. Примерно к этому же времени относится раннетаврское поселение у Балаклавы. Невдалеке (вероятно, около мыса Фиолент) было святилище таврской Девы, о котором повествуют древние авторы.

Видимо, в этом районе в те времена проживало одно из наиболее развитых по уровню хозяйства и культуры таврских племен. Этому способствовали плодородие Инкерманской долины, близость к морю и богатые рыбой бухты.

Другие таврские поселения и укрепления – тоже ранних времен – тяготели к речным долинам в среднем течении и устьях Черной, Бельбека, Качи, Альмы, Салгира, 3уи и других рек, протекающих в предгорьях Крыма.

Позднее тавры заселили северные склоны и отроги Главной гряды и долины в гористых верховьях тек же рек. Это была относительно замкнутая горная территория, где жили наиболее отсталые таврские племена. Сохранились следы их временных стоянок. В скальных навесах и гротах – пещерные святилища, многочисленные остатки поселений и кое-где примитивные укрепления. Особенно интересны для историков таврские могильники с каменными ящиками кромлехи – ограды могил или священных мест, менгиры – вертикально поставленные каменные глыбы. Тавры заселили и побережье (южное и юго-восточное) с долинами, спускающимися к морю: Алуштинской, Судакской, Коктебельской. 3десь находились наиболее крупные таврские поселения античной эпохи, их потаенные убежища среди скал, иногда усиленные "стенами», более напоминавшими нагромождения больших камней. Для этих районов, так же, как и для гор, характерны могильники с каменными ящиками – полудольменами.

О происхождении тавров

Сведения о происхождении таврских племен очень скудны и разноречивы.

Возможно, что таврские племена формировались в условиях смешения разных этнических груша, пришлых и местных; с одной стороны, налицо поразительное сходство в обрядах и инвентаре близких по времени погребений в каменных ящиках Крыма и Северного Кавказа, а с другой стороны – в культуре тавров можно проследить местные традиции, корнями своими уходящие в эпоху бронзы.

Трудно сказать, как называли себя сами тавры. Историки древности приводят отдельные названия таврских племен: арихи, синхи, напеи. Слово же «тавры», близкое по созвучию греческому «таурос» (бык), многие безоговорочно приписывали грекам, видя подтверждение

этому в мифах о таврах и быках. Вероятнее, однако, что не название племен взято из мифов, а, как обычно, легенды и мифы использованы, а иногда и видоизменены для объяснения уже существовавшего местного названия.

После киммерийцев тавры были наиболее древним и многочисленным населением Крыма, о котором имеются письменные свидетельства. Культура тавров проявляется как бы внезапно в IX–VIII веках до нашей эры и быстро распространяется по всей Таврике. В происхождении таврской культуры прослеживаются три главных источника: местный, северокавказский, дунайско-днестровский.

Хозяйство и быт тавров

По свидетельству Геродота, во главе отдельных таврских племен в VI–V веках до нашей эры стояли вожди – басилевсы. Скифы пытались втянуть тавров в борьбу с; персидскими полчищами Дария, вторгшимися в Северное Причерноморье, но таврские басилевсы вместе с вождями других племен не согласились принять участие в войне и заявили: «Если враг ворвется в нашу землю и обидит нас, то и мы не стерпим этого».

В письменных источниках также говорится о занятиях тавров скотоводством: «тавры народ многочисленный и любит кочевую жизнь со стадами». Однако скотоводство у них еще не отделилось от земледелия, и хозяйство носило пастушеско-земледельческий характер.

О важной роли земледелия говорят костяные, каменные, позже железные мотыги, серпы, зернотерки и множество зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, гороха и других культур.

В зависимости от географических условий у отдельных таврских племен могло преобладать скотоводство, у других в плодородных долинах – занятие земледелием. Оба вида хозяйства дополняли друг друга.

Рыболовство и охота у горных тавров были, как правило, не основными, а подсобными занятиями. Тавры прибрежных районов помимо рыболовства занимались и сбором моллюсков.

Гончарство ткачество, прядение, обработка кож, камня, дерева, кости – все эти ремесла у тавров, в особенности в раннее время, по-видимому, носили домашний и примитивный характер.

Обмен товарами был развит слабо и лишь несколько увеличился в первые века нашей эры. Об этом говорят находки античности керамики и изделий из металла в могильниках поздней поры. Тавры вели обмен со скифами (оружие, конская сбруя), с народностями и племенами Северного Кавказа (бронзовые украшения) и с греками (керамика, вино, бусы и другое).

Родоплеменной строй и обычаи тавров отличались особой устойчивостью. Об этом говорят родовые могильники и погребальные сооружения, сложенные из огромных каменных плит, что требовало затраты труда. Коллективные семейные погребения прослеживаются у тавров на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры. По свидетельству историка, тавры погребали вместе с вождями рода их преданнейших друзей и в знак траура отрезали себе часть уха.

Данные раскопок подтверждают рассказ Геродота о том, что тавры уже строили дома с очагами и дымоходами. Часть домов примыкала тыльной, а иногда и боковыми сторонами к скалам. Крыши, по-видимому, были односкатными, бревенчатыми, сверху засыпались землей. Незначительные по площади дома, очевидно, были рассчитаны на одну семью.

Родовой быт тавров и их культура в это время приобретают наибольшую законченность. Именно к этому времени относятся таврские могильники с каменными ящиками классического типа: строго прямоугольной формы, из четырех больших, поставленных на ребро, хорошо пригнанных плит, перекрытых пятой, покровной.

В могильниках тавров находили глиняную посуду, бронзовые вещи, металлические изделия. Особенно много бронзовых украшений: шейные гривны, височные кольца, булавки, бляшки, подвески. Реже клали в могилы бронзовые наконечники стрел и железное вооружение, железные наконечники стрел и копий, короткие мечи – акинаки. Попадаются принадлежности конской сбруи.

Скифы

Скифией древнейшие авторы называли обширную территорию в Причерноморье. Становление скифского племенного союза происходило в VIII–VII вв. до н. э.

Антропологически скифы принадлежат к европеоидной расе. Скифский язык исследователи относят к североиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Сообщение Геродота о том, что все киммерийское население якобы покинуло степи Причерноморья и скифы заняли пустующую страну, является явным преувеличением. Часть киммерийцев, безусловно, осталась на месте и была ассимилирована скифами. Об этом убедительно свидетельствуют преемственность ряда форм материальной культуры, а также легенды о происхождении скифов, в которых можно уловить местные традиционные элементы.

Одержав решительную победу над киммерийцами, скифы в «поисках» новых соперников устремились далеко за пределы Таврики. Это не случайно. Основное занятие скифов, скотоводство, позволяло значительной части мужского населения быть оторванной от трудовых забот и всецело посвятить себя ратному делу. Это позволило создать огромную армию, отлично вооружённую лучшим железным оружием, знаменитым луком и умеющую этим оружием владеть с детства. Скифы представляли собой грозную силу для любого противника. Первоклассные наездники, скифы стремительно перемещались на конях, были идеально приспособлены к ведению войн далеко от своих стоянок.

В этот период наступление скифского войска было направлено на юг, где находились богатые государства 3акавказья и Передней Азии – Урарту, Манна, Лидия, Мидия, Ассирия. Дошедшие до нас сведения древних авторов рассказывают о стремительном нападении скифов, об их постоянных войнах то с одним, то с другим государством. Оставив всё обременяющее воина в походах (семьи, имущество, стада) в местах своих основных кочевий, скифские отряды воевали налегке. Переднеазиатский поход продолжался достаточно долго – от 20 до 60 лет. 3а это время скифское войско достигает Египта и Палестины.

Долгое, полувековое, пребывание скифов в Передней Азии оказало большое влияние на скифское общество. Соприкасаясь с высокоразвитыми странами того времени, скифы обогатили свою культуру, более быстрыми темпами стали развиваться социальные процессы. Но завершение этого длительного похода принесло скифам неудачу. Потерпев ряд поражений от усилившихся Мидии и Нововавилонского царства, скифское войско вынуждено было покинуть территорию Лидии и вернуться в степи Предкавказья и Причерноморья в начале VI в. до н. э.

Но на этом «неприятности» для скифов не закончились, несмотря на то, что они оказались уже в своих владениях. Геродот в своей «Истории» сообщает, что возвратившихся из Передней Азии скифов «ожидали трудности не меньшие, чем война с мидийцами; они обнаружили, что им противостоит немалое войско».

Большая часть исследователей признают, что сражались скифы со своими рабами на территории Крыма. По их мнению, ров, выкопанный рабами, не мог находиться на Перекопе, так как провести его оттуда до Крымских гор в техническом отношении тогда было вряд ли возможно, да и бессмысленно. Располагался он, вероятнее всего, на Акмонайском перешейке, на западной границе Керченского полуострова, ибо только там можно прорыть ров от Меотиды (район Арабатской стрелки) до Таврских гор, которые начинались у современной Феодосии.

О пребывании скифов на территории Таврики с давних времен красноречиво говорят курганы – скифские захоронения. Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты археологами недалеко от Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у села Филатовки. Одним из самых известных исследованных курганов в Крыму является курган Куль-оба («холм пепла») недалеко от Керчи.

Гробница в кургане Куль-оба была обнаружена в 1830 г. Она построена из тёсаного камня, почти квадратная в плане – 4,6 на 4,2 м – со входом в северной стене. Высота сужающегося уступами свода – 5,3 м. Характер архитектуры и кладки говорит о том, что строили гробницу греческие мастера. Но склеп строился для захоронения знатного скифа, об этом говорит устроенный в склепе своеобразный деревянный потолок, напоминающий деревянный шатер и доходящий до свода склепа, украшенный пологом с золотыми бляшками. У восточной стенки склепа на роскошном деревянном ложе покоился знатный скиф, возможно, царь. О том, что умерший был именно скифом, свидетельствуют табор сопровождающего инвентаря и другие черты ритуала. Так, на голову погребенного был надет традиционный скифский головной убор – остроконечная войлочная шапка-башлык с нашитыми на нее золотыми бляшками. Драгоценная диадема дополняла убор. На шее погребённого находилась золотая гривна весом 461 г, на каждой руке - от одного до трех браслетов с фигурными окончаниями.

В специальном отделении ложа помещались оружие и ритуальные предметы: железный акинак с обложенной золотом рукоятью, нагайка, горит (футляр для лука), покрытый золотой пластиной с изображениями животных, оселок в золотой оправе, золотая чаша – фиала. Слева от ложа, в capкoфaгe из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или наложница) в расшитых золотыми бляшками одеждах. Её погребальный убор был очень богат: электровая (сплав золота и серебра) диадема с крупными золотыми подвесками, ажурные серьги, гривна, ожерелье, два браслета (все из золота). Рядом находилось бронзовое зеркало с обложенной золотой фольгой ручкой, а между голеней стоял электровый шаровидный кубок с изображением эпизодов скифского эпоса.

У южной стенки склепа лежали останки возницы-оруженосца, рядом с которыми в особом углублении находились кости коня, два наконечника копий, бронзовые поножи и шлем. Вдоль стенок склепа стояли металлические сосуды – бронзовые котлы с костями барашка, два серебряных позолоченных таза с набором ритуальной посуды, а также амфоры, в которых сохранился осадок от испарившегося вина. По всему склепу были разбросаны бронзовые наконечники стрел, а под полом находился тайник, сразу же обнаруженный исследователями и разграбленный «золотоискателями». Среди находившихся в нем предметов особенно интересна выкупленная у грабителей большая золотая бляха в виде лежащего оленя.

Война скифов с персами

Скифы пришли в Крым в VII веке до нашей эры из Азии. Это ираноязычные племена. В Крыму проживали племена царских скифов (существовали также племена скифов-пахарей, скифов-кочевников и другие).

Самым замечательным событием в ранней истории Скифии явилось вторжение в её пределы персидского царя Дария в 513 году до нашей эры. Дарий имел намерение покорить скифов и сделать их своими данниками.

С огромным войском Дарий вступил в Скифию. Перед лицом нависшей опасности скифы обратились за помощью к соседним народам, но те отказались помочь, так как были заинтересованы в ослаблении скифов – своего могущественного и сильного соседа.

Не имея достаточно сил, чтобы вступить с персами в открытый бой, скифы применили тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. На своем пути они засыпали колодцы и источники, уничтожали траву.

Истощив силы в бесплодных преследованиях, Дарий послал к скифскому царю своего гонца с предложением прекратить отступление и начать битву или, признав себя слабым, покориться и стать его данником. На это царь скифов ответил: «Знай, перс, каков я: и прежде никогда не бежал я из страха ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя; ныне я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время, а почему я не тороплюсь сражаться с тобой, я и это тебе скажу: у нас нет ни городов, ни заселенной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они не были взяты и опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить – тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится. За то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне поплатишься».

Скифы послали Дарию символические оскорбительные «дары»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Эти дары означали следующее: «Если вы, персы, не улетите в небеса, превратившись в птиц, или не скроетесь в земле, подобно мышам, или не прыгнете в озера, превратившись в лягушек, то не вернетесь назад, будучи поражены этими стрелами».

Вынужденный признать свою неудачу в войне, Дарий поспешил покинуть Скифию.

Общественный строй

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли, очевидно, союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя. Такое деление племен отражено в рассказе о трех соединениях скифского войска во время войны с Дарием I. Причем предводитель самого большого и наиболее мощного воинского соединения скифов Иданфирс считался старшим.

Впоследствии, в IV в. до н. э., власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя – Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы, Эта зависимость выражалась в уплате дани.

Форма зависимости подвластных народов от царских скифов была различной. В одних случаях она могла быть более мягкой, в других жесткой. Прямое влияние на характер взаимоотношений могла иметь степень этнического родства, когда близкие по этносу и культуре народы находились в более привилегированном положении, чем этнически чуждые.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая индивидуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели большие стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной и достаточно сильной. Существовало представление о божественном происхождении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоявшая из числа лучших воинов.

В определённой степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание – «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.

Скифская знать и цари понимали, что имущество скифов в значительной степени зависит от сохранения демократических традиций военно-родовой организации, и стремились сохранить их.

Этот момент хорошо описывает Плутарх, рассказывая о царе скифов Атее. Автор наделяет Атея героическими чертами варварской простоты и военной доблести. Плутарх сообщает, что Атей, чистя своего коня, спросил у присутствующих при этом македонских послов, делает ли это царь Филипп. Выслушав чудесную игру пленного флейтиста, он сказал, что с большим удовольствием слушает ржание коня. В письме к македонскому царю Филиппу Aтeй писал: «Ты имеешь власть над македонцами, умеющими воевать с людьми, а я – над скифами, которые могут бороться и с голодом, и с жаждой».

Эти примеры показывают, что скифские цари хорошо знали, как свято их народ чтит свои обычаи и избегает пользоваться обычаями других народов и больше всего эллинскими.

Хозяйство скифов

Основную отрасль хозяйства скифов составляло скотоводство. Скот имел огромное значение – он был основным средством существования. Главная забота кочевников сводилась к сохранению и увеличению поголовья скота.

Основу кочевого хозяйства в степях составляло коневодство. В состав стада входили также крупный рогатый кот, овцы, небольшое количество коз. Скифские лошади были небольшими, однако отличались резвостью и выносливостью.

Скифы кочевали большими группами. Скот круглый год содержался на подножном корму. В самое трудное время зимовки лошади своими копытами разбивали снег, добывая сохранившуюся траву для себя и других животных.

Жилищами у кочевых скифов служили войлочные помещения на повозке с четырьмя или шестью колесами. Кибитки, защищавшие от ветра, дождя и снега, предназначались для женщин и маленьких детей; в них также хранилось имущество. Жизнь мужчин с детства была связана с верховой лошадью.

Одежда и экипировка скифов была хорошо приспособлена к условиям кочевой жизни. В их быту большое место занимали различные изделия из кожи, шкур, войлока и шерсти. Из этих материалов изготовляли одежду, обувь, бурдюки и множество других вещей домашнего обихода. Изготовлением их занимались в основном женщины.

Очень удобной была одежда скифов – короткие, туго перетянутые кожаные (мехом внутрь) кафтаны, плотно облегающие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, мягкие, перевязанные у щиколотки полусапожки (скифики), остроконечные башлыки, хорошо защищавшие голову. Одежда украшалась вышивкой, а парадная одежда богатых скифов расшивалась множеством золотых украшений.

Посуда, использовавшаяся в кочевом быту скифов, была преимущественно деревянной и металлической: бронзовые котлы для приготовления мясной пищи, бронзовые миски, деревянные подносы и чаши.

Большинство предметов бытового обихода из металла, кости, а также, очевидно, из дерева, тканей, войлока и

кожи художественно оформлялись с определенным своеобразием. Мотивы такого оформления были заимствованы из зооморфного мира и находили свое воплощение в изображениях фигурок или каких-то частей животных, птиц или рыб. Этот вид изящного прикладного искусства получил название скифского звериного стиля.

Среди образов раннескифского искусства излюбленными были изображения оленя, барана, пантеры, лося, горного козла. Часто использовались мотивы головок коня, орла, грифобарана. Чаще всего животные изображались в спокойном состоянии.

В дальнейшем, под влиянием греческого искусства, скифский стиль утрачивает свою особенность. В то же время получают распространение реалистические сюжеты – сцены борьбы и терзания зверей и изображения различных животных.

Изображения в зверином стиле не только отвечали эстетическим вкусам скифов, но и воплощали определенную магическую символику. Они играли роль амулетов-оберегов, призванных защищать их собственников от враждебных сил и привлекать покровительство и помощь доброжелательных богов.

Нет сомнения в том, что в кочевьях скифов существовали оружейные, литейные, кузнечные, ювелирные и другие мастерские. Изделия их широко представлены в разнообразном составе предметов скифской материальной культуры. Однако ремесло носило характер домашнего производства.

У скифов были развиты торговля и обмен как внутри племен, так и с другими народами. Огромное значение имели торговые связи с населением Кавказа и с греческим миром.

Из Скифии вывозили скот, хлеб, мед, воск, кожу, а также огромное количество рабов, захваченных в военных походах. Ввозили в Скифию вино и оливковое масло в амфорах, ткани, различные изделия греческого ремесла, в частности, посуду, украшения.

Малая Скифия

На рубеже IV–III вв. до н. э. для скифского государства происходят важнейшие события. В этот период к его границам подходят кочевые племена савроматов (сарматов), которые в VI–IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на запад, к концу IV в. до н. э. сарматы достигают границы Скифии по Танаису (Дону). Всё это приводит к постоянным столкновениям. Скифы встают на защиту своей территории, своих кочевий и зимников, своих очагов.

Но напор сарматов был слишком сильным, и скифы вынуждены были постепенно уступать свою территорию. В течение III в. до н. э. сарматы вытеснили скифов из степей между Доном и Днепром. Как отмечает Диодор Сицилийский, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню».

С этого момента в истории Скифии начинается новый этап. Вытесненные с широких степных пространств и владея относительно небольшой территорией, большая часть которой находилась в Таврике, скифы вынуждены были приспосабливаться к новым условиям. Они постепенно превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Коренные изменения в экономике привели к существенным новшествам и в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на историю скифов. С этого момента скифы уже основательно осваивают территорию Таврики. Прежде всего они осваивают земли в речных долинах в пределах Внешней и Внутренней гряды. Археологами открыты поселения скифов на реках Альма, Западный Булганак, Кача, Бельбек, Зуя, Биюк- и Кучук-карасу, Бештерек и Салгир. Издавна эти районы отличались благоприятными условиями для занятия земледелием. Здесь имеется достаточное количество источников воды и плодородных земель.

В этот период на территории Таврики появляется все больше и больше основательных, постоянных поселений и укреплений. В своей «Географии» Страбон упоминает четыре скифских крепости в Таврике – Неаполь, Хабеи, Палакий и Напит. В результате археологических исследований открыты и изучены четыре крупнейших скифских городища: Керменчик, Кермен-кыр, Булганак и Усть-Альминское. Возможно эти городища и описывал Страбон.

В III веке до нашей эры на перекрестке. древних торговых путей в долине Салгира скифы основывают значительный укрепленный пункт (нa месте современного Симферополя в районе Петровских скал), который становится столицей.

Как звучало название столицы по-скифски, нам неизвестно. В греческих письменных источниках ее именуют Неаполис – «новый город», что, наверняка, является переводом скифского словосочетания. В исторической и краеведческой литературе за городом закрепилось условное название: Неаполь скифский.

Городище «Неаполь скифский» – главный археологический памятник Симферополя, пользующийся мировой известностью. Если подняться на городище, то откроется обширное, бугристое поле, поросшее травой.

Основательному разорению городище подверглось в первые десятилетия существования Симферополя. Жители нового административного центра Таврической области «добывали» камень для строительства домов из древних сооружений Неаполя, не задумываясь над тем, когда и кому служила эта заброшенная крепость на месте тоже заброшенной, уже средневековой деревеньки Кepменчик. Сохранились гравюры с изображением Неаполя. Судя по этим гравюрам, больших капитальных сооружений было немало в разных концах городища.

Пристальное внимание историков к городищу привлекла случайная находка в 1827 году мраморных плит с рельефным изображением скифского всадника и надписями, упоминающими скифского царя Скилура. Первые раскопки, проведенные в том же году, дали еще один мраморный рельефный парный портрет мужчин, пожилого и молодого (по всей вероятности, царя Скилура и его сына Палака).

С тех пор на городище работали многие ученые. Раскопки на городище, казалось бы, стертом с лица земли до последних камней фундаментов, ознаменовались выдающимися открытиями. Обнаружен мавзолей с пышными и богатыми захоронениями Малой Скифии, прослежена система оборонительных стен и башен, выявлены остатки жилых и культурных построек с интересной росписью. Обнаружен целый ряд объектов самобытной скифской культуры. Отпали последние сомнения. Да, это потерянный в веках Неаполь скифский.

Путь на городище преграждает высокая крепостная стена с башнями. Она протянулась от обрывов Петровских скал до Петровской балки и дальше вдоль балки до острого мыса, которым завершается плато Неаполя скифского.

За воротами лежит просторная площадь. По ту сторону площади – длинное здание с портиками. Между колоннами портиков высятся бронзовые статуи богов и царей. Парадная стена здания украшена мраморными рельефами. Среди них выделяются портреты Скилура и Палака. Они изображены едущими рядом на лошадях. Дальше находился рельеф уже одного возмужавшего Палака на коне с копьем в руках. Под каждой статуей и рельефом высечены надписи на греческом – международном языке того времени.

Кстати, и торговал Неаполь в основном с Грецией. В городе не только бывали, но и постоянно жили греческие купцы. На этой площади они заключали сделки на вывоз знаменитой таврической пшеницы.

За «зданием с портиками» стоял дворец скифских царей. На стенах парадного зала причудливая «растительная» роспись, на резных дубовых скамьях – яркие ковры, в глубоких нишах стоит заморская чернолаковая посуда. Из парадного зала скрытая драпировкой дверь ведет в жилую часть дворца, обставленную с неменьшей роскошью.

К западу от дворца был расположен еще один богатый дом («здание с подвалом»). Наверное, сына царя или кого-то из самых приближенных к царю людей. На противоположной стороне, на площади, где курился священный огонь, расположены храмы. Если в росписи гражданских помещений преобладал зеленый цвет, то в храмах основной декор – красный. Плоскости стен разбиты полуколоннами с резными капителями. Убранство храмов – ритуальные украшения, статуи...

От площади с храмами разбегались путаные улочки, где в скромных домишках жил простой люд Неаполя. Не из одних мирных будней складывалась его жизнь. Врагов у Неаполя скифского хватало. Прежде всего Херсонес – самостоятельное греческое государство, жаждавшее распространить если не власть, то влияние на весь хлебный Крым, чтобы сосредоточить в своих руках торговлю скифским хлебом с Грецией. Скифы, естественно, не могли примириться с таким самозванным посредником. Между скифами и херсонеситами то и дело вспыхивали войны. Неприятели трижды вторгались в пределы скифского государства, громя и сжигая все, что попадалось на их пути. Эта же участь постигла и Неаполь.

Неизвестно, когда и как прекратил свое существование Неаполь скифский. Известно, что в 275 году его разрушили готы. И есть сведения, что он продолжал жить после готского нашествия. Считается, что окончательно Неаполь скифский разорили гунны.

Рядом с бывшей столицей скифов, в предместьях современного Симферополя, археологами обнаружены две другие мощные позднескифские крепости. Одна из них располагалась в 6 км от Симферополя, на холме, возвышающемся над долиной реки Салгир. Руины зтой крепости получили название Кермен-кыр.

Второе укрепление получило название Булганакское городище. Расположено оно на холме в долине реки Западный Булганак у села Пожарского (в 15 км от Симферополя). Эти крепости возникли, очевидно, одновременно с Неаполем или чуть позже.

Во многом обе крепости схожи. Для устройства этих поселений скифы выбрали холмы, ограниченные с одной стороны долинами рек, с двух других – глубокими балками. Такое расположение создавало естественную защиту поселений. Кроме этого, каждая крепость была защищена еще и двумя линиями оборонительных сооружений.

Одним из самых крупных поселений скифов, по занимаемой площади уступавшем только Неаполю, было поселение на высоком левом берегу Альмы у впадения её в море (около современного поселка Песчаное). С двух сторон оно было защищено крутыми обрывами, с двух других – земляным валом и вырытым перед ним рвом. Это поселение получило название Усть-Альминское. Оно состояло из домов, сложенных из камней и сырцовых кирпичей, а также из углубленных в землю полуземлянок. За пределами вала располагались неукрепленные селища.

После утверждения скифов в равнинной части Крыма оживляются их торговые связи с греческими. городами. Кроме того, скифы пытаются воспользоваться ослаблением греков. Они подчиняют Ольвию, налагают дань на Боспор и начинают вести активное наступление на причерноморские города западного побережья Крыма. Свободный доступ к морю открывал для них возможность расширить сферу своей торговой деятельности. Это привело к военным столкновениям и положило начало их длительной борьбе.

Наибольшего расцвета Малая Скифия достигает во II веке до нашей эры, в годы правления царя Скилура. В это время скифское царство на востоке граничило с Боспорским царством; на юге – доходило до предгорий Крыма, населенных таврами; на севере в него входила область на Нижнем Днепре, в том числе и Ольвия, где Скилур чеканил свою монету. На западном берегу скифы захватили главные гавани – Керкинитиду, Калос Лимен и ряд других греческих укрепленных пунктов, превратив их в свои крепости.

Но война с Херсонесом, которому помогали греки, римляне и сарматы, ослабила Скифское царство, и постепенно оно теряет свое былое могущество. Скифское царство просуществовало до III века и пало под ударами готов.

Cарматские племена

С ослаблением скифского могущества в III веке до нашей :эры главенствующее положение в Причерноморье переходит к сарматам, ираноязычным племенам. С ними связан целый период древней истории нашей родины. Ранние античные авторы называли их савроматами (от иранского слова «саоромант», что значит «опоясанный мечом»).

Этническая принадлежность. Язык

Геродот отмечает родство сарматов со скифами, ссылаясь на близость их языка. Он приводит легенду об амазонках, от брака которых со скифами якобы произошли сарматы. Такова древнегреческая новелла о происхождении савроматов. Эта новелла возникла, по предположению исследователей, в результате слияния древнегреческих мифов об амазонках и скифских сказаний о савроматских женщинах, которые тоже ездили верхом, охотились и участвовали в войнах. И получилась поэтическая, красивая легенда.

Но многое из этой красивой легенды Геродота подтверждается. Подтверждаются сведения о савроматских женщинах-воительницах. В женских погребениях, как и в мужских, археологи находят оружие и конское снаряжение.

В этой связи интересные и важные сведения имеются у Псевдо-Гиппократа. Он пишет: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его – савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо ещё в раннем детстве матери их, раскалив приготовленный с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие соков переходят в правое плечо и руку».

Ряд исследователей столь воинственный образ сарматок объясняют тем, что когда савроматские мужчины уходили в длительные военные походы, женщины сами охраняли стада и хозяйство. Для этого они могли создавать специальные женские отряды. Отсюда и навыки верховой езды, и умение владеть оружием, и воинственность.

Язык сарматов, как и язык скифов, принадлежит к северо-восточной группе иранских языков. Отзвуки его, по мнению лингвистов, можно найти в современном осетинском языке.

От античных авторов мы узнаем и о названии отдельных племен. Основные из них: арсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Древнейший период сарматов VI–IV веков до нашей эры характеризуется развитием коневодства. В это время происходит образование союзов родственных племен во главе с вождями. Появляется и совершенствуется новый тип железного оружия и снаряжения. К концу этого периода союзы племен вышли на историческую арену как сильные в военном отношении объединения, стремившиеся к расширению пастбищной территории, к ближайшему соседству с причерноморскими государствами.

Часть кочующих в степях Приазовья сарматов проникла и на Таврический полуостров, где оказывала активное влияние на жизнь народов Крыма. Особенно оно усилилось в первые века нашей эры. Отношения сарматов со скифами носили попеременно то враждебный, то мирный характер.

Во II веке нашей эры, по-видимому, на основе объединения арсов и сираков, аланы образуют мощный союз племен, Этот союз занимал господствующее положение среди других сарматских племен.

Пребывание аланов в Крыму, куда они переселились из Прикубанья и Тамани, находит свое подтверждение в ряде памятников. Учащение военных столкновений с сарматами в конце I и во II веке нашло отражение в изобразительном искусстве Боспора и причерноморских городов. Яркими памятниками этих бурных событий служат росписи пантикапейских склепов, передающих сцены поединков греков с кочевниками.

На каменных надгробных рельефах, терракотовых статуэтках, монетах встречаются изображения пеших и конных воинов, одетых в панцирные доспехи, скачущих всадников и ряд других сюжетов.

У воинов, изображенных на этих памятниках, характерные для сарматского вооружения мечи с кольцевым навершием, длинные копья, развевающиеся плащи и круглые фалары на крупах коней. Античные авторы характеризуют аланов как «храбрых, сильных и многоконных» воинов.

С середины III века нашей эры в причерноморские степи надвигаются с северо-запада готы, в союз с которыми вступают и другие племена. В числе их были и аланы, занимавшие не последнее место в руководстве армии готов. Пребывание готов в Крыму сопровождалось опустошительными набегами на прибрежные области, подорвавшими развитие причерноморских городов.

В IV веке аланы подвергаются нападению новых кочевников – гуннов. «Пройдя через земли аланов, – сообщает историк, – гунны произвели в них страшное опустошение, а с уцелевшими жителями заключили союз и присоединиили их к себе».

В стремительном движении на запад гунны увлекают за сoбoй часть аланов. Аланы проходят через всю Европу, переправляются морем в Африку, распространяя среди других народов свои военные приемы. Часть аланов осталась в Крыму.

Аланы хоронили умерших в узких подкурганных могилах, в более позднее время – в катакомбах.

Античные поселения в Крыму

Греческая колонизация северного Причерноморья

Выдающееся значение в истории человечества имело античное общество, его культура. Многочисленные его достижения в разнообразных отраслях человеческой деятельности вошли составной частью в основу европейской цивилизации, в частности, в философию, искусство, архитектуру, литературу, театр и т. д. Без фундамента, который заложили Греция и Рим, не было бы ни современной Европы, ни современного мира. Античное влияние испытали почти все племена, населявшие тогда восточную Европу. Оно проявилось как в общественной, политической, экономической сферах, способствуя ускорению общественного развития племен, так и в культуре. Именно поэтому большой интерес представляет история античных северопричерноморских государств, которые были органической частью античного мира и развились в контакте с городами его основных территорий в Восточном Средиземноморье, материковой и островной Греции.

Первые античные поселения появились на северном побережье Черного моря 2500 лет назад. Установление тесных взаимосвязей с местным населением обусловило возникновение важных особенностей в политическом, экономическом и культурном развитии античных государств этой территории.

В свою очередь, античные города Северного Причерноморья сыграли большую положительную роль в появлении и развитии новых черт быта и культуры причерноморских племен. Преимущественно через эти города проходили контакты местного населения со всем миром. Благодаря греческой торговле, ремеслам, искусству местные племена познакомились с достижениями античной культуры, элементы которой нашли у них широкое распространение. Искусство греческих мастеров, живших в северопричерноморских городах, сохранило для нас образы рядовых жителей Таврики, образцы высочайшего мастерства.

Причины греческой колонизации

Заселение греками Северного Причерноморья не было единичным, случайным явлением в истории развития античного общества. Колонизация была закономерным следствием относительного перенаселения Греции. И часть населения вынуждена была отправляться на поиски новых земель. Кpoмe того, определенное значение имел военный фактор. В ряде случаев вражеские нашествия на греческие города и их разорение также принуждали жителей иногда целых полисов переселяться в другие местности. Взаимоотношения с метрополией были равноправны и осуществлялись на договорных началах.

Основание колоний происходило, как правило, организованно. Обычно метрополия назначала или сами колонисты выбирали руководителя переселения – ойкиста, основной задачей которого было распределение земельных участков на месте нового поселения. Переселенцами являлись в основном обезземеленные земледельцы и ремесленники.

Развитию новых городов способствовала и активная торговля. В то время в Греции быстро росли население и количество городов с довольно развитыми ремеслами, которые требовали регулярного обеспечения их продовольствием и сырьем. Освоение новых земель могло не только удовлетворить эти потребности, но и позволить продавать ремесленные изделия и некоторые виды сельскохозяйственной продукции греческих городов.

Заселение греками Причерноморья происходило постепенно. Заселялось в основном морское побережье, причем местами плотность расположения небольших поселений была довольно высокой. Иногда поселения находились в прямой видимости одно от другого. Античные города и поселения были сосредоточены в районе Боспора Киммерийского (Керченский полуостров) с наиболее крупными городами Пантикапей (Керчь) и Феодосия; в районе Западного Крыма – с основным центром Херсонесом (Севастополь).

Политическая организация античных городов-государств

Формой политической организации новооснованных городов-государств была, как правило, республика. Основанные на новых землях города-государства на первых этапах своего существования имели политическую организацию, подобную греческим городам того времени, демократию. Подобными были их система и органы власти. Эти государства состояли из города – экономического, политического и культурного центра, государства и хоры – сельскохозяйственной округи.

Формирование важных особенностей в жизни тех или иных греческих колоний обусловливалось в значительной степени влиянием местного населения. От характера отношений с местными племенами в значительной мере зависели не только экономика и политика но и само существование северопричерноморских городов.

В истории античных городов-государств Северного Причерноморья можно выделить два основных периода их развития, каждый из которых имеет свою специфику. Первый период охватывает время с IV по II век до нашей эры и характеризуется относительно самостоятельным развитием городов-государств, тесными связями с другими греческими городами. Второй приходится на I век до нашей эры и IV век нашей эры. Это время зависимости северопричерноморских городов сначала от Понтийского царства, а затем от Римского государства, время разрушительных набегов готов, гуннов и других кочевых племен.

Херсонес

Большим центром античной цивилизации в Северном Причерноморье было западное побережье Крыма. Самым большим городом здесь был Херсонес Таврической (в переводе – полуостров тавров), основанный в 422–421 годах до нашей эры выходцами из дорийского города Гераклея Понтийская. Он находился в юго-западной части Крыма, на западной окраине современного Севастополя, на берегу Карантинной гавани. Местоположение Херсонеса на скалистом мысу, окруженном бухтами, удобными для мореплавания, было очень выгодным для обороны.

Со времени своего возникновения Херсонес находился, в отличие от других античных городов Крыма, во враждебном окружении: в горах – племена тавров-скотоводов, в степях Крыма – кочевых скифов. Поэтому херсонеситам пришлось укреплять не только город, но и его сельскохозяйственную округу. Напряженная обстановка сдерживала установление экономических связей Херсонеса с местным населением Крыма. Поэтому хозяйственной основой Херсонеса стало собственное развитие многоотраслевого сельского хозяйства, а со временем и ремесла.

Херсонес развивался достаточно быстро, его жители осваивали все новые и новые участки земли. На этих участках до 50% площади занимали виноградники; зерновых культур выращивали сравнительно мало. Каждый такой участок (клер) имел усадьбу.


 

Анекдот 
Работаю системным администратором. Обслуживаю несколько организаций, и вот звонят недавно из одной, и говорят, что что-то случилось, сервер не доступен? сеть не работает и. т. д. Приезжаю, действительно, сгорел блок питания, и так хитро сгорел, что из него слышится пощелкивание. Спрашиваю у девушки, которая мне звонила:
- Что ж вы не сказали, что компьютер так щелкает? На что девушка ответила:
- Так это же часы у BIOS`a тикают......
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100