Антропология как наука
Наука
о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о
нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.
Антропология
как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века. Основные разделы
антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.
Процесс
историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального
развития его трудовой деятельности, речи, а также общества называется
антропогенезом или антропосоциогенезом.
Проблемы
антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало
представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их
создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании
утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и
обществу.
В
середине XVIII века К.Линней положил начало научному представлению о
происхождении человека. В своей "Системе природы" (1735 г.) он отнес
человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с
человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология;
так, в 1766 г. появилась научная работа Ж.Бюффона об орангутанге. Голландский
анатом П.Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека
и животных.
В
XVIII - первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили
большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе.
Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В
40-50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал
первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия
опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в
60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.
Однако
даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных
и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей
"Философии зоологии" он писал об ином происхождении человека, чем
только лишь от животных).
Революционную
роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: "Тот, кто
не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не
может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения".
Человек
одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез
неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс
антропосоциогенеза. |