Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> Экология >> Рациональное использование природных ресурсов

Рациональное использование природных ресурсов

Скачать в архиве Скачать

Рациональное использование природных ресурсов

Основные экологические принципы рационального природопользования

Все вышеизложенное заставляет сделать однозначный вывод: как невозобновляемые, так и возобновляемые ресурсы планеты не бесконечны, и чем интенсивнее их используют, тем меньше этих ресурсов остается следующим поколениям. Поэтому повсеместно требуется принятие решительных мер по рациональному использованию природных богатств. Эпоха безоглядной эксплуатации природы человеком кончилась, биосфера остро нуждается в охране, а природные ресурсы следует беречь и расходовать экономно.

Основные принципы такого отношения к природным ресурсам изложены в международном документе «Концепция устойчивого экономического развития» , принятом на второй Всемирной Конференции ООН по ООС в Рио-де-Жанейро в 1992 г.(см. также тему 7).

По поводу неисчерпаемых ресурсов «Концепция устойчивого экономического развития» развития настоятельно требует возврата к их повсеместному использованию и там, где это возможно, замены невозобновляемых ресурсов на неисчерпаемые. В первую очередь это касается энергетической отрасли.

Ранее уже говорилось о солнечных батареях. Пока их КПД не очень высок, но это чисто техническая задача, и в будущем она, несомненно, будет успешно решена.

Перспективным источником энергии, как уже было сказано, является ветер, и на равнинных открытых приморских территориях использование современных «ветряков» оказывается весьма целесообразным.

С помощью горячих природных источников можно не только лечить многие заболевания, но и отапливать дома. Как правило, все трудности применения неисчерпаемых ресурсов заключаются не в принципиальных возможностях их использования, а в технологических проблемах, которые приходится решать.

В отношении невозобновляемых ресурсов в «Концепции устойчивого экономического развития» сказано, что их добычу следует сделать нормативной, т.е. уменьшить темпы извлечения полезных ископаемых из недр. Мировому сообществу придется отказаться от гонки за лидерство по добыче того или иного природного ресурса, главное — не объем извлеченного ресурса, а эффективность его использования. Это означает совершенно новый подход к проблеме добычи полезных ископаемых: надо добывать не столько, сколько может каждая страна, а столько, сколько нужно для устойчивого развития мировой экономики. Разумеется, к такому подходу мировое сообщество придет не сразу, для его реализации потребуются десятилетия.

Для современной России минеральные ресурсы составляют основу ее экономики. Разумеется, прежде всего, это нефть и природный газ. В России добывается более 17% мировой нефти, до 25% природного газа, 15% каменного угля. Главная проблема при их добыче — неполное извлечение из недр: нефть из скважины выкачивают в лучшем случае на 70%, каменный уголь — не более чем на 80%. Это потери при добыче, далее следуют не менее крупные потери при переработке.

Необходимо создание и внедрение новых технологий, позволяющих повысить долю извлеченной нефти, угля, руд металлов. Естественно, на это нужны немалые средства. В нашей в стране множится число «неперспективных» затопленных шахт, которые при умелой эксплуатации вполне могли бы еще давать продукцию, брошенных в тундре нефтяных скважин и буровых (дешевле пробурить новые, чтобы быстрее окупить затраты и качать, качать, чтобы потом бросить, оставив в недрах более 30% ископаемых).

К задаче более полного извлечения из недр примыкает и другая — комплексное использование минерального сырья. Как правило, ни один металл не встречается в природе в одиночку. Анализ некоторых руд Урала показал, что кроме основного добываемого металла (например, меди), в них содержится большое количество редких и рассеянных элементов, и их стоимость часто превышает стоимость основного материала. Тем не менее, это ценное сырье очень часто остается в отвалах из-за отсутствия технологии его извлечения.

Следующая экологическая проблема горнопромышленного комплекса состоит в том, что он превратился в один из самых крупных источников загрязнения и нарушения ОС. В местах добычи полезных ископаемых, как правило, страдают леса, травяной покров, почва. Если добыча осуществляется в тундре (а большинство наших подземных богатств находится в высокоширотных районах), то природа вынуждена десятилетиями залечивать полученные от людей раны. Итак, принципы ООС требуют от природопользователя при проведении горных работ:

максимально полного извлечения из недр полезных ископаемых и их рационального использования;

комплексного извлечения не одного, а всех содержащихся в рудах компонентов;

обеспечения сохранности природной среды в районах проведения горнодобывающих работ;

безопасного для людей проведения работ;

предотвращения загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других материалов.

В отношении возобновляемых ресурсов «Концепция устойчивого экономического развития» требует, чтобы их эксплуатация производилась хотя бы в рамках простого воспроизводства, и общее их количество не сокращалось во времени. На языке экологов это значит: сколько взяли у природы возобновляемого ресурса (например, леса), столько и верните (в виде лесопосадок). В России в течение последних 15 лет объемы порубок многократно возросли (древесина — одна из доходных статей бюджета), а лесопосадок в этот период не проводилось вообще. Вместе с тем, для восстановления лесов после порубок требуются двух- или трехкратные по площади лесопосадки: леса растут медленно, для полноценного воспроизводства перестойного, т.е. пригодного для промышленного использования леса требуется 35—40 лет.

Бережного отношения и охраны требуют и земельные ресурсы . Больше половины земельного фонда России находится в зоне вечной мерзлоты; земли сельскохозяйственного назначения в РФ занимают лишь около 13% площадей, причем ежегодно и эти площади сокращаются в результате эрозии (разрушения плодородного слоя), нецелевого использования (например, для строительства коттеджей), заболачивания, проведения горных работ (на месте сельскохозяйственных угодий возникают индустриальные пустыни). Для защиты от эрозии используют:

лесозащитные полосы;

вспашку без переворачивания пласта;

в холмистых районах — вспашку поперек склонов и залуживание земель;

регулирование выпаса скота.

Нарушенные, загрязненные земли можно восстановить, этот процесс называется рекультивацией . Такие восстановленные земли можно использовать в четырех направлениях: для сельскохозяйственного использования, под лесопосадки, под искусственные водоемы и под жилищное или капитальное строительство. Рекультивация состоит из двух этапов: горнотехнического (подготовка территорий) и биологического (посадка деревьев и малотребовательных культур, например, многолетних трав, технических злаков бобовых).

К числу важнейших экологических проблем современности относится охрана водных ресурсов . Ранее уже было сказано, что по объему пресноводные источники (в том числе и ледники) составляют лишь 3% гидросферы, а 97% приходится на Мировой океан . Трудно переоценить роль океана в жизни биосферы, осуществляющего процесс самоочищения воды в природе при помощи живущего в нем планктона; стабилизирующего климат планеты, находясь в постоянном динамическом равновесии с атмосферой; продуцирующего огромную биомассу. Но для жизни и хозяйственной деятельности человеку нужна пресная вода. Стремительный рост населения планеты и бурное развитие мировой экономики привели к дефициту пресной воды не только в традиционно засушливых странах, но и в тех, которые недавно считались вполне обеспеченными водой. Практически всем отраслям экономики, кроме морского транспорта и рыболовства, требуется пресная вода. Почему ее не хватает? При создании водохранилищ сильно сократился сток рек и увеличилось испарение и истощение водных объектов. Больших объемов воды требует для полива сельское хозяйство, при этом также возрастает испарение; огромные количества расходуются в промышленности; шестимиллиардное человечество для жизнеобеспечения использует также пресную воду. Наконец, одной из важнейших проблем современности является загрязнение — и Мирового океана, и пресноводных источников. В настоящее время отработанные сточные воды загрязняют более трети всего мирового речного стока. Вывод из всего сказанного один: необходима жесткая экономия пресной воды и недопущение ее загрязнения.

Экономию пресной воды следует осуществлять в быту: во многих странах жилые дома снабжены водомерными счетчиками, это весьма дисциплинирует население. Загрязнение водоемов губительно не только для человечества, нуждающегося в питьевой воде. Оно способствует катастрофическому сокращению рыбных запасов как на мировом, так и на российском уровне. Ранее уже было сказано, как рыбы страдают от гидросооружений (плотин) и от браконьерства. В загрязненных водоемах уменьшается количество растворенного кислорода и происходит гибель рыбы. Очевидно, что необходимы жесткие природоохранные меры для недопущения загрязнения водных объектов и для борьбы с браконьерством.

Способы экономической оценки природных ресурсов и их применение

Экономисты-экологи давно пытаются решить задачу со многими неизвестными: как оценить природные блага в денежном выражении. В экономике понятие оценки связано с категорией ценности. Ценность отражает значение объекта, его свойства и потребность в нем человека. Экономическая теория и практика выработали несколько способов экономической оценки природных благ: рыночный; рентный; затратный; подход альтернативной стоимости; подсчет общей экономической ценности (ОЭЦ) ресурса.

При рыночной оценке природного ресурса, как и любого другого товара, цена определяется пересечением кривых спроса и предложения. Такая оценка позволяет адекватно установить только обеспеченность природными ресурсами, но не отражает загрязнение ОС и необходимость удаления отходов, поэтому, как правило, она оказывается сильно заниженной.

Рентная оценка учитывает факт ограниченности и уникальности ресурса. Обычно под рентой понимают цену (или арендную плату), которая выплачивается природопользователем за право использования природного ресурса, количество которого ограничено. Единственным действенным рычагом при таком подходе выступает спрос при пассивном предложении. Чаще всего рентный подход используется при оценке земель. Цена при этом определяется отношением годовой ренты (ежегодного платежа за пользование землей) к коэффициенту, аналогичному банковскому (ссудному) проценту (он всегда меньше 1). При таком подходе цена земли аналогична капиталу, помещенному в банк и приносящему доход. В экономической теории вводится также понятие дифференциальной ренты , согласно которому разные по количественным и качественным характеристикам ресурсы одного вида приносят различную пользу на единицу затрат. На рентном подходе базируется оценка прибыли предприятий, эксплуатирующих ресурсные источники.

Затратный подход при оценке природных ресурсов основан на суммировании затрат на подготовку ресурсного источника к использованию (эксплуатации). Этот подход широко используется при оценке стоимости воссоздания природного блага при его утрате или деградации (например, затраты на рекультивацию земель), для оценки редких видов животных и растений. Несмотря на простоту и возможность широкого использования, этот подход таит в себе принципиальное противоречие, которое серьезно ограничивает его использование: чем выше качество природного ресурса, чем легче его эксплуатировать, тем меньше на это нужно затрат и тем меньшую затратную оценку он получит.

Концепция альтернативной стоимости (упущенной выгоды) подразумевает оценку выгоды, упущенной в результате отказа от одного вида использования ресурсного источника в пользу другого (например, создавая водохранилище, общество сознательно отказывается от сельскохозяйственного использования данной территории). В известной мере эта концепция является одним из вариантов затратного подхода. При ее использовании иногда бывает весьма важно выяснить у населения (путем его опросов, анкетирования и т.п.), желает ли оно платить за сохранение природного ресурса (например, за чистоту реки и возможность купания и рыболовства, за красивый пейзаж для отдыха и т.п.).

Весьма перспективной при комплексной оценке природного ресурса является общая экономическая ценность (ОЭЦ) , которую получают в результате суммирования четырех показателей:

стоимости использования (потребительская стоимость);

косвенной стоимости использования (природный ресурс может иметь несколько функций);

стоимости неиспользования, т.е. стоимости будущего использования;

стоимости сохранения, для оценки которой бывает очень важным желание населения платить за то, чтобы данный природный ресурс не использовали для хозяйственных целей и сохранили нетронутым.

Приведенную здесь схему можно проиллюстрировать на примере расчета ОЭЦ лесных ресурсов. В потребительскую (прямую) стоимость использования (первый показатель) входит оценка получаемой от леса древесины, собираемых там грибов, ягод и лекарственных трав; сложнее будет рассчитать его косвенную стоимость (второй показатель), обусловленную связыванием углекислого газа и обеспечением всего живого кислородом; еще сложнее оценить стоимость будущего использования леса при условии продолжающегося обезлесения планеты (третий показатель); наконец, стоимость существования, т.е. сохранения леса (четвертый показатель) связана, как уже было сказано, с желанием населения платить за возможность отдыха в лесу.

Таким образом, в экономической теории разработаны различные способы денежной оценки природных ресурсов, связанные с их количеством и качеством. Наиболее перспективной является оценка общей экономической стоимости (ОЭЦ) природного ресурса.

Выводы и итоги

Основные принципы рационального использования природных ресурсов изложены в международном документе «Концепция устойчивого экономического развития» . Этот документ требует возврата к повсеместному использованию неисчерпаемых ресурсов .

Добыча невозобновляемых ресурсов , согласно «Концепции устойчивого экономического развития», должна стать нормативной, а использование минерального сырья — комплексным.

Эксплуатация возобновляемых природных ресурсов , согласно международным требованиям, должна осуществляться хотя бы в рамках простого воспроизводства.

Дефицит пресной воды требует ее жесткой экономии и недопущение загрязнения.

Экономическая теория и практика выработали следующие способы денежной оценки природных ресурсов: рыночный , рентный , затратный , альтернативный (упущенная выгода) и комплексный .


 

Анекдот 
Приходит студент в столовую, подсаживается к профессору. Профессор ему: "Гусь свинье не товарищ" .
Студент: Ну, ладно, я полетел.
Профессор обидился и решил студента на экзамене завалить. Приходит студент на экзамен и отвечает все на «отлично»…
Профессор задает ему вопрос:

- Вот представь, идешь ты по дороге, видишь, два мешка стоят. Один с умом, другой с золотом. Какой возьмешь?
Студент: "С золотом".
Профессор: "А я б с умом взял"
Студент: "Ну, это кому чего не хватает".
Профессор разозлился и написал студенту в зачетке: "козел". Студент даже не посмотрел и ушел. Потом возвращается и говорит: "Профессор, вы тут расписались, а оценку не поставили".
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100