Проблемные факторы формирования ценностных ориентаций студенческой
молодежи
Асс. Касаева А.Б.
Кафедра философии.
Северо-Кавказский
государственный технологический университет
Определены
проблемные факторы, влияющие на ценностные ориентации студентов в современных
условиях.
Исследование
теоретических и методологических проблем формирования жизненных ценностей
студенческой молодежи показало, что на формирование ценностных ориентаций
студенчества в современных условиях оказывает ряд факторов: наличие в обществе
социально-экономических противоречий, ослабление государственного, политического
и идеологического прессинга, расширение социальной самостоятельности и
инициативы студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление
опыта предыдущих поколений, формируются новые представления о своем
профессиональном будущем и будущем общества.
Если
раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предыдущих поколений, то
сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих
естественных ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это
связано с тем, что «кризис в российском обществе породил острейший конфликт
поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества
расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, во вкусах к музыке,
манерах поведения. В России он касается политических, философских,
мировоззренческих, духовных основ развития человека, базисных взглядов на
экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов»
оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия
приемникам почти отсутствует» [1].
Социальные
ценности, которыми жили старшие поколения, в новой исторической ситуации во
многом утратили свое практическое значение и в силу этого почти не наследуются,
поскольку, как считает современная молодежь, они непригодны ей ни для настоящей,
ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно,
логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных
материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления,
участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко
вопреки представлениям старшего поколения.
Студенты
двух последних десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия – им
приходится самим решать, что ценнее: обогащение любыми способами или приобретение
высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым
условиям; отказ от ограничительных функций прежних моральных норм вообще или
скорейшая их выработка, в соответствии с новыми ориентирами общества,
основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных
взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.
В
современной России идет процесс трансформации прежних ценностных ориентаций,
переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не
определились, что соответствует состоянию анемии, описываемому П. Монсоном:
наша нравственность испытала регресс, но другая еще не успела развиться
достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту оставленную прежней нравственностью
в наших сознаниях. Наша вера поколеблена; традиция потеряла власть;
индивидуальное суждение освободилось от коллективного.
Известно,
что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида,
выступает регулятором поведения, в значительной мере определяет социальные и политические
ориентации личности. Студенческая молодежь как одна из самых чувствительных к
переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром
общественного настроения, показывающим изменения стратегических ориентиров в
системе социальных и политических ценностей.
Особый
национальный менталитет оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций
молодежи, в частности: уважение к старшим, ответственное отношение к семье и
т.д. все эти компоненты должны быть характерными чертами в воспитании
осетинской молодежи.
В
общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются
стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность,
трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые
другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в
нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня, на наш взгляд, можно
говорить об определенной девальвации в массовом сознании нравственных жизненных
критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество
не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием.
Поэтому образование я получаю для себя и других объектов, а не для того чтобы
снискать с его помощью общественное призвание и послужить этому обществу» [2].
Исследования показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей
студентов нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы,
исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная,
ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась
более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент» [3].
Заключение.
В современной среде, в том числе и в студенческой, выявлен ряд новых, не
характерных для предыдущих поколений, явлений и процессов:
ухудшение
по многим позициям социального положения молодого поколения, существенно
расширяющее зону конфликта молодежи с обществом;
нарушение
процесса передачи жизненного опыта от поколения к поколению, что ставит молодых
людей перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта
предыдущих поколений;
изменение
механизмов социализации молодежи, появление в этом процессе новых социальных
посредников, характерных для рыночных отношений в экономике. |