Национальные виды спорта и игры - основа
физкультурного образования школьников Республики Тыва
Кандидат педагогических наук Е.М. Аг-оол, Тывинский
государственный университет, Тыва
Введение.
Совершенствованию
учебного предмета "физическая культура" посвятили свои труды многие
известные в России и за рубежом ученые [8-10].
В
Республике Тыва (РТ) также остаются актуальными разработка и внедрение учебных
программ по физическому воспитанию для общеобразовательных школ. Кроме учета
национально-этнических традиций и необходимости внедрения в учебный процесс
физических упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев следует
принимать во внимание региональные особенности Тывы, которые формируют у
школьников специальные навыки и умения, необходимые в трудовой и бытовой
деятельности.
Особенно
актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования
предоставлены большие возможности для разработки национальных программ по
физической культуре. Следует помнить, что региональные особенности и
национальные традиции влияют на здоровье, физическое и моторное развитие,
двигательную активность детей и подростков и позволяют, в свою очередь,
сохранить традиционную культуру народа [9 -14 и др.].
Достижению
определенного уровня образованности школьников в области физической культуры,
формированию у них потребности и мотивов деятельности по обеспечению
соответствующего уровня физического здоровья способствует изучение и внедрение
национальных видов спорта, игр и танцев.
Как
известно, приобщение школьника к культуре своего народа осуществляется через
процесс образования, а к физической культуре - соответственно через
физкультурное образование. Именно процесс физкультурного образования оказывает
активное воздействие не только на физические способности человека, но и прежде
всего на чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование
устойчивых социально -психологических качеств.
Изучение
проблемы базисных оснований предмета "физическая культура" показало,
что основу этой учебной дисциплины составляют прежде всего научные знания в
сфере физической культуры, детерминированные целью и задачами обучения.
Структурная модель предмета "физическая культура" включает цель,
задачи предмета и компоненты его содержания. Один из путей развития
современного физкультурного образования - определение места
народно-национальных средств и методов в системе физического воспитания
школьников. Основное содержание программы строится на физических упражнениях из
национальных видов спорта, играх и танцах как базе для разработки системы
мероприятий по модернизации школьного физкультурного образования в РТ на основе
учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и
национально-региональных традиций двигательной активности.
Особенно
актуализируется эта проблема в настоящее время, когда в сфере образования
открылись большие перспективы для разработки программ по физической культуре,
основывающихся на национально-региональном компоненте. При этом необходимо
учитывать региональные особенности и национальные традиции, которые влияют на
здоровье, физическое и моторное развитие и двигательную активность детей и
подростков, что позволяет, в свою очередь, сохранить традиционную культуру
своего народа (В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева, В.И. Лях).
Народные
средства физического воспитания как проявление народного творчества очень
близки и понятны всем. Поэтому использование национальных видов спорта, игр и
танцев в физкультурном образовании повышает культуру учащихся и совершенствует
содержание уроков по физической культуре в 10-11-х классах.
Материалы
и методы. В содержании практической части предложенной программы - внедрение и
адаптация упражнений из национальных видов спорта; танцевальных упражнений;
изучение и совершенствование спортивно -игровых упражнений из подвижных игр;
упражнений из национальных видов единоборств - борьба "Хуреш",
"Даш кодурери", "Ча адары", "Кара адары", "Шалбалаары",
"Аргамчы тыртары", "Аргамчы октаары" и т.д. В практической
части программы главное направление - "Развитие двигательных качеств"
- обеспечивает воспитание физических качеств, способствующих гармоническому
физическому развитию школьников.
В
уроки были включены ряд подвижных игр, отобранных и переработанных с учетом
пола и возраста учащихся. Наблюдения показали, что при их использовании у
школьников не только появился интерес к урокам физической культуры, но и легко
усваивались спортивные игры: баскетбол, волейбол.
Кроме
того, были организованы спортивные игры во время зимних национальных
праздников, например одного из основных для Тывы - встреча Нового года по
лунному календарю - "Шагаа", во время которой традиционно проводятся
национальные подвижные, настольные игры и танцы.
Организация
в школах Республики спортивно -национальных праздников и включение в уроки
физической культуры упражнений из национальных видов спорта, элементов игр и
танцев вызвали большой интерес у школьников.
Результаты
и их обсуждение . Выполненные нами исследования показывают, что включение в
уроки физической культуры упражнений из национальных видов спорта, игр и танцев
приводит к пониманию, осознанию, принятию школьниками физической культуры как
ценности.
Экспериментальная
проверка содержания разработанной программы осуществлялась с 2002 по 2004
учебный год, в ней приняли участие свыше 2000 учащихся 10-11-х классов.
Сравнительные данные, полученные на заключительном этапе эксперимента, показали
эффективность программы.
В
настоящее время тывинские народные игры и физические упражнения из национальных
видов спорта и танцев адаптированы к конкретным условиям урока физической
культуры для учащихся 10-11-х классов. Дополняя вариативную часть, мы
усовершенствуем содержание обязательных программ по физическому воспитанию с
учетом национально-региональных особенностей, физического и моторного развития
и конституциональных особенностей организма.
Совершенствование
программы по физическому воспитанию на основе использования национальных видов
спорта, танцев и народных игр - это и есть модернизация физкультурного образования школьников,
способствующая более эффективному решению многих современных задач.
Эффективность учебного процесса повышается еще и благодаря тому, что ученики
сознательно, активно осваивают знакомые им с детства физические упражнения, а
предлагаемые им игры, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую
зажатость и внутреннюю скованность.
Заключение.
Таким образом, можно утверждать, что в результате применения элементов
национальных видов спорта, танцев и народных игр повысился уровень физического
и моторного развития школьников. Это обстоятельство позволяет сделать учебный
процесс соприродным и сообразным всей национальной культуре, сохранить и
развить народные традиции. В соединении с общемировой культурой и практикой
физического и нравственного совершенствования ребенка обращение к истокам
национальной тывинской традиции делает сам учебный процесс более эффективным ,
органичным и современным фактором совершенствования личности. |