Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> Физкультура и спорт >> Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников

Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников

Скачать в архиве Скачать

Технологические основания физкультурной тренировки старших дошкольников

Т.А. Банникова, В.П. Стрельцов

Кубанский государственный университет физической культуры, Краснодар

Разработанная совместно с профессорами В.К. Бальсевичем (Москва), Г.Г. Наталовым, Ю.К. Чернышенко (Краснодар) модель конверсии высоких технологий спортивной подготовки, адаптированная к потребностям современного дошкольного физического воспитания, безусловно, является позитивным фактором, инициирующим развитие инновационных процессов на рациональной методологической основе. При этом рассматриваемая концепция конверсии предлагает абсолютно конкретный механизм рациональной и эффективной реализации достижений спортивной культуры в физическом воспитании дошкольников.

В течение трех лет в условиях ДОУ № 129 г. Краснодара реализуется система физкультурной тренировки старших дошкольников (5-7 лет) в структуре годичного цикла.

Основой системы являются физкультурно-тренировочные занятия четырех типов: академические, учебно-тренировочные, тренировочные, соревновательные, характеристики которых представлены в табл. 1.

В структуре года выделяется 2 полугодовых периода по 4,5 месяца, в каждом из которых имеется подготовительный, соревновательно-игровой, переходный периоды и отдельно летний период, имеющий преимущественно рекреационную направленность (поддерживающий игровой период).

Подготовительный период состоит из трех этапов: 1 - общеподготовительного; 2 - специальной физической подготовки на основе учебно-тренировочных микроциклов (СФП-1); 3 - специальной физической подготовки на основе физкультурной тренировки (СФП-2). Продолжительность каждого этапа составляет 3-4 недельных микроцикла.

Микроциклы представляют собой отрезок учебно-воспитательного процесса, состоящий из трех занятий одного типа в структуре недели, которые решают конкретную задачу на данном этапе и в определенном периоде.

Общеподготовительный этап состоит из трех базовых микроциклов, к которым в начале года добавляется один модельно-соревновательный микроцикл для решения задач контроля за исходным уровнем физической подготовленности. На этом этапе решаются задачи изучения и повторения техники двигательных действий. Контроль за уровнем физической подготовленности можно начинать с третьего базового микроцикла и осуществлять в четвертом - модельно-соревновательном, контрольном.

Этап СФП-1 состоит из четырех учебно-тренировочных микроциклов и решает следующие задачи:

- овладение умениями выполнять ОРУ (элементарные движения, их соединения, равновесия, прыжки и др.) в виде комбинаций по типу вольных упражнений на месте или с небольшим продвижением;

- реализация элементов эстетического воспитания - выполнение движений красиво с изменением скорости и амплитуды;

- закрепление техники основных движений и расширение объема двигательных навыков.

Этап СФП-2 состоит из четырех тренировочных микроциклов. На этом этапе решаются задачи преимущественного воспитания ловкости путем выполнения комбинаций основных движений в форме комбинированных эстафет, полос препятствий, игровых заданий. Продолжается развитие скоростно -силовых и силовых способностей на основе применения круговой тренировки.

Таблица 1. Характеристика особенностей физкультурных занятий для дошкольников

Тип занятий

Блоки занятия и их основное содержание

1

2

3

4

5

6

Академическое

Вводная часть: организация группы

Подготовительная часть: ходьба, бег, ОРУ

Основная часть

Заключительная часть занятия

Изучение техники двигательных действий 1

Изучение техники двигательных действий 2

Развивающая игра

Учебнотренировочное

Подготовка организма к основным нагрузкам

Комбинации ОРУ

Закрепление техники основных движений

Развитие быстроты при выполнении основных движений

Развитие скоростносиловых способностей в процессе формирования основных движений (ОД)

Снижение функциональной активности организма

Тренировочное

Подготовка организма к основным нагрузкам

Поточное выполнение комплексов ОРУ по типу ритмической гимнастики

Развитие координационных способностей в процессе выполнения ОД

Развитие быстроты и ловкости в процессе выполнения ОД

Развитие скоростносиловых способностей методом круговой тренировки

Снижение интенсивности нагрузок

Соревновательное

Разминка - функциональная подготовка организма к основной физической нагрузке

Соревновательноигровые задания на развитие координации

Соревновательноигровые задания на развитие быстроты

Соревновательноигровые задания для развития скоростносиловых способностей

Соревнования на развития ловкости

Заминка - приведение организма в обычное состояние

Соревновательно-игровой период состоит из трех соревновательных микроциклов. В начале периода предлагаются задания на лучшее выполнение комбинаций по типу вольных упражнений, в середине - соревнования в основных движениях, завершается период соревнованиями по играм, эстафетах, проведением физкультурного праздниках.

По календарю первый переходный период совпадает с новогодними, второй - с майскими праздниками. В эти периоды решаются задачи активного отдыха, общей физической подготовки, изучения и проведения спортивных и подвижных игр, развития гибкости, осуществляется подготовка к следующему этапу тренировки (в мае - к переходу на летний режим занятий, табл. 2).

Контроль за уровнем интенсивности нагрузки, выполняемой старшими дошкольниками на физкультурно -тренировочных занятиях, а также за интенсивностью нагрузки при выполнении упражнений детьми дошкольного возраста осуществляется по величине ЧСС. Нагрузка на занятиях характеризуется средней величиной ЧСС и варьируется от 140 до 160 уд/мин. Исходя из этих рекомендаций предлагаются следующие градации интенсивности нагрузки на занятиях:

- малая - ЧСС от 140 до 145 уд/мин;

- средняя - от 145 до 150 уд/мин;

- большая - от 150 до 160 уд/мин.

Объем нагрузки определяется моторной плотностью занятий. Моторная плотность зависит от задач занятия и изменяется в диапазоне от 65 до 90%. Исходя из этого величину объема нагрузки на занятии предлагается определять моторной плотностью по следующим градациям:

- малый объем - 70 %;

- средний объем - 80 %;

- большой объем - 90 %.

По утверждению Н.Г. Озолина (2002), наиболее распространенное соотношение интенсивности и объема нагрузки в микроцикле в подготовительном периоде таково: интенсивность от начала к концу микроцикла снижается, а объем - увеличивается. В соответствии с этим в физической тренировке дошкольников с начала общеподготовительного этапа до середины этапа СФП-1 применяются следующие параметры изменения нагрузки в микроциклах: объем увеличивается от средних до высоких значений. Во второй половине этапа СФП-1 и на протяжении всего этапа СФП-2 в микроциклах объем нагрузки увеличивается от малого до большого, а интенсивность снижается от больших до малых значений.

В соревновательно-игровом периоде интенсивность большая, а объем малый, в переходном периоде соотношения объема и интенсивности нагрузки такие же, как и на общеподготовительном этапе (табл. 3).

Дозировка при выполнении упражнений варьируется с помощью предполагаемого объема и интенсивности, применения различных методов выполнения упражнений и ограничивается регламентом занятия и его задачами. При проведении занятий с высокой интенсивностью и малым объемом возникающие паузы заполняются выполнением дыхательных и релаксационных упражнений.

Пилотажный эксперимент применения системы физкультурной тренировки дошкольников в полугодовом периоде с октября 2000 г. по март 2001 г. позволил получить выраженный прирост показателей скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости. Этот факт обусловил проведение эксперимента по применению системы физкультурной тренировки дошкольников в годовом цикле, включающем 2 полугодовых периода с сентября 2002 г. на базе МДОУ № 129 г. Краснодара.

Таблица 2. Задачи, средства и методы физической тренировки дошкольников в полугодовом периоде тренировки дошкольников

Задачи, средства и методы тренировки

Подготовительный период

Соревновательноигровой период

Переходный период

общеподготовительный этап

этап СФП-1

этап СФП-21

недели

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

 3

1

2

3

Общая физическая подготовка

1. Активизация внимания, подготовка организма:

- строевые, общеподготовительные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ритмическая гимнастика

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

X

X

 

 

 

X

X

X

- повторный метод

X

X

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

X

X

X

 

 

 

- игровой метод

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие координационных способностей и гибкости:

- ОРУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- гимнастические упражнения

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ритмическая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

- повторный метод

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

3. Развитие скоростно-силовых и силовых способностей:

- ОРУ и элементы основных видов движений (ОВД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- игровой метод

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- повторный метод

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- круговая тренировка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

 

 

 

 

4. Повышение уровня быстроты и ловкости:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- упражнения с мячом

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

- упражнения со скакалкой

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

- подвижные и спортивные игры

 

 

X

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

- игровой метод

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие общей выносливости:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- длительный или кроссовый бег

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- игры на местности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

6. Обучение технике основных видов движений

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальная физическая подготовка

7. Создание специального фундамента двигательных действий

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Совершенствование скорости движений: - выполнение ОВД в облегченных условиях

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Развитие скоростно-силовых качеств: - выполнение ОВД в затрудненных условиях

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Повышение ловкости движений: - выполнение ОВД в различных сочетаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

Соревновательно-игровая подготовка

11. Формирование качества движений и координационных способностей:

- гимнастические упражнения

- координационные двигательные задания

- метания

 

 

К

К

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

 

 

 

12. Совершенствование скоростно-силовых способностей

 

 

К

К

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

 

 

 

 

13. Соревнования по различным видам двигательной активности: - физкультурно-спортивные праздники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

 

 

 

14. Отдых и восстановление:

- дыхательные упражнения

- релаксационные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- повторный метод

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

- игровой метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

X

X

X

X

Условные обозначения: К - контроль; Х - применение средств или методов на занятии

Таблица 3. Соотношение объема и интенсивности нагрузки на занятиях микроцикле

Величина нагрузки

Общеподг. этап и ОПФ-1

Этап СФП-1 и СФП-2

Соревновательноигровой период

Переходный период

Занятия:

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Интенсивность

С

С

М

Б

С

М

Б

Б

Б

С

С

М

Объем

М

С

C

М

С

Б

М

М

М

М

С

C

Условные обозначения: М - малая величина; С - средняя; Б - большая величина.


 

Анекдот 
Студент пpиходит на экзамен, откpывает поpтфель, достает бутылки водки, ставит на стол.

- Вот вам тpи бутылки, поставьте мне тpи.
Пpофессоp, беpя паpу бутылок:

- Я возьму две.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100