Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическое здоровье
девочек 10-11 лет в условиях детского дома
Аспирантка Л.М. Беженцева
Заслуженный работник
физической культуры Российской Федерации,
профессор Ю.Т. Ревякин
Томский государственный
педагогический университет, Томск
По
данным мировой и отечественной статистики число детей, имеющих различные
отклонения в развитии, резко возросло (И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова, 2000).
Основную
часть такой категории детей составляют воспитанники детских домов, приютов,
домов ребенка. В настоящее время вследствие сложившихся за последнее
десятилетие неблагоприятных социальных и экономических условий в нашей стране
увеличилось количество детей, попадающих в такие учреждения [8].
Подобных
учреждений явно не хватает, они переполнены детьми. Не случайно президентом
Российской Федерации перед вице-премьером В.И. Матвеенко поставлен вопрос о
задачах по предупреждению и профилактике беспризорности.
В
связи с этим огромное значение приобретает решение проблем коррекционно-воспитательной
работы (в частности, средствами физической культуры) с детьми, воспитывающимися
в детских домах и имеющими отклонения в развитии.
На
психическое и общее развитие таких детей сильное влияние оказывает тот факт,
что они перенесли разного рода травмы и насилия. Экспериментальные исследования
(И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бердышевской, 1995; С.Н. Сатышевой, 1999)
подтверждают, что у детей, растущих без попечения родителей, замедленные темпы
психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, наблюдаются
значительные отклонения в поведении, нарушения социализации, выражающиеся в
неспособности адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам.
Для
многим из них характерно отсутствие ценностных ориентацией, воровство, жестокость,
агрессивность, лень, лживость, отсутствие норм морали и нравственности. По
данным Т.И. Шульги и Л.Я. Олиференко (1998), к психотравмирующим факторам,
вызывающим отклонения в психическом развитии, которым дети подверглись в
условиях неблагополучных семей, относят:
-
шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности (драки,
пьянство, избиение и т. п.);
-
постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности
(противоречия в воспитании, появление отчима, мачехи, помещение в детские
учреждения);
-
эмоциональные депривации.
Наряду
с этими отклонениями для данной категории детей характерно: слабое физическое
развитие, низкий уровень двигательной подготовленности, особенно нарушения
моторики (в большинстве случаев в сфере координационных способностей - КС). У
детей, имеющих различные аномалии в развитии, возникают трудности при
выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость
при выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию
силовых, временных и пространственных параметров движений (Г.В. Чирки-на,1969;
Е.М. Мастюкова,1982, 1985; А.А. Дмитриев, 1989; Т.Б. Филичева,1997).
КС
- одни из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. По
мнению многих исследователей, они являются базой и создают предпосылки
успешного формирования и совершенствования физических качеств (В.И. Лях, 1986;
И.И. Сулейманов, 1986).
Доказано,
что у детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и получающих
соответствующее возрасту физическое воспитание, все виды базовых КС развиты
гармонично. Дети с аномалиями в развитии имеют нарушения в работе анализаторной
системы, следствием этого являются и отклонения в формировании механизмов
координационных проявлений. На фоне низкого функционального состояния
сердечно-сосудистой и дыхагельной систем дети с отклонениями в развитии плохо
справляются с физическими нагрузками.
На
сегодняшний день не существует единых принципов классификации нарушений в
развитии. В.А. Лапшиной и Б.П. Пузановой (1990) приводится следующая
классификация детей с нарушениями в развитии:
1)
дети с сенсорными нарушениями (нарушение слуха и зрения);
2)
дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с ЗПР);
3)
дети с нарушениями речи;
4)
дети с комплексными дефектами развития;
5)
дети с искаженным развитием.
На
данный момент уже есть некоторый опыт применения средств и методов физической
культуры в работе с лицами, имеющими отклонения в развитии, особенно в лечебных
учреждениях. Проводятся также исследования частных проблем адаптивной
физической культуры, но разработанных программ и методик, с учетом
дифференциации в подборе средств физической культуры, преимущественно
оздоровительной направленности, с целью физической реабилитации и педагогической
коррекции до сих пор недостаточно.
Это
связано с тем, что в нашей стране профессиональное высшее образование в сфере
физической культуры в большинстве случаев получают только здоровые люди, как
правило бывшие и действующие спортсмены, и ориентировано оно на работу
специалистов со здоровыми и двигательно одаренными детьми и взрослыми, а не на
работу с детьми, имеющими отклонения в развитии.
В
связи с вышеизложенным представляется актуальным поиск инновационных подходов к
разработке новых методик и технологий в процессе обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии с целью физической реабилитации и педагогической
коррекции с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов
художественной гимнастики.
Цель
данного исследования - обоснование эффективности предложенной методики занятий
с использованием средств оздоровительной аэробики и элементов художественной
гимнастики.
Методы
и организация исследования. Исследование проводилось на базе детского дома №4
г. Томска в течение трех лет. В нем приняли участие девочки-сироты 10-11 лет,
имеющие различные отклонения в состоянии здоровья и обучающиеся в коррекционных
классах VII вида.
Педагогические
наблюдения и результаты предварительного исследования показали необходимость
поиска наиболее адекватных педагогических мероприятий, обеспечивающих
положительные изменения в физическом, морфофункциональном и психоэмоциональном
состоянии, а также в развитии психических процессов девочек-сирот.
В
основу методики занятий с использованием средств оздоровительной аэробики и
элементов художественной гимнастики были положены следующие положения:
-
оздоровительно-коррекционная направленность занятий;
-
широкое использование физических упражнений аэробной направленности умеренной
интенсивности и амплитуды;
-
использование музыки, так как она является регулятором движения, задает темп,
характер, динамическую и эмоциональную окраску;
-
использование предметов художественной гимнастики для развития ловкости и
координации движений.
Данная
методика разрабатывалась с учетом:
-
интересов занимающихся;
-
формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
-
развития физических качеств (выносливости, силы, гибкости) и КС, уровень
развития которых требовал коррекции;
-
подготовленности функциональных систем.
Физкультурные
занятия с девочками-сиротами строились на основе общепедагогических принципов и
методов обучения и тренировки [ 1 ].
При
подборе видов двигательной активности мы руководствовались рекомендациями
авторов [6, 9, 10].
Результаты
специальных исследований убедительно показали, что занятия аэробными
упражнениями оказывают положительное влияние на показатели здоровья,
эмоционального фона, физической подготовленности [4]. Регулярные занятия
физическими упражнениями, в частности аэробикой, интенсивно влияют на органы
пищеварения, способствуя ускорению обменных процессов, улучшению работы
кишечника [7]
Большое
внимание на занятиях уделялось музыкальному сопровождению. Многочисленные
научные исследования показывают, что музыка не только влияет на психику, но и
оказывает сложные регулирующие воздействия на деятельность самых различных
органов и систем (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную, мышечную).
Определение
и регулирование нагрузки в процессе занятия осуществлялось с помощью наиболее
информативного показателя реакции организма на физическую нагрузку - частоты
сердечных сокращений (ЧСС), а также по внешним признакам утомления.
Строгое
регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают
направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность
органов и систем организма детей.
Основное
содержание занятий составляло комплексное сочетание средств оздоровительной
аэробики и элементов художественной гимнастики. Занятия проводились 3 раза в
неделю по 60 мин, подготовительная часть составляла 10 - 15%, основная - 60
-70% и заключительная 10 -15% общего времени занятий. Темп музыкального
сопровождения составлял от 80 до 160 музыкальных акцентов в минуту. По данным
исследований [2, 3], такой режим занятий физическими упражнениями достаточен
для возникновения оздоровительного эффекта и повышения работоспособности.
Пользуясь
рекомендациями Ю.С. Филипповой (1997), для разучивания базовых элементов
аэробики использовались методы, обеспечивающие разнообразие танцевальных
движений: метод усложнения, метод сходства, метод блоков и "калифорнийский
стиль".
На
основе результатов предварительного исследования было выявлено, что все
показатели психоэмоционального состояния выше нормы, поэтому в процессе занятий
для нормализации психоэмоционального состояния (тревожности, фрустрации,
агрессивности и ригидности) наряду с физическими упражнениями использовались
педагогические приемы. Применяя на занятиях педагогические приемы, мы опирались
на положительные стороны личности девочек-сирот, способствуя тем самым
преодолению состояния фрустрации, так как повышенный уровень этого состояния
вызывает напряжение всех систем организма, затрудняет общение и отрицательно
влияет на учебный процесс. Нейтрализовать психическое состояние фрустрации
могут правильно подобранные педагогические приемы:
-
расстановка детей на занятиях. Занимающимся с высоким уровнем тревожности,
агрессивности, фрустрации предлагалось встать на вторые и третьи линии. Это
способствовало снижению тревожности и уровня фрустрации;
-
комплектование групп, пар. Прием, используемый с целью снижения фрустрации,
тревожности, агрессивности. Группы формировались в зависимости от уровня
подготовленности и взаимных симпатий детей Тревожные девочки выполняли задания
предпоследними или последними, с тем чтобы они могли сосредоточиться на его
выполнении. Это способствовало предупреждению ошибок в результате осмысления
заданного упражнения;
-
скрытие недостатков. Прием, способствующий, снижению тревожности и фрустрации.
На занятиях умалчивались недостатки и подчеркивались положительные стороны
выполнения упражнений занимающимися;
-
этапность разучивания. Прием для снижения тревожности и фрустрации. Поэтапное
разучивание базовых элементов комплекса позволило исключить боязнь,
неуверенность, робость;
-
поощрение. Прием способствовал закреплению уверенности в правильности
выполнения задания Занимающиеся поощрялись за незначительный минимальный успех,
тем самым преодолевалось состояние фрустрации;
-
переключение внимания. Прием использовался при появлении первых признаков
утомления. Внимание переключалось на другой вид деятельности, чтобы снизить
процесс возбуждения и предупредить развитие утомления;
-
использование шуток, юмора. Прием способствовал более благоприятному протеканию
психических процессов, исключал дискомфорт во время занятия, повышал настроение
занимающихся;
-
исключение лидерства. Прием, препятствующий развитию состояния фрустрации,
ригидности, тревожности, агрессивности путем умалчивания преимуществ у той или
иной занимающейся;
-
исключение отрицательных оценок. Тревожные испытуемые наиболее болезненно
переносят неудачу. С учетом этого было исключено обсуждение результатов перед
всеми занимающимися. Большое внимание уделялось индивидуальной форме работы;
-
перенос ошибок. Прием, препятствующий возникновению тревожности. Возникающие у
тревожных занимающихся ошибки исправлялись путем показа более подготовленными
правильного выполнения (с помощью преподавателя). Таким образом исключалась
излишняя напряженность, смягчались фрустрационные ситуации;
-
использование цветных предметов. На занятиях использовались предметы
преимущественно желтого цвета: он успокаивает возбужденное состояние,
стимулирует мозг, активизирует умственную работу. В работе с девочками,
имеющими отклонения в развитии, использовались также предметы оранжевого цвета,
поскольку он способствует ускорению психических процессов, оказывает
стимулирующее действие, повышает настроение, работоспособность. С такими
предметами занимались наиболее ленивые девочки;
-
использование релаксационных упражнений в сочетании с медленной музыкой. Прием,
способствующий снятию утомления, перенапряжения, усталости, возбуждения;
-
использование ритмичной музыки, способствующей возникновению положительных
эмоций, повышению интереса к занятиям.
Результаты
и их обсуждение. С целью выявления влияния занятий на организм занимающихся
определялась динамика исследуемых показателей: морфофункционального состояния,
двигательной подготовленности и уровня развития психических процессов, а также
проводился сравнительный анализ показателей, характеризующих психоэмоциональное
состояние девочек-сирот. Результаты представлены в табл. 1-4.
Морфофункциональное
состояние определялось по общепринятой методике в конце каждой четверти ( см.
табл. 1).
Полученные
результаты свидетельствуют о незначительных изменениях всех показателей, причем
достоверно только в показателе, определяющем силу правой кисти (р < 0,01),
прирост остальных показателей оказался недостоверным (р > 0,01). Так как
наблюдается тенденция к росту измеряемых показателей, то есть приближения к
среднестатистической норме, можно говорить о положительном влиянии предложенной
методики занятий на организм девочек-сирот с отклонениями в состоянии здоровья
( табл. 1).
Анализируя
результаты тестирования общей двигательной подготовленности девочек-сирот 10-
11 лет (см. табл. 2), можно констатировать положительные изменения во всех
контрольных упражнениях. Так, в тесте "Удержание в висе на согнутых
руках", используемом для оценки силовой выносливости рук, наблюдается
наибольший абсолютный сдвиг (АС) - 6,7 с, прирост оказался статистически
достоверным при высоком уровне значимости (р<0,01). В остальных контрольных
упражнениях также произошел достоверный прирост результатов, соответственно: в
тесте для оценки скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) АС - 3,4 см (р<0,01), в тесте
на оценку силовой выносливости мышц брюшного пресса (поднимание туловища из
положения лежа с согнутыми ногами) АС - 5,6 раза (р<0,01), в тесте на оценку
уровня развития подвижности в тазобедренных суставах (наклон туловища вперед в
положении сидя) АС -3,8 см
(р<0,01).
С
целью установления влияния предложенной методики занятий на уровень развития
психических процессов (кратковременной памяти и устойчивости внимания)
определялась динамика показателей тестирования за период педагогического
эксперимента. Для оценки устойчивости внимания использовался тест на основе
таблицы Шульте - Горбова, а кратковременная память оценивалась с помощью
методики "12 слов" ( табл. 3).
Таблица
1. Динамика показателей морфофункционального состояния девочек-сирот 10-11 лет,
имеющих отклонения в состоянии здоровья за период педагогического эксперимента
Показатели
|
n
|
Результаты, X ± m
|
Абсолютный сдвиг
|
p
|
начальные
|
конечные
|
Длина тела, см
|
25
|
135,4 ± 0,2
|
137.5 ± 0,06
|
2,1
|
>0,01
|
Масса тела, кг
|
25
|
27,4 ± 0,09
|
28,1 ± 0,08
|
0,7
|
>0,01
|
Окружность грудной клетки, см
|
25
|
63 ± 0,07
|
64 ± 0,06
|
1
|
>0,01
|
Динамометрия: сила правой кисти, кг
сила левой кисти, кг
|
25
|
9,4 ± 0,3
10,5 ± 0,2
|
10,7 ± 0,02
10,8 ± 0,18
|
1,3
0,3
|
<0,01 >0,01
|
ЧСС в покое за 10 с, колич. ударов
|
25
|
12,7 ±0,3
|
12,2 ± 0,22
|
0,5
|
<0,01
|
ЖЕЛ, мл
|
25
|
1570 ±0,2
|
1580 ± 0,8
|
10
|
>0,01
|
Таблица 2. Динамика показателей общей двигательной
подготовленности девочек-сирот 10-11 лет за период педагогического
эксперимента
|
Контрольные упражнения
|
n
|
Результаты, X ± m
|
Абсолютный сдвиг
|
p
|
начальные
|
конечные
|
Прыжок в длину с места, см
|
25
|
147,6 ± 0,64
|
151 ± 1,06
|
3,4
|
<0,01
|
Вис на согнутых руках, с
|
25
|
18,4 ± 1,16
|
25,1 ± 1,06
|
6,7
|
<0,01
|
Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами
за 60 с, колич. раз
|
25
|
35 ± 0,7
|
40,6 ± 0,6
|
5,6
|
<0,01
|
Наклон туловища вперед в положении сидя, см
|
25
|
14,9 ± 0,9
|
18,7 ± 0,41
|
3,8
|
<0,01
|
Таблица
3. Динамика показателей психических процессов у девочек-сирот с отклонениями в
развитии
Показатели
|
n
|
Результаты, X ± m
|
Абсолютный сдвиг
|
p
|
начальные
|
конечные
|
Кратковременная память, колич. слов
|
25
|
5,7 ± 0,35
|
8,1 ± 0,22
|
2,4
|
<0.01
|
Устойчивость внимания, баллы
|
25
|
52,5 ± 0,8
|
56,6 ± 0,8
|
4,1
|
<0,01
|
Таблица
4. Сравнительный анализ показателей психоэмоционального состояния испытуемых за
период педагогического эксперимента
Показатели
|
n
|
Результаты, X ± m
|
P
|
Девочки, воспитывающиеся в семьях
|
Девочки-сироты
|
Тревожность
|
25
|
7,8 ± 0,56
|
10 ± 0,27
|
<0,01
|
Фрустрация
|
25
|
7,7 ± 0,4
|
9,2 ± 0,56
|
>0,01
|
Агрессивность
|
25
|
11,5 ± 0,5
|
11,1 ± 0,57
|
>0,01
|
Ригидность
|
25
|
|
10,8 ± 0,34
|
>0,01
|
Анализ
данных табл. 3 позволяет говорить о влиянии занятий с использованием средств
оздоровительной аэробики и элементов художественной гимнастики на активизацию
кратковременной памяти и устойчивости внимания у испытуемых.
Психоэмоциональное
состояние девочек исследовалось с помощью опросника Айзенка, позволяющего
определить уровень тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности
Для
выявления эффективности применяемых средств, методов и педагогических приемов
на занятиях проводился повторный сравнительный анализ динамики показателей
психоэмоционального состояния (тревожности, фрустрации, агрессивности и
ригидности) девочек, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и здоровых
школьниц такого же возраста, воспитывающихся в семьях (см. табл. 4).
Значительные
изменения произошли в показателях тревожности у девочек-сирот: данный
показатель снизился на 3 балла и приблизился к среднему значению (10), а
различия в группах оказались статистически существенными (р<0,01). Это
говорит о том, что воспитанницы детского дома по уровню тревожности все-таки
заметно отличаются от девочек, воспитывающихся в семьях. В остальных
показателях больших различий между группами испытуемых не наблюдается
(р>0,01). Так, показатель фрустрации у девочек-сирот составил 9,2 балла (на
0,8 балла ниже среднего), а у девочек, воспитывающихся в семьях, - 7,7 балла;
на предварительном этапе исследования этот показатель был значительно выше у
девочек-сирот. Также незначительно снизились, но остались на уровне выше
среднего показатели агрессивности, а различия в группах были недостоверными
(р>0,01), как и на предварительном этапе исследования.
Это
говорит о том, что данный показатель трудно поддается коррекции из-за того, что
девочки, воспитывающиеся в детском доме, часто подвергаются оскорблениям,
ссорятся, т.е. попадают в ситуации, вызывающие отрицательные эмоции, а это
ведет к учащению случаев проявления агрессивности и грубого отношения к
сверстникам.
Показатели
ригидности в обеих группах так же, как и в начале исследования, существенно не
различались (р>0,01), но незначительно снизились, т.е. девочки-сироты стали
более уверенными в выполнении намеченного благодаря систематическим занятиям,
рациональному использованию средств, методов и педагогических приемов.
Таким
образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что
предложенная нами методика занятий с использованием средств оздоровительной
аэробики и элементов художественной гимнастики не только положительно влияет на
уровень двигательной подготовленности девочек-сирот 10-11 лет, но и
способствует коррекции их психоэмоционального и морфофункционального состояния
и повышению уровня развития психических процессов. |