Книжный рынок: организация, управление, финансы, производство
Книжный рынок
Неудовлетворенность
существующей ситуацией на книжном рынке возрастает и выражается все более
недвусмысленно. Уже неоднократно упоминались дефицит торговых площадей и
дорогая логистика, низкая цена книги и дорогая бумага, перепроизводство и
низкая покупательная способность, падение оборотов и рост неплатежей,
конкуренция с другими формами развлечения и проведения досуга, очень низкое
финансирование государственных библиотек, и т.д. и т.п.
Предлагаем
запомнить вышеназванные замечания и перейти к рассмотрению субъективного
фактора, создавшего ситуацию на книжном рынке, а именно к участникам.
Участники
книжного рынка имеют дело с аудио-книгой, электронной книгой и,
преимущественно, печатной книгой. При этом особенностью книги является её
двойственность, издание является товаром и, одновременно, духовным явлением.
Печатную книгу можно продать и заработать деньги, поменять на что-то ценное,
подарить, поставить на полку и создать антураж, т.е. совершать многие действия,
приносящие удовлетворение обладателю. Чтение же книги представляет (собой)
событийный процесс, инициируемый разумом и волей читателя. Умение читать
позволяет вести внутренний диалог с текстом, создавать поток мыслеобразов и
переживаний, актуализировать информацию и извлекать смыслы, осваивать новый
опыт и расширять наши представления, влиять на установки и отношения. В общем,
книги имеют свою цену и обладают ценностью.
Отдельные
участники рынка пребывают в иллюзии самодостаточности, которая при более
внимательном взгляде видится самодовольством. Сохраняется в книжном бизнесе
разобщенность, болтовня, неумение объединятся, и делать общее дело. Наблюдается
рост без развития.
Самая
распространенная сегодня стратегия развития книжного бизнеса, лидерство по
издержкам, опирающаяся на использование дешёвых ресурсов, даёт сбои.
Книжный
бизнес вступил в эпоху новых перемен, и внешние силы в меньшей степени помогут
ему их пережить, в затянувшейся болезни переходного периода наступил очередной
кризис. Жизнь подсказывает, что каждая компания болеет и выздоравливает по-своему.
Исцеление как дело индивидуальное, требует персональной диагностики,
мобили-зации всех ресурсов и времени. При этом мы помним, что кризис в болезни,
как правило, завершается или летальным исходом, или выздоровлением.
Организация книжного бизнеса
Благодаря
новым способам накопления и обработки информации, расширению коммуникаций,
процессы протекают быстрее и шире, глобальнее. У каждой компании есть свой
жизненный цикл, приливы и отливы, спады и подъемы. Правильная организация
бизнеса позволяет переживать критические фазы бизнеса, использовать их к
обновлению и открытию новых возможностей деятельности. Книжный рынок, и большая
часть его участников, находятся в критической фазе и «благодаря» своей
организации пребывают в проблемном поле.
Современный
книжный рынок представляет собой сложную систему взаимоотношений между
различными частями единого бизнес-пространства и разнообразного сообщества.
Наблюдается повышенное внимание к результатам бизнеса и недостаточное внимание
к выстраиванию базовых принципов, определению и следованию проактивной
стратегии. Возможности и перспективы мистифицированы и, как следствие,
нереальны. Немногие участники понимают, что любая система должна осмысленно и
осознано развиваться.
Здоровая
компания, как организм способна к саморегенерации, к устойчивому разви-тию.
Самочувствие компании во многом зависит от внутренних коммуникационных
взаи-модействий, возможности саморазвития и самореализации сотрудников, умения
находится в диалоге с окружающей средой и видеть во всём возможности.
Отдельные
участники книжного рынка переживают состояние немощи, попытки же (без
реорга-низации) вливания «свежей крови», приносят кратковременное облегчение
или ускоряют агонию. Большинство книжных компаний работают без определенной
цели и стратегии, сбалансированных бизнес-процессов и открытой системы
коммуникаций, продуманной мотивации, команды профессиональных управленцев.
Управление бизнесом
Издательский
и книготорговый бизнес представляет собой единство процессов и отношений, во
всем их многообразии. Отношения, построенные на противоречивых основаниях,
приводят к деструкции и антагонизму, разрушению связей и бизнеса. Современный
бизнес направляет фокус усилий на взаимодействия с клиентом и средой, на
отношения сотрудничества, на проактивную системную деятельность.
Анализ
управленческих решений, сложившихся на российском книжном рынке, гово-рит о
том, что мы отстаем в областях разработки стратегий, оптимизации
организационно-хозяйственной структуры, построения систем управленческого учета
и бюджетирования, внедрения перспективных систем мотивации,
информационно-аналитической и маркетин-говой и т.д., т.е. буквально во всем.
В
тоже время, экономические условия требуют от книжного бизнеса системной
органи-зации и профессионального управления, комплекса маркетинговых
бизнес-решений и формирования коммуникационных взаимодействий, ориентации на
покупателя, перехода от деятельности «хобби-центров» к реальному бизнесу.
Управление финансами
По
оценке специалистов, в большинстве издательских и книготорговых компаниях
от-сутствует концепция бюджетного управления, постановка бюджетного процесса,
финансовый анализ бизнес-процессов. Как следствие, размытый контроль финансовых
потоков, доходов и расходов, активов и пассивов, в целом, снижение
эффективности управления и прибыльности компании. Наблюдается, как отсутствие в
компаниях планирования и контроля финансовых результатов деятельности,
системной оптимизации стоимости бизнес-процессов, приводит к неоправданному
увеличению затрат и издержек, нерациональному инвестированию и дезориентации
бизнеса.
Управление производством
Сегодня
часто отдельными участниками книжного рынка поднимается вопрос о
пере-производстве книжного продукта. Между тем, есть позиция покупателя и
читателя.
Читатель
предполагает в книге источник информации и катализатор духовных качеств, для
него не существует абстракций статистики, которая фиксирует некое количество и
объем бумажной массы. Для читателя книга конкретна в её явлении. Вместе с тем,
сегодня фактически он лишен доступа к интересующим его изданиям, не имеет
возможности познакомиться со всеми существующими предложениями издателей.
География розничных продаж сконцентрирована в отдельных регионах и городах
России, ассортимент выставляется преимущественно по универсальному принципу и
определяется площадями. Книги издаются, но недоступны покупателю. Сегодня мы
можем говорить не о перепроизводстве, т.е. превышении покупательского спроса, а
о недостаточном развитии книготорговых коммуникаций.
В
погоне за сиюминутными прибылями многие издатели и книготорговцы
сосредотачи-вают свои усилия на легком чтиве. В итоге, теряют аудиторию, т.к.
подобная категория потребителей легко переходят к другим формам получения
удовольствия. Другая крайность издателей остановиться на некоммерческих
изданиях, верить в свою творческую исключительность, и… ничего не делать для
организации грамотной коммерческой деятельности.
Маркетинговая
и управленческая безграмотность участников рынка создает узкие товаропроводящие
участки, несвоевременность и несогласованность в логистике, производство и
книготорговлю, ориентированную не на покупателя и читателя, отсутствие диалога,
издания без аудитории. Дорогая книга не та, которая имеет высокую цену, но та,
которая никому не нужна или недоступна.
Сегодня
существует необходимость переосмысления издания как продукта, возможностей и
ограничений книжного формата, работы с ним. Как конкурировать с популярными
средствами потери досуга и доступными информационными ресурсами?
К
примеру, можно выйти за рамки понимания книги как исключительно читабельного
продукта, создавать вокруг произведения объем и динамику, время и место,
открывать историю, являть книгу-событие, и приглашать читателя к участию в нём.
Осуществляя книжные проекты, делать их живыми и естественными, учитывать
маркетинговые и куль-турные представления, понимать - для кого, зачем и как.
Приобщать читателя к творческому процессу, делать его сопричастным, быть
режиссёром и участником действа.
Маленькие
и средние издательства по-прежнему являются основными генераторами имен. Мобильность
структуры, позволяет им быстрее выпускать идеи в жизнь.
Специализация
издательства на узкой или специфичной аудитории позволяет лучше выстраивать
коммуникационные каналы, действовать адекватно, актуально и своевременно.
Новые
маркетинговые и информационные технологии отпугивают библиофилов. Пережитые
времена провоцируют подозрительное отношение к изменениям, в которых
присутствует неопределенность и флёр бездушного механизма, в котором нет искры
творчества. Между тем, развитие интернета и технологий открывают новые
возможности прямых ком-муникаций между издателем, книготорговцем и покупателем,
позволяют лучше понимать своего читателя. Читатель сегодня - это цель, а не
средство.
Издатель
пытается быть универсалом, успеть везде, чтобы выжить, стремится выстро-ить
продажи и логистику, присматривается к маркетингу, и, в итоге, смещает акценты
с издательской работы. Непрофессиональные попытки заниматься неосновной
деятельностью полны грубых ошибок и просчетов, оптимизация расходов сводится к
усеканию, по-туги развития - к приглашению «варягов» и использованию
«мифологических камланий».
Беда
современных издателей в отсутствии представлений об организации и управлении
конкурентным бизнесом, размытой клиентоориентированности, недостаточном
развитии коммуникаций и полноценной обратной связи. Слабое развитие
маркетинговых коммуникаций и информации дезориентирует книготорговца и издателя
в их деятельности. Отсутствует понимание: для кого, как, что, в каком качестве
и количестве производится и реализуется.
Отметим,
что, обманув или разочаровав ожидания читателя, издатель и продавец подрывают
доверие и интерес к книге, книжной культуре, обрекают свой книжный бизнес.
«Служенье
музе не терпит суеты», но правильной организации. |