|
|
|
|
|
"Русская йога" - - Касты и варныКультура >> Йога >> "Русская йога" Читать целиком Касты и варны
Индийское общество четко разделено на варны, или касты. "Чистых" варн
четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Брахманы - это ученые, подвиж-
ники, жрецы. Кшатрии - воины, управляющие, цари. Вайшью - ремесленники,
торговцы, земледельцы, а также "служащие", продающие свой труд за деньги -
лекари, артисты и другие.
Изначально принадлежность к той или иной варне определялась по спо-
собностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка, просматривал его
прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и продолжали уже осо-
бое для каждой касты обучение.
В дальнейшем, при смене юг, было закреплено наследственное разделение
на касты, что не всегда соответствовало действительности.
Ведь варна человека зависит прежде всего от его духовного развития,
от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих воплощениях. В боль-
шой степени об этом можно судить по тому, к чему стремиться человек.
Главное устремление на стадии шудры - КАМА. Это удовольствия, прият-
ные переживания, доставляемые органами чувств.
Для вайшью основной жизненный стимул - АРТХА, или стремление к бо-
гатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жерт-
вовать чувственными удовольствиями.
Для кшатрия главное - ДХАРМА, выполнение долга. При этом у царей су-
ществуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов - дру-
гие.
Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более того, им это
предписывает закон: "плох тот солдат, который не стремится стать генера-
лом". Но при этом поступки кшатрия определяются соблюдаемой Дхармой.
Наконец, смысл жизни брахманов - МОКША, или освобождение. Каждая пос-
ледующая ступень включает в себя весь опыт, накопленный ранее, поэтому
кшатрию, например, не сложно овладевать ремеслами (стадия вайшью), но за-
дачу свою кшатрии видят в другом.
А вот шудре научиться новому ремеслу затруднительно, шудры не любят и
не умеют прикладывать усилия. Впрочем, и люди более высоких каст могут на
какое-то время опуститься на уровень шудры, если они не выполняют своего
предназначения, не используют своих возможностей. Но при этом, в отличие
от настоящих шудр, они никогда не достигнут удовлетворения, и пока они не
возьмутся за настоящее дело, их будет грызть червячок недовольства собой.
А шудра поел, прилег - ему хорошо, больше ничего не надо. Но если он пере-
силит себя, выучиться, то станет вайшью. А потом, может быть, и кшатрием.
Силой йоги за одну жизнь можно пройти весь эволюционный путь от шудры
до брахмана и достигнуть мокши. Это очень трудно, но такая возможность су-
ществует.
Традиционно в индийском обществе представители каждой касты занима-
лись своим делом, не мешая другим. Например, все сражения между княжества-
ми проходили в поле, при этом ни одна из сторон не трогала ни посевов, ни
селений - вайшью и шудры всегда жили в состоянии мира.
Однако такая идиллия была нарушена, когда закрепили наследственную
принадлежность к одной из каст. И, конечно, вайшью, родившийся в семье
брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на воспитание, если не
превзойдет свой недостаток. А кшатрий или брахман, родившийся в семье
шудр, никогда не смириться с подобным положением, а будет усиленно "выби-
ваться в люди".
За отмену наследования варн выступали Будда и многие другие учителя,
понимавшие истинное положение вещей.
Традиционно только трем высшим кастам разрешалось заниматься йогой.
Представителей этих каст называли также "дважды-рожденными", считая вторым
рождением возможность изучать Веды (то есть приобщение к знаниям).
Школа Йоги
Лекции по йоги Ар Сантэма
... ... ... Продолжение "Касты и варны" Вы можете прочитать здесь Читать целиком |
|
|
Анекдот
|
Условный рефлекс.
Космонавты с МКС, испугавшись космического мусора, перебрались в наш
отечественный модуль Союз. И это правильно! Ведь с того, кто едет на
иномарке, мусор сдирает намного больше, чем с того, кто на отечественой
тачке. |
|
показать все
|
|