Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Учебники для германских школ - - Религия - школьный предмет

Научные >> Учебники >> Школьные учебники >> Учебники для германских школ
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Нина Михайлова, Даниил Кипнис, Александр Кипнис. Религия - школьный предмет

---------------------------------------------------------------

© Copyright Нина Михайлова, Даниил Кипнис, Александр Кипнис

Date: 28 Oct 2003

---------------------------------------------------------------

Предисловие


     Предмет "Religion", который преподают в немецкой школе, не знаком выходцам из бывшего Советского Союза. Предлагаемое пособие основано на материалах немецких учебников и учебных пособий для школ и гимназий.


     Во введении представлены сведения о преподавании, уровень требований, предъявляемых при сдаче экзаменов по религии, как школьному предмету, и часть элементарных понятий, необходимых для усвоения сведений, изучаемых в школьном курсе религии как школьного предмета. БСльшую часть составляет словарь-лексикон понятий теологии, философии и этики, которые излагаются так, как они даны в курсе "религии" немецкой школы.


     При составлении лексикона использовали следующую литературу:


     Albers, Wolfgang. Kurswissen Religion: Kirche - Staat - Politik. Stuttgart: Klett, 1994.


     BrДndle, Werner. Taschenbuch theologischer FremdwЖrter, GЭteesloher Verlagshaus, 1982


     Bubolz, Georg (Hrsg.). Religionslexikon: Kompaktwissen fЭr SchЭler und junge Erwachsene. Cornelsen: Frankfurt/M, 1990;


     Fastenrath, Heinz. Abitur-Wissen Religion: Theologie und Philosophie. Stuttgart, DЭsseldorf, Leipzig: Ernst Klett Verlag, 1999;


     Freudenberg, Hans; Goßman, Klaus. Sachwissen -Religion. Ein Begleit- und Arbeitsbuch fЭr den Religionsunterricht. 4., Эberarbeitete Aufl. GЖttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995;


     Keßler, Manfred. Evangelische Religion 1. Freising: Stark, 1996;


     Keßler, Manfred. Abitur-Wissen Religion: Die Verantwortung des Christen in der Welt. Freising: Stark, 1999;


     Lanczowski, GЭnter. Religionen: Meyers Kleines Lexikon. Mannheim: Bibliographisches Institut, 1987;


     Leuser, Claudia. Abitur-Wissen Religion: Die Frage nach dem Menschen. Freising: Stark, 2000;


     Leuser, Claudia. Abitur-Wissen Religion: Christliche Ethik. Freising: Stark, 2002;


     Ohlig, Karl-Heinz. Religion in der Geschichte der Menschheit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2002;


     Rahner, Karl; Vorgrimler, Herbert. Kleines Theologisches WЖrterbuch. 11. Aufl., Freiburg im Breisgau: Herder, 1978;


     Schmidt-Kortenbusch, Martin. Abitur-Wissen Religion: Mission, жkumene, eine Welt. Stuttgart: Klett, 1996;


     Seibert, Jutta. Lexikon christlicher Kunst. Freiburg im Breisgau: Herder, 1980;


     Stamer, Uwe. Abitur-Wissen Religion: Was ist Der Mensch? Theologische Anthropologie. Stuttgart: Klett, 1998;Weber, Hartwig. Lexikon der Grundbegriffe in Christentum und anderen Religionen. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1992.


     Wehr, Gerhard. Die sieben Weltreligionen. Kreuzlingen/MЭnchen: Hugendubel, 2002


     Werner, Dittmar. Abitur-Wissen Religion: Glaube und Naturwissenschaft. Freising: Stark, 1999.


     ВВЕДЕНИЕ: РЕЛИГИЯ И Еі ПРЕПОДАВАНИЕ В НЕМЕЦКОЙ ШКОЛЕ


     Для обоснования необходимости преподавания религии как школьного предмета в официальных случаях приводят следующие аргументы:


     - религиозно-антропологический аргумент (отражение иррациональности сознания человека) - нежелание и, в какой-то степени, невозможность предать забвению накопленные, отработанные, исследованные формы человеческого существования, связанные с понятием религии;


     - общественно-теоретический и идеолого-критический аргумент - этические основы современных демократий основаны на общих представлениях, определенных, в том числе, и основными нормами религии (Nipkow, K.E.);


     - культурно-исторический аргумент - духовной основой европейской культуры много веков служило христианство, поэтому самосознание сегодняшнего человека, его природные, политические и социальные понятия не могут быть поняты без понимания исторических процессов развития религии, в том числе и периодов Нового завета и реформации. (Gogarten, Fr.)


     Cоциологи констатируют возрастание интереса к религии в последние годы, что можно связать с тем, что понимание мировых событий оказывается невозможным без учЈта религиозных факторов, особенно, в эпоху глобализации.


     Правовые основы преподавания религии


     Правовые основы преподавания религии в общедоступных школах Германии определены постоянной Комиссией министерства культуры Земель Германии (KMK, 7 июля 1972) на основе следующих правовых документов:


     1. Оcновной Закон (Конституция) Германии.


     -В соответствии со статьей 4 Основного закона гарантируется свобода совести и вероисповедания и ненарушимость религиозных прав.


     -В соответствии со статьей 7 школьное образование находится под контролем государства. Юридически ответственные за воспитание лица имеют право определять участие своих детей в учебных занятиях по религии; религия является обязательным предметом во всех общедоступных школах.


     -Несмотря на право государственного надзора, преподавание религии производится в соответствии с принципами религиозных общин; запрещается обязывать учителя преподавать религию вопреки своему желанию.


     2. Законодательства Земель (Landesrecht).


     Конституции большинства земель в основном повторяют эти положения Конституции ФРГ, однако в Конституциях нескольких земель (Berlin, Brandenburg, Hamburg, Mecklenburg-Vorpommern, Niedersachsen, Schleswig-Holstein) преподавание религии вообще не упоминается.


     3. Конкордаты и церковные договоры, принятые как источники права до или после второй мировой войны в ряде Земель (Bayern, Baden-WЭrttemberg, Niedersachsen, Schleswig-Holstein, Hessen, Rheinland-Pfalz).


     Таким образом,


     отношения между церковью и государством определены прежде всего Основным законом (статьи 4 и 140) и конкретизированы конкордатами (договорами государства и земель с Ватиканом) и аналогичными по содержанию церковными договорами, заключаемыми между евангелическими церквями земель и государством (так называемые KirchenvertrДge).


     В целом эти отношения могут быть обозначены как кооперация:


     -- Церковь и государство рассматриваются в качестве самостоятельных, равноправных партнеров; они имеют свои собственные, особые задачи и зоны влияния и отделены друг от друга (Trennung in der Wurzel);


     -- совместная работа в круге общих проблемных пространств государства и церкви возможна в случае, если этого требуют основные положения христианской веры или основные этические основания; тогда, в соответствии с соглашениями, возможно вмешательство церкви в ежедневную политику, государственное управление и судопроизводство:


     --

     в случае опасности для веры и морали церковь может пользоваться правом предостережения по своему усмотрению: "Церковь есть совесть государства"; церковь оказывает помощь государству при защите этических основ, как в социальной так и в культурной областях (например, церковные больницы и школы - в этом случае церковь играет роль интеграционного и стабилизирующего фактора общества);


     -- близость или дистанцирование политических партий и церкви определяется близостью в религиозных и этических вопросах, например, церковь может приветствовать политическую деятельность партии и ее членов, поскольку партия не поддерживает антицерковную деятельность;


     -- государство обеспечивает взимание налога на нужды церкви (Kirchensteuer);


     -- государство поддерживает культурную и социальную работу церкви путем финансирования дотациями и предоставлением льгот на основе принципа субсидирования;


     -- государство обеспечивает надзор над церковью в части соблюдения государственных законов церковными службами и работниками, например, законов о труде, предпринимательстве, страховании.


     Жестко определенные разграничения государства и церкви были достигнуты многолетними переговорами, аналогично, упорядоченность взаимоотношений определяет и правила преподавания религии в немецкой школе.


     Положение религии как школьного предмета


     Согласно Основному Закону (статья 7 п.3) религия является штатным (включенным в обязательную программу) школьным предметом, который преподается "в соответствии с основными положениями религиозных общин". Таким образом, религия имеет особое положение в ряду школьных предметов:


     -- с одной стороны, это установленный религиoзно-нейтральным государством предмет, который должен иметь научный характер и возможность видоизменяться,


     -- с другой стороны, содержание преподавания определяется участием религиозных общин в составлении учебных планов и материалов и в назначении и выборе учителей.


     Отсюда вытекают особенности преподавания


     -- "Religion" как школьный предмет, входит в программы всех ступеней обучения, от начальной школы до старших классов гимназии;


     -- право выбора между уроками религии, как школьным предметом ("Religion"), и уроками этики или философии для ребенка предоставлено родителям или лицам, ответственным за воспитание ребенка (Конституция ст.7, п.2); установление такой системы позволяет обеспечить соблюдение права на свободу совести, гарантированное Государством (ст. 4);


     -- преподавание религии является конфессиональным - либо католическим, либо протестантским (евангелическим);


     -- по содержанию преподавание религии охватывает широкий круг культурно-исторических, человековедческих и социальных аспектов, хотя и центром тяжести в Германии является христианское вероучение на основе Библии;


     -- преподавание религии выходит за конфессиональные рамки, поскольку, практически, следуя духу времени, передаются представления и о других мировых религиях;


     -- нехристианские религиозные общины вправе претендовать на преподавание их религий, безотносительно к тому имеют ли они (обшины) договоры с государством, поэтому в ряде Земель (Бавария, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Норд-Рейн-Вестфалия) в последние годы детям мусульман, на определенных условиях, преподается ислам.


     С полным основанием многие утверждают, что в плюралистическом обществе, в котором представлено большое число конфессий, принятая в Германии система преподавания религии становится анахронизмом.


     Дальше всех в отношении изменения системы преподавания религии пошла земля Бранденбург, где (после трехлетнего преподавания в опытном порядке) с 1996 года введен новый предмет: Lebensgestaltung-Ethik-Religionskunde, сокращенно LER. LER является обязательным предметом для открытых муниципальных школ Бранденбурга. Этот предмет является религиозно-нейтральным и должен давать знания об этике, различных мировоззрениях и религиях, чтобы дать учащимся возможность суждения о ценностных установках человека и ориентировку в жизни. Конфессиональное же преподавание религии было сделано факультативным и передано религиозным общинам.


     Введение LER вызвало большие споры о школьной политике во всей Германии и, как следовало ожидать, натолкнулось на сопротивление церкви. Католическая и евангелическая церковь совместно обратились в Конституционный суд с жалобой на нарушение Основного Закона. По решению суда ландтаг Бранденбурга был обязан внести в школьный закон изменения, уравнивающие положение преподавания LER и преподавания религии по конфессиям: с 2002/03 учебного года и то и другое сделано обязательным (так что школьники или их родители выбирают одно из двух).


     В результате этого эксперимента стало очевидным, что до внесения изменений в Конституцию ситуация с преподаванием религии в школах Германии останется прежней.


     Требования к знаниям учащихся


     По предмету "религия" предполагается освоение основных фундаментальных знаний определенной конфессии и ориентировка в других направлениях религии.


     Так, цели, которые ставит перед собой преподавание католической религии, могут быть сведены в следующий перечень:


     -- знание терминологии предмета;


     --

     знание основ в области христианской веры и истории ее развития, а также важных фактов, относящихся к пониманию других религий, мировоззрений и идеологий;


     -- обзорное знание материала как в историческом, так и в систематическом плане;


     -- умение применять методы работы, специфические для предмета;


     -- владение формами и принципами самостоятельной работы;


     -- умение вести диалоги,


     -- способность к суждению.


     Выпускной экзамен (абитур) по предмету "католическая религия" в Баден-Вюртемберге представляет собой письменную работу, относящуюся обычно к одной из следующих общих тем:


     - Jesus Christus;


     - Freiheit - Verantwortung - Schuld;


     - Glauben und Wissen;


     - Kirche - Zeichen des Heils;


     - Gottesglaube - Atheismus;


     - Soziale Gerechtigkeit.


     Аналогичные общие темы в курсе "евангелической религии":


     Glaube und Naturwissenschaft


     Kirche-Staat-Politik


     Soziale Gerechtigkeit


     Gottesglaube - Atheismus


     Jesus Christus


     Was ist der Mensch?


     Экзаменующимся предлагается текст, связанный с одной из этих общих тем, и четыре задания по этому тексту, которые имеют разную степень трудности:


     1 ступень сложности: воспроизведение. в этом задании школьник должен передать основные мысли текста - содержание, развитие мысли, центральные понятия;


     2 ступень сложности: преобразование, реорганизация. Тематика предложенного текста должна быть самостоятельно представлена собственными знаниями школьника, дополнена или поставлена в связь с более широкими темами.


     3 ступень сложности: перенос. В этом задании школьник должен применить собственные знания в области темы испытания для новой постановки вопроса или новых выводов. Требуется разработка общего и частностей;


     4 ступень сложности: обоснование позиции. Школьник должен рассмотреть аргументацию текста и занять по отношению к ней обоснованную позицию; или же он должен раскрыть проблему на основе одного или нескольких примеров. Обязательно требуется собственное суждение.


     При каждом из четырЈх заданий указывается его "стоимость" в очках (VP - Verrechnungspunkte). Максимально достижимое число очков при выполнении всей работы (общая сумма VP) - 60.


     Время написаний работы 210 минут. В качестве вспомогательных материалов разрешаются только некомментированные канонические переводы библии.


     Предлагаемые тексты представляют собой как правило либо выдержки из церковных документов (напр., энциклика, письма, катехизисы), или отрывки из сочинений теологов (если они не слишком абстрактны и сложны по языку).


     Примеры экзаменационных заданий 1990-2000 -х годов.


     Общая тема: "Вера в Бога и атеизм". В качестве исходного текста предложен отрывок из современной книги "Прощание с Богом?" и по нему поставлены четыре задания:


     1. Показать, на основе текста, почему автор не может отказаться от слова "Бог" (10 VP);


     2. Пояснить на одном примере из Ветхого Завета и на одном примере из Нового Завета, что при встрече с Богом речь идЈт о личном отношении. (20 VP);


     3. Показать, как Л. Фейербах в своей критике обосновывает необходимость замены слова "Бог" (15 VP);


     4. Пояснить возможные влияния веры в Бога на устройство (Gestaltung) человеческой жизни. (15 VP).


     Общая тема "Социальная справедливость". В качестве исходного текста предложен отрывок из статьи "От социального к политике" в парламентской газете. Задания:


     1. Опишите, перед какими проблемами, по мнению автора, стоит сегодня христианско-социальное движение (10 VP);


     2. Представьте подходы епископа Ketteler [1811-1877] к решению социальных вопросов (15 VP);


     3. Поясните на одном примере из Ветхого Завета и на одном примере из Нового Завета, как там поставлены под сомнение установки, обозначенные в тексте как "гражданский индивидуализм" (20 VP);


     4. Исследуйте, какое значение при поисках разрешения конфликта между Севером и Югом может иметь SubsidiaritДt [общественно политический принцип, по которому более крупные общественные единицы (напр. государство) имеют право брать на себя только те задачи, которые не в силах выполнить более мелкие общественные единицы] (15 VP).


     Тема: "Церковь -государство- политика"


     В качестве исходного текста предложен отрывок из памятной записки Евангелической церкви Германии "Евангелическая церковь и конституционное государство".


     Задания:


     1 покажите на основе текста, как в христианско-реформаторской традиции с точки зрения библейской веры понимается, обосновывается и ограничивается функция государства (10 VP);


     2 проверьте, используя RЖm 13, 1-7, возможно ли обосновать требование


     послушности государству (15VP);


     Покажите, каким образом в третьем Рейхе государство вмешивалось в свободу верований, и в какой степени евангелической церкви удалось выполнить ее долг - ненасильстенное сопротивление вмешательству государства в свободу вероисповедания (20 VP) ;


     4 Разъясните, исходя из правовых взаимоотношений церкви и государства в ФРГ, каковы возможности церкви участвовать в делах государства и влиять на них в соответствии с требованиями христианства


     Тема: "Иисус Христос"


     В качестве исходного текста предложен отрывок из современной книги "Иисус Евангелия"


     Задания:


     1 покажите какие следствия для устройства жизни вытекают из обещания царства Божьего (10 VP);


     2 проанализируйте главные мысли притчи о званом ужине Lk 14, 15-24 и разъясните, в какой степени трапеза Христа с отверженными является важным действием Христа (15VP);


     3 разъясните на одном из новозаветных текстов о воскресении Христа, что человек может доверять делу и обещанию Бога (20 VP);


     4 разъясните на примере, в какой степени заветы Христа могут быть претворены в сегодняшней жизни (15VP)


     x x x


     Начальные общие представления о религии


     Религия - что это такое


     Многозначность понятия "религия" начиналась с философско-лексического определения происхождения слова "религия" (лат. Religio): существовало по меньшей мере два толкования этого слова. Согласно Цицерону исходным было слово religere ("тщательно соблюдать"), поэтому он определил религию как тщательное соблюдение всего, что относится к культу богов. По другому толкованию, принадлежащему христианскому писателю Lactanius (250-260 - nach 317), religio происходит от religare ("вновь соединять"), вследствие чего один из отцов церкви Августин (354-430) считал, что "религия" есть воссоединение души с Богом. В некоторых других культурах слова, эквивалентные слову "религия", переводятся как "порядок", "обычай", "учение", "путь", "смирение".


     Многообразие источников происхождения слова отражает многозначность понятия "религия". Существует более ста различных определений религии, не согласующихся друг с другом: разные определения подчЈркивают разные аспекты религии, порой даже противоречащие друг другу.


     Религия характерна только для человечества и ее развитие связано с историческими условиями и обстоятельствами жизни человечества.


     Религия содержит систему представлений, которая отвечает на самые главные для человека вопросы - жизни и смерти. В разных культурах ответы на них оказываются различными.


     Немецкие школьные учебники и пособия придерживаются теологически окрашенного толкования, приблизительно следующего определения понятия религии: Религия - обобщающее обозначение множества исторических явлений, в основе которых во всех случаях лежит особое отношение между Священным и людьми, выражающееся в определЈнных нормах поведения людей. Мир разделен на духовный и материальный, естественный и сверхъествественнй, действительный и вымышленный.


     В конце концов, религия разъясняет и позволяет получить ответы на такие вопросы как: "Кто я? Откуда я пришел? Почему я живу? Что я должен делать? Как может продолжаться моя жизнь при переходе через смерть?".


     Для ответа на эти вопросы приходится привлекать надземные, божественные, сверхъестественные понятия, которые могут быть определены как святые, божественные. Отсюда, возникает деление на мирское и святое: profan a светский, мирской, повседневный, обычный, банальный и fanum a), наличие такого деления приводит к возникновению общественных структур, служащих этим направлениям, так что религия оказывает структурирующее воздействие на общество.


     Проявления религии и источники еЈ исследования


     Любой религии присущи следующие четыре формы проявления:


     -- определЈнное объединение людей;


     -- поведение людей - в форме обрядов и обычаев;


     -- религиозное учение, выраженное в словесной форме;


     -- религиозный опыт людей (опыт религиозного переживания), находящий некоторое неполное выражение в произведениях искусства, в преданиях и обрядах.


     Источниками мзучения религии являются прежде всего тексты, в первую очередь священные тексты, в которых изложено учение той или иной религии, комментариев к этим текстам, а также разного рода исторических, этнографических, археологических и других описаний. Более ранними, но более молчаливыми являются произведения искусства, предметы культа, здания, постройки и другие сооружения, связанные с религией. Особыми объектами исследований религиоведов являются люди, принадлежащие к той или иной религии, их поведение, мнения, религиозные переживания.


     Значительно труднее исследование религий, которые сегодня уже исчезли и словесные памятники которых утеряны. Только монументы нам могут рассказать, например о древней индусской культуре выявленной в Mohendscho Daro (4000-2000 v. Chr.). Для доисторических времен знания о религиозной жизни находятся на очень зыбких основаниях и допускают необоснованные интерпретации вплоть до спекуляций в широком поле.


     Некоторые исследования последних веков позволяют судить о существовании религиозных представлений людей каменного века:


     -- предметы, могущие понадобиться в последующей после смерти жизни, в захоронениях времен неандертальцев (около 150000 v. Chr.) говорят о вере в загробную жизнь;


     -- живописные изображения женщин, зверей и др. отражают культовые и магические действия, которые должны были способствовать успеху охоты (поздний палеолит 40000 v. Chr);


     -- черепа, окрашенные сангиной и охрой, из которых вынут мозг, позволяют предполагать культ каннибализма (мезолит, 10000-50000 v.Chr.)


     Попытки исследования сказок для выяснения религиозных представлений доисторических времен и использование данных психологии не привели до настоящего времени к каким-либо результатам. Важнейшей из областей исследования здесь является религия так назывемых "примитивных" народностей и племЈн.


     Мировые религии. Статистика принадлежности к отдельным религиям.


     Мировыми называют религии, которые претендуют на универсальность и распространены на большой части земного шара и/или охватывают значительную часть населения Земли. Ныне различают семь мировых религий: три "авраамистических" религии - иудаизм, христианство и ислам, две "индийских" - индуизм и буддизм и, наконец, две "китайских" - даоизм (таоизм) и конфуцианство.


     Разумеется, этим не исчерпывается многообразие существующих религий; в частности, заметную часть населения Земли составляют приверженцы разного рода "племенных" религий [Stammesreligionen: религии, так называемых первобытных народов, раньше их называли Naturreligionen или Primitivreligionen, которые можно было объединить понятием Animismus m, =анимизм (oт лат anima = Seele = душа): вера, что силы природы одушевлены или являются местом пребывания души, духа, вера в возможность общения человека; считают, что они (Stammesreligionen) являются переходной формой, приближающейся к религиям, так называемых культурных народов; характерным явлением для такого вида религий является существование понятия ?магия(Magie); теология строго отделяет магию от религии; в религиозной практике связь между ними существует и прослеживается, например, в медицинской практике, в существовании праздников и ритуалов, в предстапвлениях о загробном мире и др.]


     Статистический учЈт принадлежности к различным религиям наталкивается на многие трудности, как общие (быстро меняющаяся численность населения и его миграция), так и специфические, в особенности, смешивание различных религий (синкретизм) и расхождение между официальной и фактической религиозной принадлежностью (оно относится, например, к данным о числе православных в странах бывшего СССР и о числе верующих в Китае). Поэтому все публикуемые данные являются приближенными.


     Ниже приводится статистика принадлежности к отдельным религиям на середину 2001 года, заимствованная из "Британской энциклопедии" (2002 Britannica Book of the Year). Общая численность населения Земли - 100% - составляла в это время 6128 млн. человек.


     Наименование численность, % число стран


     млн. человек распространения


     Христианство в целом 2019 32,9 238


     Из них римско-католическое 1067 17,4 235


     протестанство 346 5,6 232


     православие 216 3,5 134


     прочие 611 9,9 232


     Ислам 1207 19,7 204


     Индуизм 820 13,4 114


     Буддизм 362 5,9 126


     Китайские религии 398 6,5 90


     Иудаизм 14 0,2 134


     Атеизм или отсутствие религии 922 15,1 236


     x x x


     Перечень понятий, проходимых в курсе религии в школе


     Общие понятия:


     Religion, Religionswissenschaft, ReligionphДnomenologie, Religionssoziologie, Heilig, Mythos, Kultus, Tod, Magie, Aberglaube, Theologie, Katholizismus, Protestantismus, Christentum, Absoluiheitsanspruch, Religionskritik, Atheismus, Schiksal, GlЭck


     "Разновидности" религий


     Vorgeschichtliche Religion, Stammesreligionen, Indianische Religionen, Afrikanische Religionen, Afroamerikanische Religionen, Babylonisch-assyrische Religion, Vedische Religion, Hindeismus, Jainismus, Buddhismus, Zen, Chinesische Religionen, Zaratustra, Konfuzianismus, Taoismus, Schintoismus, дgyptische Religion, Griechische Religion, Judentum, Gnosis, Germanische Religion, Islam, Koran, BahА'М-Religion


     Понятия, которые относятся ко многим религиям


     Religion, Heilig, Animismus, Totemismus, Tabu, Magie, Jenseits, Totenbestattung, Mythos, Opfer, Blut, Kultus, Seele, SchЖpfungsmythen, Ewigkeit, Ewigea Leben, Gott, Offenbarung, Polytheismus, DДmonen, Paradies, HЖlle, Fegfeuer, Teufel, Engel, Himmel, Dualismus, Aberglaube, Parapsychologie, Wunder, Furcht, Heilige Schriften, Wochetage, Astrologie, Fluch/Segen


     Конфессии, религиозные общества, религиозные группы


     Katholizismus, Protestantismus, Orthodoxe Kirchen, Herrnhuter BrЭdergemeine, Mennoniten, Baptisten, QuДker, Evangelisch-methodistische Kirche, Pfingstbewegung, Sekten, Heilsarmee, Zeugen Jehovas, Christengemeinschaft, Kinder Gottes, Vereinigungskirche, Scientology-Kirche, Hare-Krishna-Bewegung, Bhagwan


     Темы Библии (Altes Testament)


     Bibel, Bibelwissenschaft. Auslegung, Kanon, Israel, Jahwe, Altes Testament, Pentateuch, Abraham, Moses, SchЖpfung, Adam, Prophet, Jesaja, Jeremia, Exodus


     Темы Евангелия (Neues Testaments)


     Bibel, Bibelwissenschaft, Auslegung, Kanon, Neues Testament, Synoptiker, Markus, MatthДus, Lukas, Johannesevangelium, Jesus von Nazareth, Jungfrauengeburt, Bergpredigt, Menschensohn, Christus, Kyrios, Kreuz, Maria, Auferstehung, Wunder, Christologie, Jungfrauengeburt, Petrus, Urgemeinde, Apostel, Paulus, Urgemeinde, Apostel, Paulus, Paulusbriefe, Apostelgeschichte


     Из времени раннего христианства


     Auferstehung, Urgemeinde, Petrus, Urchristentum, Platonismus/Neuplatonismus, Hellenismus, Mysterien, Gnosis, Paulus, Apostelgeschichte, Christologie, KirchenvДter, Augustius, Christenverfolgungen, MДrtyrer, Konstantin der Große, MЖnchtum, Papsttum, FДlschungen


     Из истории христианства: от старой церкви к новому времени


     Kirche, KirchenvДter, Konstantin der Große, Mission, Augustinus, Papsttum, MЖnchtum, Benedikt von Nursia, Franciscus von Assis, Askese, Mittelalter, KreuzzЭge, Ketzer, Hexe, Inquisition, Index, Folter,/Geißelung/Flagellanten, Bauernkriege, Mystik, Ablaß, Antichrist, Reformation, Zwingli, Martin Luther, Thomas MЭntzer, Calvin, Gegenreformation, Ignatus von Loyola, Katholizismus, Protestantismus, Orthodoxie, Pietismus, AufklДrung, Erweckungsbewegung, Fundamentalismus, Gemeinschaftsbewegung, Diakonie, Soziales Christentum, Vatikanum ! und II, Kirchenkampf, Deutsche Christen, Bekennende Kirche, Antisemitismus, Dialektische Theologie, Theologie der Befreiung


     Об отношениях государства и церкви


    

... ... ...
Продолжение "Религия - школьный предмет" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Религия - школьный предмет
показать все


Анекдот 
Была у Вовочки корова. А у Маши бык. Привел как-то раз Вовочка свою
корову к Машиному бычку. Бык залез на корову, а Вовочка и Маша сидят
и смотрят. Через некоторое время:
Вовочка:

- Может тоже попробовать?
Маша:

- Смотри сам, ... твоя же корова!
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100