Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Евгений Паршаков. Экономическое развитие общества - - Экономическое развитие общества

Культура >> Политология >> Современные тексты >> Евгений Паршаков. Экономическое развитие общества
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Евгений Паршаков. Экономическое развитие общества

---------------------------------------------------------------

© Copyright Евгений Афанасьевич Паршаков

Авторская страница в Интернете

Date: 25 Aug 2000

---------------------------------------------------------------

(Концепция кооперативного социализма)

Аннотация


     Паршаков Евгений Афанасьевич


     Экономическое развитие общества (Концепция кооперативного социализма) Историческое исследование


     Книга издана в авторской концепции


     Экономическое развитие общества /Концепция кооперативного социализма/ : Историческое исследование. - Запорожье: Дикое Поле, 1997. - 264 с. Тираж 1000 экз.


     Отпечатано с оригинал-макета издательства "Дикое Поле" в типографии ИПК "Запорожье".


     Уважаемые читатели!


     Мы будем Вам признательны, если Ваши отзывы об этой книге, а также пожелания и вопросы Вы направите автору по адресу:


     69120, Украина, г.Запорожье, ул. Авраменко, кв. 296, тел. (0612) 67-24-45.
ПРЕДИСЛОВИЕ


     XX век - век появления на Земле нового феномена. Этот феномен появился на рубеже XIX-XX вв. и с тех пор властно шествует по планете, не считаясь ни с чем: ни с государственными границами, ни с национальными и языковыми различиями, ни с социальным и политическим строем. Этим феноменом является научно-техническая революция.


     Что такое научно-техническая революция? Среди множества ее определений наибольшее число исследователей так или иначе придерживается взгляда, что современная научно-техническая революция - это революция в развитии производительных сил общества. Однако этот простой ответ порождает, по крайней мере, два новых вопроса.


     Вопрос первый: если научно-техническая революция является революцией в развитии производительных сил современного общества, то не находится ли она в причинно-следственной связи с социалистической революцией, происходящей в развитии общественных отношений современного общества?


     Вопрос второй: если научно-техническая революция является революцией в развитии производительных сил современного общества, то не происходили ли ранее другие революции в развитии производительных сил на различных этапах исторического развития общества? А если происходили, то что они собой представляют?


     Многолетние исследования привели автора к утвердительному ответу на оба эти вопроса. Во-первых, современная научно-техническая революция находится в самой непосредственной причинно-следственной связи с современной социалистической революцией. Если социалистическая революция до научно-технической революции являлась лишь возможностью, то с ее зарождением, началом социалистическая революция становится общественно-исторической необходимостью, она является необходимым следствием научно-технической революции.


     Во-вторых, тщательное исследование закономерностей исторического развития производительных сил общества позволяет выявить в их развитии еще три революции: первая революция в развитии производительных сил общества, которую мы называем в своем исследовании, предлагаемом вниманию читателя, охотничье-технической революцией, происходила примерно с 40-35 тыс. лет до 20-15 тыс. лет назад; вторая революция в развитии производительных сил общества, которую мы называем аграрно-технической революцией, совершилась примерно с 7 по 4-3 тыс. лет назад; и третья революция в развитии производительных сил общества, которую мы называем индустриально-технической революцией, осуществилась примерно в XI-XIX вв.


     Таким образом, в развитии производительных сил общества, как и в развитии общественных отношений, имеется четыре революции. В развитии производительных сил это охотничье-техническая, аграрно-техническая, индустриально-техническая и научно-техническая революции. В развитии общественно-производственных отношений это рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая революции.


     Казалось бы, осталось сделать тот простой вывод, что поскольку четвертая революция в развитии производительных сил общества находится в причинно- следственной связи с четвертой социальной революцией и поскольку вообще производительные силы общества находятся в диалектической взаимосвязи с производственными отношениями, осталось сделать вывод, что каждая из четырех социальных революций находится в причинно-следственной связи с определенной, соответствующей ей революцией в развитии производительных сил общества, которых также четыре. Но здесь-то и возникают главные трудности.


     Если сравнить хронологические границы осуществления социальных революций и революций в развитии производительных сил общества, то окажется что они располагаются в историческом развитии не таким образом, что первой революции в развитии производительных сил соответствует первая социальная революция и т. д., а иначе, несколько неожиданным образом. Совпадают хронологически только третьи и четвертые революции в развитии производительных сил и производственных отношений, т.е. индустриально-техническая революция совпадает с буржуазно-социальной и научно-техническая революция совпадает во времени с социалистической революцией. Первые же революции расположены в истории общества иначе. Так, первой социальной, т.е. рабовладельческой революции , соответствует не первая, а вторая революция в развитии производительных сил, т.е. не охотничье-техническая, а аграрно-техническая революция. А феодально-социальная и охотничье-техническая революции остаются вообще без "пары". В чем же дело?


     Изучение социально-экономической истории средневекового общества привело нас к выводу, что феодализма как самостоятельной общественно-экономической формации не существует вообще. Так называемый феодализм V-XVII вв. есть искусственное соединение в одно целое последней фазы развития рабовладельческого (рабовладельческо-крепостнического) общества и первой фазы развития буржуазно-капиталистического общества. Если принять это положение, то окажется, что двум общепринятым фазам капиталистического общества (домонополистическому и монополистическому капитализму) предшествует еще одна фаза - фаза торгового капитализма. Тогда следует считать, что капиталистическое общество проходит в своем развитии три фазы: фазу торгового капитализма, фазу промышленного капитализма и фазу монополистического, или акционерного капитализма; или торговую, производительную или ростовщическую фазы, если исходить из господствующих в них форм эксплуатации капиталом труда.


     Если же теперь мы обратимся к экономическому развитию рабовладельческого общества, временные рамки которого передвинулись с V к XIV-XV вв., а для Восточной Европы даже к XIX веку, то окажется, что и оно проходит в своем развитии также три фазы: торговую, производительную и ростовщическую. Таким образом, обе классовые общественно-экономические формации (рабовладельческо-крепостническая и буржуазно-капиталистическая) проходят в своем развитии через одни и те же фазы, они как бы копируют друг друга. А исторической границей, разделяющей эти формации, является уничтожение крепостного права, что и является содержанием буржуазно-социальной революции, которая, следовательно, произошла в Западной Европе в XIV-XV вв., а в Восточной Европе в XIX в.


     "Избавившись" таким образом от "феодально-социальной" революции, для которой не существует соответствующей ей революции в развитии производительных сил общества, мы должны теперь обратиться к первобытно-общинному обществу, в недрах которого происходит первая революция в развитии производительных сил - охотничье-техническая революция. Внимательный анализ социально-экономического развития первобытно-общинного общества привел нас к выводу, что первобытно-общинное общество, как и феодальное, является также искусственным соединением двух различных обществ: первобытного (первобытно-стадного) и общинного (общинно-родового). Если общинное общество является первой общественно-экономической формацией в развитии сформировавшегося, развитого общества, то первобытное общество является формирующимся обществом, это переходный период от биологической к социальной форме развития материи, период становления, формирования общества, который предшествует первой, общинной общественно-экономической формации. При этом первобытное общество отделяется от общинно-родового общества охотничье-технической и взаимосвязан ной с ней общинно-социальной революцией, которая и является первой социальной революцией в развитии общества.


     Если принять все вышесказанное во внимание, то в развитии производительных сил общества и общественно-производственных отношений выявляется стройная картина: первой, охотничье-технической революции в развитии производительных сил соответствует первая общинно-социальная революция в развитии общественно-производственных отношений; аграрно-технической революции (второй) соответствует рабовладельческо-социальная революция (вторая), индустриально-технической революции (третьей) соответствует буржуазно-социальная революция (третья); и научно-технической (четвертой) соответствует социалистическая революция, которая является четвертой революцией в развитии общества. При этом революции в развитии производительных сил общества являются причиной (первопричиной) совершения соответствующих им социальных революций, под непосредственным влиянием которых последние происходят, ибо новые производительные силы, а таковыми они становятся при совершении очередной революции в их развитии, нуждаются для своего дальнейшего прогрессивного развития в новых общественно-производственных отношениях, в новом социальном строе.


     Мы не будем дольше останавливаться здесь на предлагаемой читателю концепции, которая более подробно изложена в исследовании. Отметим только, что в ней имеются некоторые довольно значительные, как уже убедился читатель, отклонения от общепринятой в марксистской литературе взглядов. Однако мы считаем, что эти отклонения было бы ошибочно считать опровержением марксистского учения. Наша концепция - не опровержение марксистского учения, а его творческое развитие.


     Марксизм-ленинизм не догма, а руководство к действию, и по мере дальнейшего развития общества, по мере выявления его новых черт, явлений, законов, по мере получения и накопления исследователями новых исторических, ранее не известных фактов неизбежно должно происходить дальнейшее развитие и марксистско-ленинского учения, его совершенствование, отказ от некоторых его устаревших или ошибочных положений, дополнение его новыми положениями, ибо марксистско-ленинская теория является отображением объективного развития общества и материи, и поскольку общество развивается, изменяется, то должна развиваться и общественная наука.


     Если всякое творческое развитие марксизма отождествлять с ревизионизмом, то самыми большими "ревизионистами" следует считать Маркса, Энгельса и Ленина, которые всю свою жизнь развивали, изменяли, уточняли, совершенствовали, дополняли свое учение, многие положения которого они не колеблясь отбрасывали, как только убеждались в их ошибочности.


     Для нас в нашем исследовании руководящей нитью является следующие замечательные слова В.И.Ленина: "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убежденны, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни" (В.И.Ленин, соч. т.4, стр. 184).


     В настоящем исследовании автор ставил перед собой довольно ограниченную цель: исследовать историческое развитие производительных сил общества и общественно-производственных отношений в их диалектическом единстве, взаимодействии. При этом автор стремился не повторить в исследовании те общеизвестные истины, которые уже достаточно подробно освещены в общественной литературе.


     Автор. Глава первая, вводная
ТЕОРИИ РЕВОЛЮЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА


     Согласно марксистско-ленинскому учению, в развитии общества наиболее подвижную, активную, определяющую роль играют его производительные силы.


     Производительные силы общества играют в развитии производственных отношений, а посредством их и в развитии других общественных отношений, такую же роль, какую играют природные условия или внешняя среда в развитии биологических организмов, в развитии животного и растительного мира. Производительные силы являются той "внешней средой" для производственных отношений, изменения в которых неизбежно приводят к изменению последних. При этом в одних случаях производственные отношения видоизменяются, оставаясь в рамках одной и той же общественно-экономической формации, в других случаях одна форма производственных отношений заменяется другой формой, происходит социальная революция.


     Когда производственные отношения находятся в соответствии с уровнем и характером производительных сил общества, последнее процветает, прогрессирует, его экономика развивается быстрыми темпами. Когда же производительные силы перерастают ставшие узкими для них существующие производственные отношения и вступают вследствие этого с ними во все более усиливающиеся противоречия, общество постепенно переходит от процветания к застою, от высоких темпов роста общественного производства к низким. Устаревшие производственные отношения все более тормозят развитие производительных сил. И наконец это противоречие между новыми производительными силами общества и его старыми производственными отношениями переходит в конфликт и разрешается в ходе социальной революции, которая устраняет тормозящие развитие производительных сил производственные отношения, заменяет их новыми, прогрессивными производственными отношениями, которые открывают широкий простор для дальнейшего развития производительных сил общества. "На известной ступени своего развития материальные и производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции" (Маркс, Энгельс т. 13, стр. 7).


     Отсюда видно, какую важную, решающую роль играют в развитии общества его производительные силы, в том числе и в первую очередь производственная техника, которая в развитии производительных сил, являясь их составной частью, играет такую же важную роль, какую, скажем, производственные отношения играют в развитии общественных отношений, составной частью которых они являются. "Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд". (Маркс, Энгельс т. 22, стр. 191).


     Но если производительные силы, и прежде всего производственная техника как совокупность орудий производства играют такую важнейшую роль в развитии общества, то и изучение их и исследование закономерностей их развития должно быть особенно внимательным. Между тем должного внимания закономерностям развития производительных сил исследователями не уделяется.


     Если до наступления современной научно-технической революции было невозможно выявить все закономерности развития производительных сил, то по мере ее развития выявление этих закономерностей становится не только возможностью, но и обществен ной необходимостью. "Объективная логика научно-технического прогресса не могла быть вскрыта, скажем, в период распространения рабочих машин или паровой машины. Техника должна была подняться на высокий уровень, который позволил выявить закономерности ее развития. Именно исходя из анализа автоматических машин К. Маркс разрабатывает теоретические положения о научно-техническом прогрессе.


     Современная научно-техническая революция, сердцевиной которой является автоматизация, обнажает внутреннюю логику развития техники и делает ее вполне доступной для исследователя (1-15).


     Как развиваются производительные силы общества? Таким ли образом, что в развитии производительных сил наблюдается только количественные изменения, которые в процессе своего эволюционного развития вызывают качественные, революционные изменения в развитии производственных, а посредством их и в развитии других общественных отношений? Но тогда как объяснить такие объективные явления в развитии общества, как промышленный переворот, который происходил в Европе и Северной Америке с XVIII по XIX вв., и научно-техническая революция, которая совершается в настоящее время в большинстве стран мира, как в социалистических, так и в буржуазных, как в развитых, так и в развивающихся, как в крупных, так и в небольших?


     Или же таким образом, что периоды эволюции в развитии производительных сил сменяются периодически революционными периодами, то есть такими качественными изменениями в развитии производительных сил , что в корне меняются вся техническая, технологическая и структурно-отраслевая основы общества? Но тогда сколько и каких революций произошло в развитии производительных сил за всю историю общества и какова их сущность?


     В этой связи для нас большой интерес представляет периодизация истории техники. На сколько периодов можно или, вернее, необходимо разделить историческое развитие техники? И какие качественные различия существуют между техникой различных периодов?


     Большинство советских авторов трудов по истории техники за основу периодизации истории техники принимают периодизацию развития общественных отношений. Л.Д.Белькинд, И.Я.Конфедератов и Я.А.Шнейберг пишут в "Истории техники": "Периодизация истории техники в основном совпадает с периодизацией истории развития человеческого общества, основанного на смене общественно-экономических формаций. Поэтому развитие техники целесообразно рассматривать в соответствии с установленной периодизацией общества" (2-13).


     Аналогичную периодизацию предлагают П.С.Кудрявцев и И.Я.Конфедератов в "Истории физики и техники". Историю техники они делят на следующие периоды: "... техника первобытного общества, техника рабовладельческого общества, техника феодального общества, техника в период возникновения и утверждения капитализма и империализма, техника при социализме" (3-9).


     Авторы этих трудов не пишут, в чем состоит качественное различие между техникой указанных ими периодов. Они и не могут этого сказать, поскольку основой периодизации развития техники для них является не сам по себе процесс технического развития, а периодизация по общественно-экономическим формациям, которая сама требует объяснения, то есть основу периодизации техники они усматривают не в исходном, а в производном, причину и следствие меняют местами.


     Несколько иную периодизацию истории техники принимают авторы коллективной "Истории техники" А.А.Зворынин, Н.И.Осьмова, В.И.Чернышев и С.В.Шухардин. Они указывают на "... следующие этапы развития техники:


     1. Возникновение и распространение простых орудий труда в условиях первобытно -общинного способа производства.


     2. Развитие и распространение сложных орудий труда в условиях рабовладельческого способа производства.


     3. Распространение в условиях феодального способа производства сложных орудий труда, приводимых в движение человеком.


     4. Возникновение в условиях мануфактурного периода предпосылок для создания машинной техники.


     5. Распространение рабочих машин на базе парового двигателя в период победы и утверждения капитализма в передовых странах.


     6. Развитие машин на базе электропривода в период монополистического капитала.


     7. Переход к автоматической системе машин в период после Великой Октябрьской социалистической революции" (4-11).


     По поводу этой периодизации Г.Н.Волков, совершенно справедливо критикуя ее, пишет: "... поскольку развитие производительных сил - техники в том числе является определяющей стороной в той или иной общественной формации, как и вообще в развитии общества, то естественно выяснить сначала внутреннюю логику развития производительных сил, внутреннюю логику развития техники, а не определять эту логику с помощью того класса явлений, которые сами для своего объяснения нуждаются в анализе особенностей технического прогресса.


     Авторы "Истории техники", к сожалению, не приняли в расчет этого соображения. Для каждой формации они стремятся найти свой период в развитии техники.


     Авторы пишут о технике феодализма, как о сложных орудиях, приводимых в движение человеком, в отличие от сложных орудий рабовладельческого общества... Видимо, в угоду предвзятой схеме авторы, не найдя существенного различия в орудиях труда, ограничились словесным различием... Но одно из двух: или имеется собственная логика развития техники, и тогда периодизация должна исходить из этой логики, или развитие техники целиком определяется производственными отношениями, и тогда следует принять "за основу истории техники периодизацию по общественно-экономическим формациям" (5-37,38).


     В самом деле авторы "Истории техники" пишут о простых орудиях труда в первобытно-общинном обществе в отличие от сложных орудий труда рабовладельческого и феодального общества. Следовательно, если следовать их точке зрения, лук со стрелой, сверлильный станок, гончарный круг с ножным приводом (маховиком) и огневое сверло с лучковым приводом, получившие в первобытно-общинном обществе широкое распространение, являются простыми, а не механическими орудиями труда. Или, как указывал Г.Волков, авторы "Истории техники" отличают сложные орудия труда феодального общества от сложных орудий труда рабовладельческого общества тем, что первые приводятся в движение человеком. Но, во-первых, в чем же здесь качественное различие, если, по мнению авторов, и те и другие являются сложными орудиями труда и если и те и другие приводятся в движение человеком? А во-вторых, и в восточноазиатском, и в античном, и в средневековом обществах источником движения многих орудий труда в ведущей отрасли общественного производства - земледелии являлась тягловая сила (мускульная энергия) животных, а не сила человека.


     Наиболее полно и последовательно точка зрения, согласно которой периодизация развития производительных сил, техники в том числе, совпадает с периодизацией развития общества, то есть в соответствии со сменой общественно-экономических формаций, разработана авторским коллективом в книге "Современная научно-техническая революция" (6).


     Остановимся несколько подробнее на этой теории развития производительных сил общества.


     В процессе своей деятельности в зависимости от необходимости решения тех или иных задач люди придают технике (искусственно созданным средствам деятельности людей, создаваемым и применяемым в целях получения, передачи и превращения энергии, воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, сбора, хранения, переработки и передачи информации, исследования законов и явлений природы и общества, передвижения, управления обществом, обслуживания, быта, ведения войны и обеспечения обороны) различные формы. Техника может иметь форму орудий труда (инструменты), машин, автоматов, приборов. Техника может иметь и безмашинную форму (стр. 10).


     Каждой общественно-экономической формации (точнее каждой ее фазе) соответствует определенный исторически сложившийся уклад техники, который охватывает основные формы созданных человеком технических средств, применяемых видов энергии и используемого технологического способа производства ,под которым понимается совокупность трех факторов: организация применения технических средств, технический способ соединения производителей с техническими средствами и разделение труда (стр. 11).


     В техническом укладе общественного производства в определенные исторические периоды происходят революционные сдвиги - технические революции, которые приводят к созданию нового, более высокого уклада техники, свойственного новому общественно му способу производства, для окончательной победы которого необходима еще и "производственная" революция, которая является следствием и вместе с тем продолжением технической революции (стр. 17).


     Если, согласно теории авторов "Современной научно-технической революции", определенный технологический способ производства является составной частью ("охватывается"), наряду с основными формами технических средств и видов энергии, соответствующего уклада техники, то при смене одного уклада техники другим, новым, т.е. при совершении революции технической, должен автоматически заменяться и один (старый) технологический способ производства другим (новым). Однако дальше мы видим нечто другое, противоречащее вышесказанному.


     В определенные исторические периоды производительные силы общества переживают техническую революцию, сущность которой заключается в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства и общих материальных условий производственного процесса. Техническая революция - процесс создания и внедрения таких технических средств, которые "подготавливают (!) переход к новому технологическому способу производства" (стр. 27).


     Техническая революция при соответствующих (новых) производственных отношениях вызывает производственную революцию, т.е. процесс, при котором на основании новых технических средств создается новый технологический способ производства, характеризуемый новым разделением труда, новым местом производителей и новыми общественными отношениями в производстве (!), новой социальной структурой общества (стр. 27).


     Итак, согласно теории авторов "Современной научно-технической революции", при замене одного технологического способа другим (производственная революция) происходит помимо прочего замена старых производственных отношений новыми ("новыми общественными отношениями в производстве"). Однако это положение противоречит учению основоположников марксизма-ленинизма, согласно которому замена одних производственных отношений другими, новыми, происходит при совершении социальной революции. Этого противоречия не было бы, если бы авторы говорили не о "новых общественных отношениях в производстве", а об укреплении, окончательной победе или о видоизменении существующих производственных отношений. Впрочем, дальше авторы этой теории иначе высказываются по этому вопросу.


     "Если социальная революция приводит к установлению новых производственных отношений, раскрепощению производительных сил, то техническая революция преобразует средства производства, а выросшая из нее производственная революция приводит к полной победе, господству нового способа производства" (стр. 27).


     Техническая революция - предвестник производственной революции, которая не может начаться без предварительного осуществления технической революции. Производственная революция представляет собой постепенный процесс, точно датировать начало которого почти невозможно. Между технической и производственной революциями не может быть резкой грани, производственная революция как бы плавно вырастает из технической, а не начинается тогда, когда кончается последняя (стр. 27).


     Совершение технической и вырастающей из нее производственной революции происходит в каждой общественно-экономической формации, поэтому в развитии общества и его производительных сил авторы этой теории находят пять технических и пять производственных революций. Поскольку технических революций пять, то укладов техники, разделяемых техническими революциями, насчитывается шесть, а поскольку и производственных революций пять, то и технологических способов производства, разделяемых производственными революциями насчитывается также шесть.


     Перейдем теперь к рассмотрению этих революций (технических и производственных) в отдельности, по общественно-экономическим формациям.


    

... ... ...
Продолжение "Экономическое развитие общества" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Экономическое развитие общества
показать все


Анекдот 
- Да, иногда жалеешь, что твой друг не был большой свиньей, - говорил Винни-Пух, доедая Пятачка.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100